КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ АКВАРЕЛИ

 

Наиболее отвечают акварели те из красок, которые обла­дают наивысшей прозрачностью. Делая выбор акварельных красок, нельзя, однако, руководствоваться только одним этим соображением, весьма важно также учитывать, насколько ве­щество данной краски отвечает связующему веществу акварели и другим условиям акварельной техники. Не следует упускать из виду и того, в каких условиях будет сохраняться исполнен­ное произведение.

С физической точки зрения связующее вещество акварельных красок более рыхло и потому более проницаемо для воздуха, га­зов и водяных паров; кроме того, оно уже содержит в себе из­вестное количество влаги и способно притягивать ее еще из воздуха. Ясно, что такое связующее вещество не может защи­тить краски от разрушительного действия на них указанных факторов, и в этом отношении оно стоит ниже масла и смол; зато с химической точки зрения оно может быть совершенно неактивно по отношению к веществу красок, если не содер­жит меда или глицерина, которые, как признано новейшими исследованиями, ускоряют изменение цвета красок под дей­ствием света.

На основании сказанного о связующем веществе акварели легко можно предвидеть, что в ней, безусловно, прочными могут быть лишь те из красок, которые прочны сами по себе. На са­мом деле, все органические краски растительного, животного и искусственного происхождения, не обладающие устойчивостью по отношению к свету, скорее выцветают в акварели, нежели в масляной живописи, — некоторые из видов кадмиевых красок, безусловно, прочных в масляной живописи, в акварели могут быть непрочны. Здесь менее изменяются те из красок, которые, так или иначе, страдают от масла. Действительно, желтые хромы зеленеют не так энергично в акварели, как в масля­ной живописи; сурик прочнее в акварели; все земляные кра­ски — окислы железа и марганца — здесь совершенно безу­пречны; киноварь не чернеет так сильно в акварели, как с маслом.

В акварели мало уместны свинцовые белила и неаполитан­ские желтые — плотные краски, которые, почернев от сернистых газов, с трудом восстанавливают свой цвет сами собой и пото­му требуют искусственной регенерации перекисью водорода, ко­торая хотя и восстанавливает их цвет мгновенно, но представ­ляет опасность для живописи в том случае, если в смеси с на­званными красками имеются краски непрочные по отношению к перекиси[27]. Цинковые белила изменяют в водяной живописи (акварели, гуаши и т. п.) цвет многих красок в смесях с ними, если живопись сохраняется под стеклом и им прижата, и пото­му цинковым белилам также нет места в акварели. В качестве белил здесь хороши так наз. «китайские белила», представляю­щие собою фарфоровую глину (каолин, т. е. кремниевоалюми­ниевую соль). Белила эти являются вполне стойкой краской.

Здесь не представляется возможным уделить много места разбору красочного материала — этим вопросам посвящена I часть настоящего труда, но необходимо к сказанному выше о выборе красок сделать некоторые добавления, чтобы состав акварельной палитры стал вполне ясен. При выполнении этой задачи я считаю полезным не ограничиваться изложением исключительно теоретических сведений о красочных материалах, но и познакомиться с результатами испытания самих фабрика­тов, что несомненно представляет не меньший интерес для жи­вописца. В данном случае весьма интересны опыты художника Ф. И. Рерберга, который много занимался испытанием имею­щихся в продаже красок различных фирм и обладает в этом отношении богатым материалом, с которым он меня любезно познакомил[28].

Вот что мы можем извлечь из его опытов по интересующе­му нас вопросу в акварели.

Краски железного происхождения, каковы: желтые, оранже­вые и красные охры, марсы и сиенская земля, прекрасны в ак­варели; здесь не замечается в них потемнения, которое свойст­венно охрам в масляной живописи, так как многие из них тре­буют для своего превращения в масляную краску слишком большого количества масла, которое и темнит краску. Из крас­ных красок, кроме охр, хорошо выдерживают действие света красные кадмии, а также краска каменноугольного происхожде­ния «Эйлидо» № 253. Киноварь темнеет. Что же касается до крапп-лаков, единственных малинового тона красок, допустимых в живописи вообще, то все они более или менее сильно выцве­тают в акварели и менее устойчивы, нежели в масляной живописи.

