Отряд челюстные, или бесхоботные, пиявки

(Gnathobdella, Arhynchobdella)

У видов этого отряда нет хобота, а раз­виты челюсти, которые у хищных форм менее развиты или совсем рудиментарны.

Семейство Челюстные пиявки (Gnathobdellidae). Крупные (длина более 100 мм) или средней величины (длина более 30 – 50 мм) черви. Глаз обычно пять пар, рас­положенных в виде дуги. В ротовой поло­сти три челюсти. Сомит пятиколечный. Имеется совокупительный орган. Коконы с яйцами откладываются во влажном грун­те в прибрежной полосе. Большинство ви­дов – кровососы, живущие за счет раз­ных позвоночных, меньшинство – хищники, заглатывающие свою добычу.

Самая известная представительница этого семейства – медицинская пиявка, (Hirudo medicinalis) (рис. 32), которую уже в глу­бокой древности использовали для лече­ния людей. Средняя длина ее около 120 мм (при ширине около 10 мм), но она может достигать и значительно больших разме­ров (250–300 мм), а в лаборатории извест­ного советского специалиста по этим чер­вям Г. Г. Щеголева путем усиленно­го кормления была выращена за полтора года гигантская пиявка в длину 440 мм. Это показывает, что не всегда можно су­дить о возрасте пиявки по ее величине. Между тем раньше считали, что медицин­ские пиявки, достигшие максимальных размеров, имеют возраст около 20 лет. Сейчас это предположение нуждается в проверке. Для медицинских целей обыч­но употребляют сравнительно небольших червей, длиной в несколько сантиметров. Окраска Hirudo medicinalis очень измен­чива, и описано множество цветовых форм ее. Основной фон спинной стороны может быть коричневым (разных оттенков), ры­жеватым, оливково-черным, оливково-зеленоватым и т. д. Но как бы ни была ве­лика изменчивость окраски, медицинскую пиявку всегда можно узнать по двум про­дольным узорчатым узким полоскам на спине, которые заметны даже у очень темных экземпляров. Боковые края (со спинной и брюшной стороны) желтовато-оранжевые. Брюхо обычно очень пестрое, но может быть и однотонным. Поверхность тела покрыта очень мелкими сосочками. Тело довольно плотное. Задняя присоска велика, ее диаметр превышает половину наибольшей ширины тела. Пиявки про­кусывают кожу тремя челюстями, усажен­ными по краям острыми зубчиками (до 100 на каждой челюсти). Анальное отвер­стие маленькое.

Рис. 32. Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis):

А – схема пищеварительного аппарата: 1 – перед­няя присоска, 2 – глотка, 3 – пищевод 4 – 7 – раз­ные части желудка, 8 – переход желудка в кишку, 9 – железистые придатки кишки,10 – кишка 11 – задний отросток желудка, 12 – начало задней киш­ки, 13 – задняя кишка, 14 – анальное отверстие, 15 – задняя присоска; Б – передняя часть пищева­рительного канала 1,2,3 – челюсти 4 – глотка, 5 – пищевод; В – отдельная челюсть (сильно уве­личена).

 

Медицинские пиявки обычно живут в небольших мелких водоемах. Могут пере­носить пересыхание, если грунт остается достаточно влажным. Сосут кровь пред­ставителей всех классов позвоночных, но главными источниками их питания являют­ся лягушки и млекопитающие (чаще всего крупный рогатый скот, приходящий на водопой). Опыты в лаборатории показа­ли, что при кормлении на лягушках пияв­ки достигают состояния, допускающего их использование, через 17–20 месяцев, а при кормлении на кроликах или сначала на лягушках, а потом на кроликах – через 8–10 месяцев. Пиявки могут до­стичь половой зрелости и при питании за счет холоднокровных животных, но тогда развитие их протекает очень долго, они откладывают всего один кокон (вместо трех – восьми) и с меньшим количеством яиц. Наиболее эффективно, по-видимому, комбинированное кормление, т. е. на лягушках и млекопитающих, что и происхо­дит в природе. Таким образом, эволюция медицинской и ряда других челюстных пиявок совершалась в тесной связи с мле­копитающими.

