Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.
Слово «феодализм» в странах Западной Европы в средние века обозначало земельное владение, пожалованное сюзереном своему вассалу в наследственное пользование с условием несения им феодальной службы. Обычно выделяются следующие этапы его развития: 1) раннее средневековье - 5 - 9 вв.; 2) высокое средневековье 10 -13 вв.; 3) позднее средневековье 14 - 15 вв.
Для феодальной экономики характерны следующие черты:
1. господство крупной земельной собственности и монополия на нее класса феодалов;
2. сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, часто сохранявших в личной собственности основные орудия труда, скот, усадьбу;
3. своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до права наследственного пользования;
4. различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян - личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян;
5. рентные отношения (крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей; рентные платежи взимались в натуральной (барщина, оброк) или денежной формах);
6. преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным;
7. господство натурального хозяйства и мелкого производства;
8. низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам;
9. сословный характер общества;
10. иерархическая структура феодального сословия;
11. корпоративные отношения .
16 - последняя треть 17 века вошли в историю мирового хозяйства как период разложения феодальных отношений и генезиса капиталистического производства. Начало этим процессам в странах Западной Европы положили изменения в сфере материального производства, состоянии и характере производительных сил, расширение внутреннего и внешнего рынка.
Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.
В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.
«Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.
Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.
В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.
Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела.
Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали.
Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья.
Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты.
4.Развитие древнерусской государственности в Х-ХII вв.
Во второй половине XI — в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раздробленности. Ее причинами были: раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа «по старшинству» (к старшему в роду);постоянные княжеские усобицы;рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности у крупных владетелей; натуральный характер хозяйства, сходность производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обуславливало слабый стимул к развитию торговых связей; активное развитие ремесел, рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни; усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату. Феодальная раздробленность имела некоторые положительные стороны: быстро развивались производительные силы в различных землях(росло количество городов), но были больших людские и материальные потери, которые несли непрерывные феодальные войны. Древнерусское государство находилось в уязвимом геополитическом положении – между Востоком и Западом. Такая геополитическая ситуация требовала сохранения крепкого централизованного государства. Съезд русских князей в городе Любече недалеко от Чернигова в 1097 году установил принцип «каждый да владеет своей отчиной»- окончательный распад единого государства на наследственные владения князей из Дома Рюриковичей. Междоусобицы продолжались. Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Модели гос-ва:На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. новгородская демократия, как и любая другая, была относительной. Князья Владимиро-Суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пытался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.
Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество. На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество.Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.
Положительные последствия.1. Активное развитие ремесла.2. Рост и усиление городов.3. Заселение ещё неосвоенных земель.4. Развитие внутренней торговли.5. Прокладывание дорог.6. Расцвет культурной жизни княжеств.7. Усиление местного аппарата управления. Отрицательные: 1. Происходит процесс дробления земель 2. Велись бесконечные междоусобные войны. 3. Ослаблялся военный потенциал страны. 4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 3074;