Ультрамарин в акварели выстаивает на свету лучше синего кобальта и не проявляет склонности к заболеванию так наз. «ультрамариновой болезнью», которая нередко наблюдается у него в масляной живописи под влиянием сырости и влаги вооб­ще и заключается в помутнении цвета ультрамарина. Синяя кобальтовая краска, именующаяся также синей Тенара и при­знаваемая за одну из самых прочных минеральных красок, от­крытых в начале XIX столетия, может дать плохие результаты в чистой акварели; 14 образцов этой краски различных фирм под действием света, т. е. прямых солнечных лучей, потеряли свой первоначальный цвет и почернели[29]. Кобальтового же происхождения краска церулеум сохраняется при тех же усло­виях хорошо. Мои опыты с синим кобальтом в акварели под­тверждают сказанное и, кроме того, свидетельствуют еще о том, что цвет кобальта изменяется не только под прямыми лучами солнца, но и при обыкновенном комнатном освещении. Действи­тельно, два образца кобальта потеряли у меня свой цвет при обыкновенном комнатном свете в течение 17 лет.

Здесь отпадает, разумеется, всякое предположение о фаль­сификации красок, а потому причину изменения кобальтовой сини следует искать в чем-либо другом. Обратясь за разреше­нием этого вопроса к специальной литературе, мы получим в ней ряд сведений, характеризующих кобальтовую синь как, безусловно, прочную краску вообще и по отношению к свету в частности[30], и потому, несмотря на приведенные выше факты потери кобальтом первоначального тона под влиянием света, мы не имеем основания объяснять это явление химическим из­менением краски, а должны искать здесь другого объяснения.

Действительно, при внимательном ознакомлении с обстоя­тельствами дела мы увидим следующее. Во всех названных опы­тах с синей кобальтовой краской попутно с потемнением цвета ее наблюдается интенсивное изменение цвета бумаги, на кото­рую положена краска, особенно той, которая подвергалась дей­ствию прямых солнечных лучей. Это последнее обстоятельство не могло, конечно, не отразиться на цвете лежащих на ней кра­сок, особенно тех, которые не имеют кроющей силы, к каковым и относится синий кобальт; мало того, потемневшая и пожелтев­шая бумага должна была совершенно заглушить слабый и неж­ный цвет акварельного кобальта. Произведенное мною в этом направлении исследование действительно подтвердило указан­ное предположение. Выбеливая на своих опытах с кобальтом бумагу посредством перекиси водорода, я получил из грязно-серо-синей краски снова свежую синюю кобальтовую краску. Таким образом, изменение цвета кобальтовой сини не является в дан­ном случае изменением вещества краски, а лишь оптическим действием на ее цвет потемневшей и пожелтевшей бумаги. Это указывает на то, как важно иметь для акварельной живописи хорошую бумагу.

Среди ярко-желтых красок очень устойчивым по отношению к свету оказался ауреолин. Желтые кадмиевые краски различ­ных фирм, испытанные светом одновременно с ауреолином, из­менились почти все в течение 6 месяцев, причем изменения носят следующий характер: выцветание, потеря чистоты тона, потемнение, т. е. переход из светлого тона к более темному. Так, один образец светлого кадмия фирмы Ровней стал темно-оранже­вым. Светлые, т. е. лимонные кадмии, отличающиеся непроч­ностью и в масляной живописи, пострадали от света в акварели скорее других. Интересно, что стронциевая желтая — одна из серии красок, представляющих хромовокислые соли различных металлов и потому непрочных, — в акварели оказалась прочнее, нежели кадмиевые желтые. В изменении кадмиевых желтых кра­сок под действием света, однако, нет ничего неожиданного, и оно вытекает из самого состава красок.

