АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) — идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следую-

щим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ог­раничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная суб­станция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единст­венная причинность, из которой можно вывести все яв­ления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам при­роды". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Ни­где нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно от­метить, что антиномиями Кант считает отнюдь не лю­бые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность ко­торых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опы­том знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказыва­ет тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь по­сле этого он разрешает антиномии. При этом сама про­цедура "разрешения космологической диалектики" по­нимается им как ее радикальное устранение из "мета­физики", прошедшей через горнило "критического ис­следования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе беско­нечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось анало­гичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и те­зисы и антитезисы здесь могут быть одновременно ис­тинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" — феноме­нов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляю­щая собой учение о противоречиях человеческого ра­зума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем пе­ред его непосредственными последователями, и явив­шись, таким образом, мощным импульсом для собст­венно диалектических размышлений всех представите­лей немецкой философии. [См. также "Критика чис­того разума" (Кант).]

Т.Г. Румянцева








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1638;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.