Методы подачи информации о конфликте
При освещении в прессе значимых событий конфликтного противостояния аудитории СМИ дается информация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о реальных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия. Конечно, выбор ракурса в описании происходящего в «горячей точке», как правило, остается за журналистом. Вопрос в том, чему журналист отдает предпочтение, чем руководствуется в этом выборе. Журналист может просто описывать реальные и лежащие на поверхности факты, а может попытаться пролить свет на природу их происхождения, показать взаимосвязь и противоречивость событий. Это сложно. Журналист может захотеть увидеть нечто большее за фактом (например, проблему большой социальной значимости или конфликт, затрагивающий многих людей), а может и не иметь никакой иной мотивации, кроме редакционного задания и чисто прагматического интереса — выжать максимум из своего статуса «владельца информации». Однако он может усилить или ослабить эмоциональное вое воздействие на аудиторию при освещении СМИ событий в зоне конфликта. Так, Н.П.Свенцицкая, исследуясредства массовой информации как фактор поиска конструктивных решений в урегулировании региональной конфликтности (на примере войны в Чечне),1 выделяет следующие основные методы, которые ослабляют эмоциональное воздействие на аудиторию, или усиливают его (см. табл. 7).
Табл. 7. Основные методы, усиливающие или ослабляющие эмоциональное воздействие на аудиторию при освещении СМИ событий в зоне конфликта
Методы, усиливающие эмоциональное воздействие | Методы, ослабляющие эмоциональное воздействие |
Натурализм в описаниях и показе убитых, раненых вызывает резко негативное отношение к происходящему. | Сдержанность при упоминании о притеснениях русских в Чечне снижают остроту восприятия информации. |
Индивидуализация действующих лиц — при упоминании имени ополченца-героя очерка, его «мирной» профессии — возникает симпатия к этим немногословным и суровым людям. | Деперсонализация действующих лиц — солдаты, напротив, безымянны, без выраженных личностных характеристик, к которым трудно испытывать сочувствие. |
Героизация, — чеченские бойцы показаны прирожденными воинами, все как один ставшими на защиту своей Родины. Матуризация, —даже 12-14-летние подростки-чеченцы выглядят вполне мужественными бойцами, воюющими наравне со взрослыми. | Мизеризация — солдаты показаны голодными, замерзшими, дезориентирован-ными в обстановке; в таком виде они вызывают к себе жалость за них и армию в целом. Инфантилизация — рядовые бойцы выступают несмышлеными, мальчишками 18-20 лет, которых послали умирать. |
Солидаризация с одной из сторон путем прямого определения («наши», «свои») или косвенных намеков — способствует созданию впечатления о сближении автора и героя, отождествлении их позиций. | Отстранение — предполагает обратный эффект путем использования прямых («эта страна», «эта армия») или косвенных указаний. |
Глобализация конфликта – угроза его распространения за пределы Чечни, Кавказа, несомненно пугает личным вовлечением в сферу военных действий. | Локализация событий в рамках одной Чечни — успокаивает («это от меня далеко и вряд ли меня коснется») и позволяет следить за событиями и вырабатывать свое отношение к ним без личной заинтересованности. |
_____________________
См.: Свенцицкая Н.П. Средства массовой информации как фактор поиска конструктивных решений в урегулировании региональной конфликтности. URL: http: // www.polittech.ru/33108.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1223;