Опасности в практике раннего плавания
Существует два принципиально разных подхода к беременности и к материнству.
ИМПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД:
Этот подход в своей основе несет такую установку, что беременная и рожающая женщина не адекватна, и на ее чувства не следует обращать внимания – за нее все решат компетентные люди – врачи, акушеры, гинекологи. Вместе с тем и новорожденный не может проявлять осознанных эмоций, его смеху и плачу не надо верить – а следует слушать лишь авторитетные научные и религиозные теории, в которых все подробно расписано: как следует вести себя с ребенком и как вести себя не следует. Зажатые в тисках норм и регламентированных действий, мы переносим свою неспособность останавливать внутренний диалог и на наших детей. Считаем, что дети не знают, когда им хорошо, а когда плохо. Смеются они якобы рефлекторно, а значит на это нельзя ориентироваться, плачут не осознанно, а значит мы можем не подходить к ребенку, когда он плачет, не реагировать – достаточно, чтобы он был сыт, чист и согрет… Такое мнение крайне ошибочно. Оно мешает устанавливать крепкие связи между матерью и ребенком. Если настроенная так мать начнет наныривать своего ребенка, то она может причинить ему вред. Ведь она не будет чувствовать его потребности, не будет реагировать на его информационные сигналы – а их у ребенка не мало. Маме начинает казаться, чтоузнать у младенца, насколько для него полезно то, что с ним проделывают, невозможно.Такие мамы на реакцию ребенка смотреть не могут, им приходится опираться выбранную теорию. Это может быть либо теория раннего развития, либо теория мягкого ухода. И начинают они интенсивно наныривать по правилам, невзирая на его протесты, либо до 3 месяцев ничего с ребенком не делают, лишь придерживают головку и кутают в чепчики и носочки, а то и пускаются из крайности в крайность – пока не поймут, что нет никаких теорий, есть только мама и малыш, а все методики на деле-то и не противоречат друг другу, а лишь существуют для нашего блага.
Опасности в практике раннего плавания, беби-йоги, динамической гимнастике возникают именно при таком, имперсональном, то есть безличностном подходе к воспитанию – не ориентированном на нужды каждого отдельного ребенка.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД:
Этот подход изначально другой. Еще до рождения ребенка этот подход приводит к тому, что женщины остаются рожать дома, уверенные, что могут доверять своим чувствам и инстинктам. В итоге женщина понимает, что она способна позаботиться о себе, а потом и о своем ребенке. Беременность – это не болезнь, роды – это не операция, а материнство – это не штамповка на конвейере. Рожающая женщина открыта инстинкту родов, родовому потоку, и тонко ощущает, какие положения ей надо принимать, где и как рожать, ей следует лишь помочь и оградить ее от посторонних агрессивных вмешательств. Зачастую женщина даже чувствует, когда процесс перестает быть естественным и уходит из-под ее контроля. Такая способность чувствовать родовой поток, равно как и другие энергетические потоки, у женщины в наше время открыта не всегда, потому что сейчас женщины не привыкли доверять своим инстинктам. В результате сейчас появилось такое направление, как духовное акушерство, которое помогает женщине раскрыть в себе доверие к инстинктам, освободиться от внутренних страхов. Именно этому подходу я обучаю мам в обращении с детьми.
Прежде чем начать заниматься плаванием или любыми другими тренировками, важно научиться чувствовать своего ребенка, наладить с ним контакт. Ведь эта первейшая потребность ребенка, она гораздо важнее, чем поддержка нырятельного рефлекса. Мало того, все занятия с ребенком должны быть направлены лишь на усиление духовной связи матери с ребенком, ведь в процессе таких интенсивных взаимодействий появляется гораздо больше возможностей создать и укрепить невербальный контакт. Гораздо раньше, чем ребенок начнет говорить, вы уже будете общаться с ним на вашем личном языке!
Методике раннего плавания и ныряния невозможно обучиться. Можно лишь понять основные принципы и выработать на основании их свою методику, которая будет учитывать ваши индивидуальные качества и вашу способность действовать в решающих ситуациях, гибкость, чувствительность, ваш страх воды и смелость идти навстречу страхам… Каждый ребенок – индивидуален настолько, что к нему надо подбирать новые схемы, вырабатывать индивидуальную методику. По сути, нет никаких методик – есть только вы и ваш ребенок.
