Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового "сцепления" ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал имевшуюся информацию, заново систематизировал ее.)

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания, и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно-рефлекторная "дуга" И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи "кольца", выдвинутой П. К. Анохиным еще в 1935 году.

Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

В процессе творческого мышления правильный путь к открытию иногда отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия нового здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с "шоком новизны".

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое, узнавание человеком окружающего его мира. Творчество – как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творческие личности –нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностейсинтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышлениедивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны,сензитивны ко всему необычному.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция (от лат. intueri – всматривание) –это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция – скачок разума, не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот "скачок разума" возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.

Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений вединый комплексный ориентир. Этот одновременный охват различной информации и отличает интуицию от логически последовательного мышления.

 

Интеллект человека и "интеллект" ЭВМ (электронно-вычислительных машин)

 

Интеллект человека принципиально несходен с "интеллектом" машины. Мышление человека отличается не только от алгоритмического "ума" электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение ее в систему личностных мотивов и установок; процесс решения проблемы человеком – это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции. Очень часто творческое мышление идет наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от "думающей" машины способен к саморефлексии – способен подвергать процесс мышления и его результаты критическому анализу. Он способен к генерированию и "диких" идей, которые впоследствии оказываются гениальными, имеющими эпохальное значение, открытиями. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен – он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.

Сложные механизмы этого процесса не сводятся к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо сложнее всех отображающих ее схем, моделирующих систем и механизмов.

 

Интеллект человека

 

Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель (1784–1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце прошлого века американский психолог Джеймс Маккин Кеттел (1860–1944) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе и интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта. Развитие интеллекта (умственного возраста) исследовалось французским психологом Альфредом Бине (1857–1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871–1938)*.

* Штерн предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

 

В 1937 году Д. Векслером была создана первая шкала интеллекта для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков и геометрических фигур (рис. 8082). Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в началеXX в. английский психолог Чарлз Эдуард Спирмен (1863–1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели (рис. 79).

 

Рис. 79. Структура интеллекта по Гилфорду.

Его кубическая модель представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (EI2), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.

 

Интеллектуальные возможности человека проявляются в тойстратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях. Они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности. Другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно, оно перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Интеллектуально-волевые качества индивида проявляются в выборе цели и системы средств ее достижения, в качестве переработки исходной информации, в учете условий деятельности, предвидении возможной программы поведения, предвосхищении средств ее исполнения, критериев оценки возможных результатов.

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, "теоретических мерок" к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. (Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи: зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.)

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умений видеть новые проблемы (креативность мышления).

Негативным качеством интеллекта являетсяригидность мышления – негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к актуальным проблемам – его креативность, отсутствие у него ксенофобии, т. е. боязни нового, непривычного.

Показателем развитости интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида – предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов – признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое "щелевое мышление" – сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов – созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании интеллекта, так и в структуре интеллекта, в его организации.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта –умственные аномалии. Они выражаются в нарушении всей психической системы личности – его мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

1) неадекватность мотивов совершаемым действиям;

2) нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;

3) нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;

4) дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.).

В заключение приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 80–82).

 

Зачеркните эти Зачеркните эти точки

Точки линиями, четырьмя линиями, не

Возвращаясь в отрывая карандаша от бумаги.

исходную точку.

 

Рис. 80. Тесты, на дивергентность мышления*.

* Дивергентность мышления – способность выходить за пределы стандартных решений, способность прийти к новому видению ситуации, выйти за пределы привычного. Конвергентность – ограниченность привычными понятиями, стандартными решениями, ситуационная полезависимость.

 

Рис. 81. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных фигур справа.

 

Рис. 82. Исключите лишнюю фигуру.









Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 3013;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.