Я операция. Приложение сил контроля лежа

Частями этой операции будут способы приложения сил контроля лежа — удержания, болевой захват, удушающий захват.

Детали — действия рук, ног, туловища, головы.

Задача — выполнить необходимый захват с целью осуществления контроля соперника в соответствии с правилами дзюдо для оценки дальнейших действий лежа. Если контроль не удается и УКЭ переходит в положение определенное правилами, как «положение стоя», действие начинается стоя с первой операции.

При таком расчленении целостного действия на операции не нарушается смысловая структура действия. Обучение происходит от деталей к частям, которые собираются «блоками» и образуют операцию, которая в свою очередь является составляющей технического действия в целом. Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. Такой подход к обучению не искажает смысла действия в сознании обучаемого. Объединение усвоенного происходит легко, поскольку между смыслом каждой из частей нет противоречий так же, как и между их биодинамическими структурами. Более того, усвоение целостного действия невозможно, если не усвоена хотя бы одна из частей. Например, не изучив частей первой операции (стойка, захват, передвижение) и приступив к изучению составляющих частей второй операции, невозможно добиться ее правильного исполнения. Или же, не освоив позу для приложения сил сбрасывания, освоение сбрасывания затягивается на долгое время.

Традиционно на практике технику изучают отдельными приемами. В каждом приеме отдельно изучаются части детали операции, а изучать нужно все, из чего состоят приемы и видеть, что одинаково, а что отличается. Например, боковой подхват и боковая подножка отличаются только способом подбивания, а все остальное одинаково.

Очень важно в процессе обучения заложить ученику смысловую основу действий, а также правильно акцентировать внимание на основных опорных точках.

В практике очень часто разделяется обучение стоя и лежа, т. е. четвертая и пятая операции изучаются отдельно от первых трех.

Подводя итог, можно определить понятие «техника технического действия» (приема) для того случая, когда последний выступает как предмет обучения, следующим образом. Техника приема — это описание оптимального решения двигательной задачи (класса двигательных задач), обоснованное требованиями биомеханики действия и психологии его восприятия обучаемым, раскрывающее состав операций и основных опорных точек, необходимых и достаточных для формирования полной ориентировочной основы предмета усвоения (формируемого действия) (М. М. Бочин).

Таким образом, определение операционного состава действия, разделение его на части и детали, есть начальная ступень в обучении. Очень важно осознание этого разделения тренером и учеником.

Учитывая то, что мы четко представляем все детали, части и операции технического действия дзюдо (приема), подробная характеристика которых описана выше в разделе «Характеристика двигательных действий дзюдо», последовательность в обучении будет выглядеть следующим образом.

Прежде чем приступить к изучению отдельных технических действий (приемов) обучаемому предстоит освоить ряд простых и сложных подготовительных действий, в освоении которых применяется то же операционное разделение.

Освоение подготовительных действий дает начальное двигательное образование, способствует улучшению организации в работе. Освоение действий в самостраховке будет способствовать улучшению координации, уменьшению травматизма и т. д. (детали всех действий охарактеризованы в предыдущих разделах). Огромное значение на этом этапе обучения имеет освоение ритуальных действий, строевых приемов и упражнений, а также общая и специальная физическая подготовка. Физическая, подготовка на этом этапе укрепляет мышечную систему занимающихся, что позволит в дальнейшем наиболее точно и быстро усваивать двигательные действия дзюдо.

После освоения подготовительных действий необходимо детально изучить сопряженные действия (стойки, позы, захваты, передвижения, дыхания). Особое значение имеет освоение основной стойки дзюдоиста. Она является стержнем освоения, а в дальнейшем и применения всей техники дзюдо. Передвижения, повороты осваиваются в соединении со стойкой. Это пока обучение индивидуальное, т. е. не в парах, а каждый осваивает отдельно. Переходя к обучению захватов, обучение начинается в парах. В парах совершенствуется стойка, передвижения, повороты. На этом этапе для занимающихся определяются понятия «ТОРИ» и «УКЭ». Оосновная стойка дзюдоиста и она же в захвате с соперником — разные понятия. В захвате образуется общая площадь опоры, общий центр тяжести всей конструкции, происходит распределение усилий через захват на партнера. На этом этапе обучения, в виде теоретической подготовки, занимающимся раскрываются все эти понятия.