Медицинские пиявки – очень подвиж­ные черви, особенно в голодном состоянии. Они, как и большинство челюстных пиявок, хорошо плавают, совершая волнообразные движения. Содержать их нужно в хорошо закрытой (марлей, сеткой и т. д.) посуде, ибо они выползают из воды. Если кислоро­да в воде недостаточно, то они, как и мно­гие бесхоботные пиявки, укрепившись зад­ней присоской, совершают дыхательные движения, похожие на плавательные. Эти пиявки хорошо реагируют на разные раз­дражения. Так, если в воде производить шум палкой, опусканием фанерного листа, просто хождением, то они быстро при­плывают к источнику шума. Если в сосуд с пиявками бросить два одинаковых пред­мета, из которых один был в руках чело­века, а другой – нет, то около первого скопляется больше червей, чем около вто­рого. На некоторые же запахи (например, одеколона) они реагируют отрицательно. Они предпочитают теплую поверхность холодной. Понятно, что чувствительность к разным раздражениям помогает этим кровососам отыскивать свои жертвы.

В природе Hirudo medicinalis достигает половой зрелости, по-видимому, только на третьем году жизни и откладывает ко­коны один раз в год, летом. В лаборатории половозрелых пиявок при благоприятных условиях содержания и кормления можно вырастить за 12–18 месяцев и, содержа их при температуре 18–22°С зи­мой и 24– 27°С летом, заставить размно­жаться в любое время и откладывать коконы каждые 6–8 месяцев. В естест­венной обстановке пиявки откладывают коконы несколько выше уровня воды в прибрежной полосе, для чего им нужно преодолеть большое сопротивление грун­та. Известен случай, когда коконы были найдены в ста метрах от водоема. Коконы очень похожи на коконы шелковичных червей, их стенка состоит из сплетенных волокон, выделенных железами пояска, средняя длина кокона 20 мм, ширина 16 мм, цвет рыжевато-серый. В одном коконе в среднем 15–20 яиц, продолжитель­ность развития – около месяца. Вылу­пившиеся пиявки называются «нитчат­ками», длина их всего 7 – 8 мм, челюсти у них еще очень слабы, и прокусить кожу млекопитающих они не в состоянии, но вскоре могут прокусывать кожу земновод­ных и сосать их кровь.

В течение многих столетий Hirudo medicinalis применялась при лечении самых разнообразных заболеваний, она была од­ним из излюбленных средств народной ме­дицины и врачей. Еще в середине прошло­го столетия из Восточной Европы в запад­ные страны, где запасы пиявок были исто­щены, ввозились сотни миллионов этих червей. Например, во Францию ввезли в 1850 г. около 100 млн. штук. Экспорт пиявок из России считался выгоднейшей статьей дохода. Во второй половине XIX в. по мере развития научной медицины при­менение пиявок врачами стало быстро со­кращаться и ими почти перестали пользо­ваться, хотя в народной медицине их про­должали употреблять. Однако в 20-х го­дах текущего столетия лечение пиявками начало возрождаться. Различные исследо­вания медиков и физиологов показали, что выделяемые пиявками гирудин и, возмож­но, другие вещества оказывают благотвор­ное влияние при некоторых заболеваниях, особенно при тромбофлебитах, гипертонии и т. д. Конечно, сейчас не рассматривают пиявок как панацею от всех недугов, как это полагали когда-то, но в ряде слу­чаев их применение целесообразно. Спрос на пиявок в последнее время опять возрос, и часто аптеки не могут его удовлетво­рить. В связи с этим московские специа­листы разработали методы быстрого выра­щивания в лабораторных условиях пиявок, как выловленных в природе, так и полу­ченных из коконов в лаборатории. Широ­кое применение методов искусственного выращивания пиявок не исключает пла­номерного вылова их в естественных водое­мах, но при этом необходимо оградить этих полезных червей от полного истреб­ления, обеспечив их размножение.