Конечно, младенцы плавают рефлекторно, то есть не так, как большие дети. Все рефлексы новорожденных – это защитные рефлексы, они нужны младенцу для критических ситуаций. Хватательный рефлекс – это тот же рефлекс, что помогает детенышам обезьян цепляться за маму, чтобы не упасть. У человека он поначалу развит не столь хорошо, однако, если его развивать, давая ребенку пальчики в кулачок всякий раз, когда вы хотите его взять на руки, и позволяя ему цепляться и поднимать себя самому, то он постепенно сможет это делать все лучше и лучше. Этот рефлекс хорошо развивается и в процессе динамической гимнастики. Плавательный рефлекс защищает от того, чтобы захлебнуться. Стимулируя эти рефлексы, родители ставят ребенка в ситуацию спасения своей жизни. Это стресс. Разумно ли подвергать этому новорожденного? Нет ничего плохого в стрессах, если они физиологичны – естественны, кратковременны, прекращаются по требованию ребенка, и ожидаемы – то есть на них у ребенка есть врожденный рефлекс. К тому же очень быстро ребенок привыкает проявлять врожденный рефлекс, например, нырять, и это уже не является для него стрессом. Наше дело лишь обеспечить его хорошими условиями для адаптации. В наше время люди панически боятся стрессов. Попытка оградить себя от них становится психозом… Люди уже испытывают стресс от самой мысли получить стресс и получают стресс в процессе борьбы с ним… Однако, кто будет утверждать, что человеку для нормального развития не нужны стрессы? Это и холодная вода – дождь, река, и лечебная сила голода, и эмоции печали и сострадания, и мыли о смерти – не зря раньше даже в детских сказках было много ничем не прикрытой информации о смерти… Мама, носящая ребенка на руках, и в дождь, и в воду, и в горы – давала ребенку природные, необходимые ему стрессы, приучающие к последующим трудностям, раскрывающими его способности. У человека такая природа, что многие способности важно поддержать, иначе они не раскроются. Во многом мы социальные существа, наше развитие обусловлено тем, будет ли поддержка наших способностей. Если нет – то те части мозга, что отвечают за эти способности, отключаются, не поддерживаемые запросом…
Другое дело – не физиологичные стрессы. Ребенок не готов к тому, что после родов его разлучают с мамой – у него нет врожденного рефлекса, отвечающего за эту ситуацию, он не может задержать восприятие, а потом снова включить его, когда придет мама… Он просто закрывается… Навсегда.. Не готов он и лежать туго спеленатым, не подготовила его для этого природа, потому что незачем… А прививки – это гораздо более страшный стресс для организма ребенка, он к нему и вовсе никак не приспособлен – бороться с вирусом, проникшим в тело сразу после рождения, миновавшим все предусмотренные мудрой природой барьеры… Как только мы встаем на платформу своей независимости от природы, так сразу наши рассуждения становятся ошибочными и ничем, кроме логики не подкрепленными. А логика – она способна служить совершенно противоположным взглядам.
Если вы будете регулярно заниматься плаванием с младенцем, то плавательный и нырятельный рефлекс не угаснет, как он угасает у детей, с которыми не занимаются. Но даже если вы перестанете заниматься в какой-то момент, и рефлекс угаснет, а позже вам придется учить ребенка плавать заново, когда он подрастет, то смысл поддерживать в первые месяцы плавательный и нырятельный рефлексы все же есть. Хотя бы затем, чтобы у ребенка был соответствующий опыт на раннем этапе его развития. Даже угаснув, эта способность потом проявится гораздо ярче, чем если бы его не поддерживали изначально. Дети, которые ныряли в младенчестве, защищены от того, чтобы потом утонуть, способны дольше задерживать дыхание, у них лучше развиты легкие, сердце, хорошее внутричерепное давление. Задержка дыхания благотворно сказывается и на иммунитете, да и на всех системах организма – это оздоравливает, а значит полезно.
Когда мы занимаемся нырянием, следует понимать, что в матке малыш находился в жидкой среде, однако не дышал легкими, а значит перед ним не вставала жизненно важная задача держать свое тело на плаву. Первое время ребенок не в состоянии осознать всю ситуацию в комплексе, предугадать, когда взрослый достанет его из воды и достанет ли вовсе. В естественных условиях, даже проплыв под водой, он не сможет самостоятельно выбраться на берег и спастись. Однако, ребенок не столь беспомощен, как нам кажется. Он сигнализирует нам о своем самочувствии своим криком, мимикой, сердцебиением, жестами, ритмом дыхания. Заботливая мать не останется к этому равнодушной. Беспомощный новорожденный доверяет маме инстинктивно, настроен на то, что она его защитит. Ребенок не знает, когда его достанут, но он может сам это регулировать, и если быть внимательным и слушать его сигналы, реагировать на них, переставая нырять в случае дискомфорта, то ребенок очень скоро понимает, что все под его контролем. Поначалу ныряние воспринимается малышом как опасность для его жизни инстинктивно. И если родители не слышат ребенка, а продолжают практику в режиме тренировки, то они возможно постепенно и добьются того, что ребенок перестанет бояться воды и научится подолгу задерживать дыхание, но вместе с тем, они окажутся в такой ситуации, что ребенок будет бояться родителей, да и всего мира. То есть эта способность будет развита за счет активизации инстинкта выживания.
Если у взрослого человека нарушены базовые перинатальные матрицы, то он тоже боится нырять. Страх воды, который есть у таких людей, они проецируют на ребенка. Таким людям лучше не заниматься с детьми плаванием, чтобы не передать им страх воды и не создать стрессовую ситуацию, описанную выше. И даже более того – в присутствии таких людей лучше не наныривать ребенка. Вы сразу заметите, как вашему маленькому любителю понырять будет не нравится нырять, как он перестанет чувствовать синхронизацию с вами и воду, если рядом будут такие панически боящиеся воды люди…
Зачастую педиатры считают, что младенцу специальная гимнастика просто не нужна, а усиленная мышечная нагрузка для ребенка, не умеющего ползать, неестественна. Это утверждение ни на чем не основано – на основании имперсонального подхода люди считают себе способными за ребенка решать, что ему не надо двигаться… Или закаляться… Если же подойти к вопросу индивидуально, то можно увидеть такие картины, как трехмесячный ребенок с сонными, привыкшими скучать глазами, вдруг впервые получая динамическую нагрузку, радуется, делает все сам – и откуда только знает?! Он так и направляет инструктора, сообщая импульс в ту или иную сторону движения – и потом первый раз за 3 месяца спокойно засыпает. Когда мы внимательны и не торопимся сделать ошибочный вывод, мы наблюдаем, мягко экспериментируем, живем полной жизнью – тут у нас появляется почва для того, чтобы задуматься. Когда у новорожденного исчезают колики после упражнения “лягушечка” или “космонавт” – тогда уж у родителей пропадают всякие сомнения, и они уже не хотят, чтобы педиатр за их ребенка решал, нужны ли ему движения, или нет….
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1047;