Понятие. - Нормативный тип. - Естественно-правовой тип. - Социологический и другие типы.
Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще, б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы, в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования
Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.
В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права. Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал самой природой человека (ткж. нравственная школа правопонимания). Позитивное значение: 1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; 2) благодаря этой теорий стали различать право и закон, естественное и позитивное право; 3) она концептуально соединяет право и нравственность. Критика: не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. Не всегда можно отыскать абсолютный критерий, т. к. мораль и нравственность историчны.
Позитивистская теория права возникла в значительной степени как оппозиционная “естественному праву”. В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие “субъективное право” как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон. Положительное: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права - структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. Критика: ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Современное понимание: а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение. Положительное: 1) позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; 2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; 3) содействует формированию “нормативного” представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; 4) обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; 5) позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении. Критика: отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизация государственного влияния на правовую систему.
Психологическая теория правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Положительное: обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Критика: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.
Социологическая теория права: право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Положительное: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. Критика: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешение одного из факторов образования права — интереса — самим правом.
97. Социальное государство: понятие, признаки
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным. Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики — в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это, следовательно, структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил.
Признаки: демократическая организация государственной власти; высокий нравственный уровень граждан; мощный экономический потенциал; наличие у государства признаков правового государства (в частности, существования гражданского общества); ярко выраженная социальная направленность политики во имя осуществления таких имеющихся у него целей как установление всеобщего блага; утверждение в обществе социальной справедливости; обеспечение каждому гражданину достойных условий существования и т.д.
98. Правотворчество и законотворчество: понятие, стадии
Правотворчество - деятельность государственных органов, должностных лиц или непосредственная деятельность народа, а также иных специально уполномоченных субъектов по изданию, изменению и отмене нормативно-правовых актов. Завершающий этап в формировании права. Правотворческий процесс - юридически обоснованная процедура деятельности по возведению воли народа в закон и закреплении этой воли в общеобязательных предписаниях. При этом понятие “законотворчество” ỳже, чем правотворчество, так как означает деятельность по изданию (изменению, отмене) законов - нормативно-правовых актов с высшей (после Конституции) юридической силы.
Выделяют два этапа правотворческого процесса. Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.). На этом этапе происходит первичная фиксация устоявшихся общественных представлений в рамках законопроекта. Второй этап - возведение воли в закон - является определяющим для того, будет ли санкционирован государством законопроект. Выделяют четыре стадии. Первая стадия: подготовка текста проекта нормативно-правового акта в недрах правотворческого акта или внесение его в правотворческий орган субъектом правотворческой инициативы. Субъект правотворчества - государственный орган или лицо, которое имеет право вносить в правотворческий орган законопроекты или юридические значимые предложение о принятии нормативно-правового акта. Право правотворческой инициативы - право специально уполномоченных на то субъектов на внесение проекта нормативно-правового акта или юридические значимого предложения о принятии нормативно-правового акта. Вторая стадия: рассмотрение и обсуждение законопроекта правотворческим органом. Для законопроектов имеется усложнённая процедура, включающая несколько парламентских чтений и обсуждение во внутренних комитетах и комиссиях парламента. Третья стадия: принятие нормативно-правового акта (придание ему юридической силы). Четвёртая стадия: опубликование нормативно-правовых актов. С опубликованием связывается начало действия нормативно-правового акта. Предполагает доведение до всеобщего сведения. Источники публикации - ряд общедоступных изданий (“Российская газета”, Собрание законодательства РФ и т. д.). Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их принятия. Датой принятия федерального закона является дата принятия Государственной Думой.
Необходимо учитывать, что в зависимости от уровня нормативно-правового акта число стадий неоднозначно. Все 4 стадии характерны для законопроектов. первая и четвёртая характерны для подзаконных нормативно-правовых актов.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 983;