Среди видов описываемого семейства имеются некровососущие, хищные пиявки. В наших водоемах широко распространен такой вид – большая ложно-конская пиявка (Haemopis sanguisuga) (рис.33).

По величине она не уступает медицинской пиявке, а нередко ее превосходит. Спина взрослой Н. sanguisuga черная с коричне­ватым оттенком, на ее поверхности могут быть разбросаны темные пятна, а у моло­дых экземпляров основной фон спины более светлый, чем у взрослых, и на нем нередко виден правильный узор. Брюхо серое или зеленовато-серое, боковые жел­тые ленты часто отсутствуют. Задняя при­соска невелика (меньше половины наи­большей ширины тела). Челюсти у нее развиты значительно хуже, чем у Н. medi­cinalis. Анальное отверстие большое, так как через него выделяются крупные куски непереваренной пищи. Большая ложно-конская пиявка – сильный и прожорли­вый хищник, поедающий червей (в том числе и пиявок), мягкотелых, личинок водных насекомых и других водных беспоз­воночных, а также мелких позвоночных (например, головастиков), которых она может одолеть. Иногда можно наблюдать, как два хищника с двух противоположных концов пытаются проглотить длинного червя. Если они не справляются с добы­чей, то отрывают от нее куски.

 

Рис. 33. Большая ложноконская пиявка (Haemopis sanguisuga),

заглатываю­щая червя.

Большая ложноконская пиявка обитает преимущественно в мелких водоемах, не­редко – в лужах, которые иногда пере­сыхают, но дно их остается влажным; попадается она и в прибрежной зоне озер и рек.

Размноже­ние и развитие ее сходны с теми же про­цессами медицинской пиявки. Выхухоль, а возможно, и другие водные позвоночные охотно поедают эту большую пиявку.

Семейство Глоточные пиявки (Негpobdellidae). Все виды этого семейства – хищники и крови не сосут. Они, несом­ненно, произошли от челюстных пиявок, о чем свидетельствуют рудименты челю­стей у многих из них. Желудок без отрост­ков. Весьма характерно расположение глаз: четыре расположены на краю, а по два – по бокам переднего конца тела. В со­мите пять или больше колец. Оплодотво­рение совершается при помощи сперматофоров. Коконы чаще всего овальные, ко­ричневого цвета, прикрепляются к под­водным растениям, камням и т. д. Плава­ют и совершают дыхательные движения

По­давляющее большинство глоточных пия­вок принадлежит к роду Herpobdella (дру­гие названия рода: Erpobdella и Nephelis). Все виды этого рода называются малы­ми ложноконскими пиявками.

У нас наиболее известна герпобделла обыкновенная (Herpob­della octoculata). Длина ее редко превос­ходит 40–50 мм (рис. 34 ).

Рис. 34. Герпобделла обыкновенная (Herpobdella octoculata): 1 – внешний вид; 2 – изменчивость ок­раски спинной стороны; 3 – кокон.

 

Типичная форма имеет коричневую или серовато-коричневую спину, покрытую поперечными рядами желтых пятнышек. Однако темный пиг­мент может в той или иной степени исче­зать, и пятнышки остаются видными толь­ко на части спины или совсем отсутствуют, в результате чего спинная поверхность становится одноцветной, сероватой, на которой кое-где сохраняются темные пятна Жизненный цикл Н. octoculata сходен с цик­лом Glossiphonia complanata (см. выше), т. е. эта пиявка живет около двух лет. Ее коричнева­то-желтые коконы часто попадаются на водных растениях и различных подводных предметах. Число яиц в одном ко­коне может достигать 24, в среднем оно равно 11–12. Питается эта пиявка мелкими червями, личинками насекомых и особенно комаров хирономид. Сама она подвергается нападению разных хищных беспозвоночных, находят ее и в желудках рыб.

 








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1561;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.