Проклятия мужчины: ответственность и вина
Мужчины не только не умеют различать эмоциональное состояние других людей. Они еще и чувствуют вину при виде некоторых эмоциональных состояний, особенно у женщин. Причиной чувства вины является запрограммированное требование чувствовать свою ответственность за других людей и, как следствие, спасать их, вместо того чтобы позволить позаботиться о себе самим.
Мужчина и женщина встречаются в парке. Их внутренние желания приблизительно одинаковы. Они оба хотят держаться за руки, бегать по траве, гладить друг друга по волосам, прикасаться к коже друг друга и рассказывать друг другу о себе. Если бы они были свободны, они бы проделали все это, после чего, возможно, один из них принял бы решение остановиться, после чего их отношения либо изменились бы, либо закончились. Однако истинное течение событий далеко от этой программы. У мужчины простое желание взять женщину за руку, смотреть ей в глаза и гладить ее по волосам немедленно вытесняется цензурой и вызывает чувство вины. Средний мужчина наверняка почувствует вину за такое плотское желание. Он говорит себе, что ему надо было бы узнать женщину получше, прежде чем прикасаться к ней; что он должен был бы сводить ее в кино и (или) пообедать в ресторан и подарить ей что-нибудь, прежде чем получить доступ к физическим поглаживаниям, которых он желает. Или, например, он может подумать, что желание прикоснуться к женщине является сексистским и демонстрирует отношение к ней как к вещи. Поэтому он душит свою первую — спонтанную, чувственную — реакцию и замещает ее более приемлемой, с точки зрения его чувства вины. Если он нравится ей и она выражает любовь, нежность, определенные ожидания или разочарованность, он паникует. Неожиданно он оказывается в положении ответственного. Он должен ответить ей взаимностью или удовлетворить ее потребности. Если он этого не сделает, его будет мучить чувство вины. Чаще всего он приспосабливается к такому положению дел и начинает играть в «Виноватого и Пойманного в ловушку».
Реакция вины у мужчины — это побег от чувств в интеллектуальную сферу, где он чувствует себя уверенно. Мужчина, который душит свои естественные чувства, склонен пускаться в размышления и догадки относительно того, чего от него хотят. Он может решить, что женщина ждет от него восхищения не телом ее, а умом. Он также может решить, что она хочет выйти за него замуж. Он может подумать, что от него ждут чувствительности или «борьбы» с его шовинизмом. И вот он думает об этом, говорит об этом и делает то, что облегчает его чувство вины.
Как правило, это приводит к ужасному результату. Естественная, чувственная реакция обоих людей друг на друга пресекается на корню, хотя она могла бы привести их к тому, чего они оба хотели. Женщина, как правило, хочет углублять и обогащать отношения, она хочет, чтобы мужчина оценил не только ее поверхностные качества, но и другие слои ее личности, которые будут последовательно открываться со временем. Мужчина хочет таких отношений, где он мог бы вести себя свободно без страха быть пойманным. Вместо этого мужчина делает то, что от него требуется, а не то, что он хочет, что создает у него возрастающее раздражение и часто ведет ко лжи, которая еще больше усиливает вину. Как следствие, их отношения разрушаются, не успев развиться. Раздражение растет, потому что мужчина делает не то, что ему хочется, а то, чего ему не хочется, и считает себя обязанным продолжать это делать, в то время как женщина все больше запутывается и чувствует все большее разочарование. Он продолжает в том же духе и окончательно теряет ощущение того, что он чувствует на самом деле, и чувствует все большую вину по поводу своих истинных чувств. В результате через некоторое время он внезапно рвет отношения и бежит от того, что стало для него невыносимой ситуацией.
Однако эти изменения происходят не в пустоте. У женщины есть дополнительные реакции, которые усиливают мужское чувство вины. Большинство женщин соглашаются, что первоначальный физический интерес мужчины неуместен и заслуживает наказания виной. Женщины нуждаются в гарантии: «ему нужен от меня не только секс», «он женится на мне», «он будет заботиться обо мне». Правда, женщины, не имеющие таких ожиданий, полагают, что, даже если бы они прямо заявили о своем желании держаться за руки и бегать по траве, мужчину все равно было бы не оторвать от его любимого чувства вины.
Вина — это реакция, которой родители учат ребенка, чтобы сделать его управляемым. Вина не дает детям стремиться к вещам, которые они хотят, но которые, по мнению родителей, им не нужны или вредны.
Когда мальчик вырастает, от него ждут, что он женится и создаст семью. Наше общество держится на труде мужчин. Поэтому для общества важно заманить мужчину в семью и изолировать его в отдельном доме или квартире с женой и детьми. В этом случае он охотнее согласится вкалывать по восемь (или больше) часов в день. После такой работы ему нужно будет восемь часов, чтобы прийти в себя, затем еще восемь — чтобы поспать, после чего он опять пойдет на работу. Чтобы мужчина лучше работал в эти восемь часов, дома его должна ждать женщина, которая за восемь часов отдыха поможет ему восстановить силы. Он целый день собирает автомобили, потом приходит домой; тут включается его жена, она окружает его заботой, затем они спят (желательно, чтобы они не тратили сексуальную энергию) — и вот он гораздо более эффективная рабочая сила, чем одинокий мужчина. Поэтому мужчинам внушают, что они должны позволить поймать себя в семейную ловушку, чтобы начальству было легче использовать их. Мужчины, которые пытаются сломать этот стереотип, ощущают сильное чувство вины за то, что они не хотят жениться и иметь детей.
Освобождение мужчины от сексизма обычно происходит по следующему плану. Первое проявление желания отбросить свой шовинизм — это чувство вины. Чувство вины часто сопровождается пассивностью (попыткой перестать быть сильным угнетателем). Это состояние кажется ему значительным улучшением по сравнению с активным тиранством мачо, но это только начало долгого пути. Мужчина в этой пассивной фазе оборачивает всю свою энергию внутрь себя и не знает, что с ней делать. Он становится тревожным, обидчивым, напряженным, но пока не отказывается от ощущения своего превосходства над женщинами, просто теперь его силовые игры становятся менее явными. Мужчина в пассивной фазе, которая связана с игрой «Все или ничего», становится тусклым и неэффективным, так как придерживается интеллектуально оправдываемой им иллюзии относительно того, что он успешно справился со своим шовинизмом, хотя на деле он только начал долгий путь к свободе.
Многие мужчины ошибочно считают свою силу и энергию проявлением мачизма. Мачизм — это злоупотребление физической силой и властью во вред женщинам и другим человеческим существам. Но сила не обязательно должна наносить вред и, если ее использовать правильно, является ценным человеческим качеством. Женщины тоже хотят быть сильными и энергичными. Для того чтобы не навредить, не обязательно замыкаться в пассивности, надо просто научиться обращаться со своей силой аккуратно.
Для этого необходимо возрождение силы, свободной от силовых игр, как явных, так и неявных, и от стереотипов мужского поведения: силы, основанной на полной реализации всех человеческих способностей — заботы, разумности, интуиции и спонтанности. Сотрудничество — вот антитезис злоупотребления силой; научившись тому, как сотрудничать, вместо того чтобы соперничать, мужчина вновь сможет полностью выражать свою энергию и уверенность, но уже без груза вины.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 754;