Сколько времени и как готовиться
О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, больше, чем «зубрам».
Многие люди грешат тем, что посвящают мало времени подготовке своей речи. К таким, в частности, относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».
Есть важная закономерность: чем короче выступление, тем большего времени оно требует для его подготовки.
Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3—7 минут необходимов чем-либо убедить аудиторию. Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.
Опытные ораторы хорошо знают о сложности выступления, когда на него отпущено мало времени. Одного из них спросили, сколько он готовится к выступлению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут — неделю, если двадцать — два дня, а если два часа — готов выступить хоть сейчас».
Знание предмета и план выступления. Ввоенном деле, как известно, для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосходство в силе над противником.
Аналогичное положение и при публичном выступлении. Оратор должен намного больше слушателей знать опредмете своей речи. Конечно, далеко не все выступающие, особенно по социальным проблемам, отвечают этому условию. Поэтому и убедительность большинства из них оставляет желать лучшего.
Глубокое изучение, знание предмета выступления обязательны для оратора, уважающего и себя, и своих слушателей.
Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, тот ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.
Интересная, захватывающая речь — это прежде всего результат ее тщательного планирования.
Писать ли текст речи до выступления. Античные теоретики риторики считали предварительное написание речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь спомощью писания можно достигнуть легкости речи», — утверждал римский оратор Квинтилиан.
Поддавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.
Написание речи — действительно прекрасная школа. Прежде всего — школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убедительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает.
Вообще говоря, надеяться, что с первого раза попадешь «в десятку», точно выразишь свою мысль, — излишняя самонадеянность. Великие писатели это понимали и подолгу работали над каждой фразой. Например, Лев Толстой по десять и более раз переделывал свои произведения.
Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава — в руках труда». Это мнение человека, которому можно верить, ибо слова эти принадлежат гениальному человеку — живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.
Слабые стороны написанного видны уже на следующий день. Еще можно все исправить.
Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка .тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно.
Обязательное условие — фиксирование ключевых слов. Автор говорит это исходя из своего опыта. Использование их нередко сокращает, а главное — улучшает изложение.
Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, необходимые цифры, цитаты надо записывать.
Содержание речи
Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».
Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.
Цель оратора — воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует отом, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.
Стержневая идея. Влюбой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.
Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.
А вот основных идей в речи может быть несколько.
Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада.
Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз большее».
Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
Репетиция
Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невозможно не понять.
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними заготовками.
Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.
В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».
Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал.
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильнейшими аргументами. Малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1081;