Скалярное и векторное умножение векторов

 

Скалярным произведением двух векторов A и B называется произведение их модулей на косинус угла между ними. Скалярное произведение обозначается точкой. Результатом скалярного произведения является скаляр. Т.е.

 

В координатной форме скалярное произведение векторов записывается как

 

 

В MathCAD для выполнения скалярного произведения на панели Matrix существует специальная кнопка скалярного произведения векторов, которая обозначена как . Например:

 

 

Векторным произведением двух векторов A и B называется третий вектор, модуль которого равен произведению модулей векторов A и B на синус угла между ними, а сам вектор перпендикулярен плоскости, в которой лежат исходные вектора, и направлен в ту сторону, откуда наименьший поворот первого вектора ко второму вектору виден происходящим против часовой стрелки. Т.е.

 

,

В координатной форме векторное произведение векторов A и B записывается как

 

В MathCAD для выполнения векторного произведения на панели Matrix существует специальная кнопка скалярного произведения векторов, которая обозначена как . Например:

 

 

 

2 Решение систем линейных уравнений

 

В геодезии при уравнивании различных геодезических построений возникают так называемые нормальные уравнения, которые относятся к классу линейных уравнений вида

 

AX=B,

 

где A – квадратная симметричная матрица коэффициентов размера NxN, B – вектор свободных членов, X – вектор неизвестных.

Из общего курса линейной алгебры известно, что такая система линейных уравнений имеет единственное решение, если матрица A является невырожденной или, иначе, несингулярной, т.е. ее определитель не равен нулю. Такие матрицы называются еще хорошо обусловленными.

 

В MathCAD имеется целый ряд инструментов для решения хорошо обусловленных систем линейных уравнений. Рассмотрим эти инструменты по порядку.

 

Вариант 1 Непосредственное решение

 

Дана система линейных уравнений

 

AX=B

 

Для ее решения достаточно умножить левую и правую части уравнения на обратную матрицу A-1. В результате получим

 

X= A-1 B

 

Пример 1.

 

Вариант 2 Вычислительный блок given/find

 

Сформировать матрицу коэффициентов A, вектор свободных членов B и вектор начальных значений неизвестных либо записать систему уравнений в развернутом виде. В качестве начальных значений можно принять нулевой вектор. Затем записать:

 

given

AX=B

find(X)=

 

После этого в правой части появится вектор решения системы.

Следует обратить внимание на то, что при записи системы уравнений необходимо использовать знак равенства, который находится на панели логических операций либо использовать сочетание клавиш <Ctrl> +< =>.

Данный способ можно использовать для решения систем уравнений с хорошо обусловленной матрицей A. Это объясняется тем, что решение системы в данном случае производится методом итераций. И при хорошо обусловленной матрице коэффициентов итерации сходятся к единственному решению. В противном случае решение может не получится.

 

Пример 2.

 

 

Пример 3

Вариант 3 Использование встроенной функции lsolve

 

Дана система уравнений в матричном виде

 

A*B=X

 

Решение системы также может быть найдено в матричном виде, как

 

X:=A-1B

 

Для этого может быть использована встроенная функция lsolve(A,B), где A – матрица коэффициентов системы линейных уравнений, B – вектор свободных членов.

Обращение к функции выглядит следующим образом

 

X:=lsolve(A,B).

 

Пример 4

 

Дана та же самая система линейных уравнений, как и в примере 3. Но для ее решения используем встроенную функцию lsolve.

 

 

 

 

 

 

Вариант 4 Использование встроенной функции rref

 

Пусть задана система линейных уравнений, которая в матричном виде имеет вид

 

A*B=X

 

Решение системы находится как и в варианте 3

 

X:=A-1B

 

Однако решение производится с использованием встроенной функции rref. Для ее использования первоначально необходимо сформировать расширенную матрицу C, сделав вектор B четвертым столбцом матрицы A с помощью функции augment.

 

C:=augment(A,B)

 

Затем с помощью функции rref вычислить вспомогательную матрицу C1

 

C1:=rref(C)

После этого выбрать из C1 вектор-решение X

 

X:=C1<4>,

 

т.е. решение –это четвертый столбец матрицы C1.

3 Символьные операции с матрицами

 

Возможность MathCAD производить не только численные вычисления, но и символьные, позволяет выполнять символьные вычисления над матрицами.

Пусть задана некоторая матрица Q. Вычислим в символьном виде ее определитель. Для этого достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по обозначению определителя на панели Matrix и на рабочем столе появится шаблон, в котором на месте местозаполнителя запишем матрицу Q. После этого введем знак символьного равенства и получим определитель матрицы Q в символьном виде.

 

Пример 1. Вычисление определителя в символьном виде

 

 

 

Пример 2. Вычисление определителя и обратной матрицы в символьном виде

 

 

 

 

 

Пример 3. Перемножение матриц в символьном виде

 

 

 

 

 

4 Решение нелинейных уравнений

 

4.1. given/find

 

4.2 меню

 

4.3 root








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1246;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.