ПРОСВЕЩЕНИЕ — под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение об­щественной мысли, связанное с эпохой утверждения ка­питалистических отношений.

ПРОСВЕЩЕНИЕ— под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение об­щественной мысли, связанное с эпохой утверждения ка­питалистических отношений. Будучи закономерной сту­пенью в культурном развитии любого государства, всту­пающего на путь индустриализма, П., независимо от на­циональных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, сре­ди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев обще­ства; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. — это "выход из состояния несовершеннолетия", ко-

торое есть "неспособность пользоваться своим рассуд­ком без руководства с чьей-либо стороны... Имей муже­ство пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смыс­ле слова П. впервые оформляется во Франции — стране, где его основные черты выразились с наибольшей клас­сической четкостью и радикальностью, приобретая наи­более яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кри­зиса абсолютизма, вплоть до начала Французской рево­люции 1789, свержения монархии и якобинской дикта­туры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. С середины 1740-х раз­вернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеции и Гольбах. Начиная с этого време­ни и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекра­щавшим свою деятельность Вольтером, были разрабо­таны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический ради­кализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содер­жание просветительской мысли в целом, оказав замет­ное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно — с середины 18 в. — на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Щиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути Подготовившие почву для великих идеалистических си­стем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторож­ным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой фор­мы протестантизма — лютеранства. Другой особеннос­тью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевши спло­тить различных по духу его представителей — от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умерен­ных. Такой стала идея национального единства немец­кого народа, его права на свободное развитие нацио­нальной культуры, литературы и языка, что впоследст­вии во многом содействовало складыванию единого гер­манского государства. Можно отметить такую черту не­мецкого П., в целом, и немецкой литературы, в особен­ности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими об­разцами профессиональной немецкой философии. Во

второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Т.Пейн), в Рос­сии (А.Радищев, И.Новиков и др.).

Т.Г. Румянцева








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 999;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.