Индейская желтая, которая, подобно крапп-лаку, относится к лучшим образцам красок органического происхождения, при испытании солнечным светом не дает положительных резуль­татов. Многочисленные ее образцы различных фирм оказыва­лись в подавляющем большинстве своем непрочными; более устойчивой из них была так называемая «jaune fixe», представ­ляющая по составу вариант обыкновенной индейской желтой, а именно магнезиальную соль эуксантиновой (от OCR-эвксантиновой?) кислоты.

Хорош в акварели фиолетовый кобальт, состоящий из фос­форнокислого кобальта; не выцветает также фиолетовая краска позднейшего происхождения — мышьяковокислый кобальт, ко­торая еще мало исследована. Из зеленых красок безупречны хромовые зеленые: изумрудная и хромовая окись.

Особенно необходимо остерегаться в акварели непрочных смешений красок, так как вода, служащая для разведения их и содержащаяся в известном количестве в бумаге, составляющей грунт акварели, служит, как известно, прекрасным пособником для возбуждения химических процессов в среде смешиваемых веществ вообще. Процесс изменения непрочных смешений кра­сок протекает в акварели, поэтому значительно быстрее, и взаи­модействие красок друг на друга здесь более энергично, нежели в масляной живописи, что особенно хорошо видно на почернев­ших смесях желтых кадмиевых красок с зелеными красками медного происхождения.

Акварельная живопись, в противоположность другим техни­кам живописи, не всегда, однако, требует щепетильного отноше­ния к выбору красок, так как акварели часто сохраняются в папках, альбомах и т. п., одним словом, без доступа света; тем не менее акварелист, желающий создать долговечное произве­дение в этой области живописи, должен серьезно отнестись к выбору красок, — ему придется отказаться здесь от ряда кра­сок, которые в других способах живописи дают вполне хороший или же лучший результат, нежели в акварели. К таким краскам следует отнести крапп-лаки (особенно розовые), индейскую жел­тую, желтый кадмий и совершенно бесполезную краску в проз­рачной акварели — синий кобальт.

Принимая во внимание все сказанное выше, палитру красок, для акварели, преследующей прочность, следует составлять та­ким образом.

Белые краски: китайские белила (каолин). Желтые: ауреолин, кадмий темный и оранжевый, охры: светлая, золотистая, речная, желтый и оранжевый марсы, сырая сиенна.

Красные: красные охры, индейская, венецианская и анг­лийская красные, красный кадмий, ализариновые крапп-лаки: красные и пурпуровые.

Коричневые: коричневые охры, коричневые марсы, жженая сиенна, умбра сырая и жженая.

Синие: ультрамарин, церулеум, парижская лазурь (выс­ших качеств), синий кобальт (в разбелах).

Зеленые: хромовая зелень, изумрудная зелень (Гинье), зеленая земля, зеленый кобальт.

Фиолетовые: фиолетовый кобальт.

Черные: слоновая кость, виноградная, персиковая. Акварель, сохраняющаяся в альбомах, допускает использо­вание целого ряда красок, каковы: желтые и оранжевые хромы, лимонные кадмии, киноварь различного происхождения, желтые лаки, коричневый стиль-де-грень, гумми-гут, поль-веронез и другие. Свинцовый сурик, однакоже, и здесь не следует приме­нять, так как он чернеет и без доступа света.

У нас и во всех европейских странах давно уже практикуется изготовление акварельных красок различных видов и составов.

Опыты, проделанные с акварельными красками различных иностранных фирм, убеждают вполне в том, что кадмиевые желтые краски мало пригодны для акварели.

Испытание 20 сортов кадмиевых красок показало, что все лимонные кадмии независимо от фирмы непрочны. Хороши, безусловно, темный и оранжевый сорта, светлый же имеет наклон­ность с течением времени оранжеветь. Красный кадмий неко­торых фирм почернел на свету, что заставляет думать, что он не был настоящим.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1547;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.