Расстройства пищевого поведения
Нарушения пищевого поведения ранее не описывались в исследованиях, посвященных клиническим проявлением и психопатологии опиоидной зависимости. Проведенное нами исследование показывает, что изменения пищевого поведения отмечаются у всех лиц, страдающих опиоидной зависимостью (Сиволап, 2004).
Расстройства пищевого поведения у больных опийной (героиновой) наркоманией представлено следующими тремя типами: I) снижение аппетита с возникновением пищевых предпочтений в активной фазе болезни; 2) резкое повышение аппетита в период острой отмены опиоидов и в постабстинентный период; 3) наклонность к перееданию в период ремиссии наркомании.
Снижение аппетита (гипорексия) отмечается у подавляющего большинства больных опийной наркоманией в активной фазе болезни. Нарушения питания возникают рано, уже в первые месяцы систематического употребления опиоидов. Пациенты перестают принимать пищу с прежней периодичностью. Общий объем принимаемой в течение дня пиши у большинства больных заметно снижается по сравнению с преморбидным периодом. Характерным способом питания становится «перекусывание на ходу», при этом явное предпочтение отдается лакомствам, в первую очередь сладостям. Пристрастие к сладкому на фоне систематического употребления опиоидов возникает практически у всех больных опийной наркоманией, в том числе и у прежде равнодушных к нему.
Колебания аппетита (при общем его снижении) проявляют связь с фазными состояниями опиоидной зависимости: аппетит повышается в период наркотического опьянения, снижается через несколько часов после употребления опиоидов и обычно полностью исчезаете появлением первых признаков отмены наркотика.
Снижение аппетита и нарушение пищевого поведения приводит к неизбежному снижению массы тела у большинства больных. Дефицит веса определяется продолжительностью употребления опиоидов и их дозой, конституциональными особенностями больных и составляет примерный диапазон от4 до 25 кг.
В периоды ремиссии наркомании аппетит и прежние гастрономические привычки восстанавливаются практически у всех больных. Как правило, в течение I- 5 недель устраняется дефицит массы тела, причем более чем в половине случаев заметная прибавка массы тела происходит уже в ранней фазе постабстинентного периода. Примечательно, что приобретенное в ходе употребления наркотиков пристрастие к сладкому как стойкая нажитая особенность сохраняется примерно в 80% случаев.
Отмеченный тип расстройств пищевого поведения имеет диагностическое значение. Снижение аппетита и появление пищевых предпочтений с быстро развивающимся похуданием больных — это один из первых сигнальных симптомов рецидива болезни после периода воздержания от опиоидов. Перечисленные симптомы могут использоваться правильно инструктированными родственниками больных для своевременного распознавания возврата к наркотикам.
Резкое повышение аппетита (булимия) отмечается приблизительно в каждом пятом случае и доходит до прожорливости в период ОАС (но, как правило, не ранее 2-3 дня лечения) и в постабстинентный период.
Типичны для больных этой группы дополнительные всплески повышенного аппетита после приема снотворных препаратов и во время отхода ко сну. Следует отметить, что наклонность к перееданию в анамнезе отмечается далеко не у всех пациентов данной группы. Полная редукция абстинентной симптоматики в большинстве случаев сопровождается нормализацией пищевого влечения.
Психические нарушения у больных опийной наркоманией
Необходимо оговориться, что булимический тип нарушений пищевого поведения почти исключительно отмечается в случаях эффективного лечения синдрома отмены, когда объективные признаки абстинентного состояния у больных выражены слабо или полностью отсутствуют. Критическая отмена опиоидов при отсутствии лечебных процедур, напротив, сопровождается анорексией.
Склонность к перееданию отмечается меньше чем у 10% больных опийной (героиновой) наркоманией. Она характерна для периода ремиссии, проявляется повышенным аппетитом и пристрастием к высококалорийным лакомствам, особенно к сладким блюдам.
Данный тип расстройств пищевого поведения, таким образом, в известной мере может рассматриваться как промежуточный между первыми двумя типами. Степень повышения аппетита и превышение нормативных количеств съедаемой пищи не позволяют говорить о наличии у больных булимического синдрома.
Определенного интереса заслуживает отмеченная у некоторых пациентов с данным типом нарушений пищевого поведения склонность к употреблению пива. Как показало исследование, проведенное В. А. Савченковым (2003), викарное злоупотребление алкоголем у большинства больных наркоманией ассоциируется со стремлением преодолеть тревогу, избежать неприятных эмоциональных переживаний и избавиться от других проявлений психического дискомфорта. В большинстве случаев викарного употребления алкоголя пациенты видят в нем легальную альтернативу наркотику. В то же время больные с описываемым здесь типом расстройств пищевого поведения употребляют пиво, предпочитая его другим спиртным напиткам, почти исключительно со столовыми целями (обычно во время сытного обеда или ужина). Таким образом, пиво рассматривается больными не столько в качестве психоактивной субстанции, отчасти заменяющей наркотик, сколько в качестве компонента питания.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 637;