Осваивая повороты у занимающихся вырабатываются первые навыки правильного дыхания. Детали действий (движения рук, ног) изучаются отдельно и потом соединяются.

Освоив подготовительные и сопряженные действия дзюдо обучаемый частично освоит первую операцию технического действия дзюдо. Эта операция имеет большое множество составляющих ее частей, которые в связи с особенностями единоборств могут меняться. Их сочетания в изменениях образуют огромное множество динамических ситуаций, благоприятствующих для проведения выведения из равновесия и броска.

Если впоследствии обучаемый доводит вторую, третью, пятую операции до «состояния крайней стереотипности», то первая и четвертая операции в процессе совершенствования технического действия изменяется. Изменяя их специальными заданиями (тренер изменяет части и детали первой и четвертой операции), обучаемый совершенствует технику дзюдо, т. е., изменяя условия выполнения, совершенствуется само техническое действие.

Если в первой и четвертой операциях запрограммировать одну или две ситуации и наработать их до состояния крайней стереотипности (например, перехват захвата соперником или определенное передвижение), то всего остального многообразия ситуаций дзюдоист не будет видеть (использовать для атаки).

В теории физического воспитания, да и на практике, до настоящего времени двигательное действие рассматривают как двигательный условный рефлекс, в основе которого динамический стереотип, сформировавшийся в коре больших полушарий головного мозга. В аспекте этой теории формировались взгляды на технику как на образец, который должен быть воспроизведен в результате обучения. Система обучения, построенная на этих принципах, позволяет эффективно сформировать условные двигательные рефлексы, однако двигательные действия, выученные таким образом, на практике часто оказываются недостаточно эффективными. Движение, сформированное по типу условного рефлекса, всегда стандартно, стереотипно, так что даже при небольших изменениях условий выполнения оно резко теряет эффективность. Можно пойти по пути формирования запасных динамических стереотипов (нарабатывать три, четыре ситуации), которые могли бы выручить в изменяющейся обстановке решения привычных задач. Заметим, что вариативность, построенная таким образом, весьма ограничена. Как из набора кубиков нельзя построить колесо, так из набора стереотипов нельзя построить движение, способное учесть все (включая непредвиденное) варианты ситуаций действия (М. М. Бочин). Именно поэтому рефлексологический подход к пониманию техники двигательных действий приходит в неизбежное противоречие с практикой обучения.

Необходим иной подход к пониманию техники, который, во-первых, соответствовал бы природе двигательных действий в большей степени и, во-вторых, удовлетворял бы более полно запросы практики обучения. Такой подход возможен на основе принципов теории деятельности А. И. Леонтьева и теории построения движений (точнее физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна).

Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением некоторой задачи, активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространственно-временном континууме. Это свойство биологического движения позволило Н. А. Бернштейну назвать его «живым». Он указывал, что характерное свойство движения — его способность реагировать как на изменение внешних условий, так и на внутреннее колебание его собственной структуры. И. А. Бернштейн обнаружил такие приспособительные колебания в идеально стереотипных (как это считалось) движениях — ходьбе и беговых шагах.

В связи с этим, обучение и совершенствование технических действий дзюдо происходит в постоянном изменении ситуации (за счет применения способствующих действий) в первой и четвертой операциях целостного действия. Полное действие (1—5 операция) до состояния крайней стереотипности не доводится, а только его операции впоследствии соединенные в блок — вторая, третья, пятая. В первой и четвертой операциях происходит осмысленная, созидательная деятельность, исходящая от различных заданий тренера.

Приступая к освоению основных действий дзюдо, которое составляет вторую, третью и пятую операции, занимающиеся продолжают осваивать некоторые части первой операции. В это время закладываются понятия биомеханических основ техники дзюдо — устойчивость, нарушение устойчивости, направления выведения из равновесия и др. Осваивая переход от одного способа выведения из равновесия к другому, формируются понятия подготовки броска и основ комбинационных действий.

Второй операции в практике уделяется особое внимание. Выполнение УЧИКОМИ выведения из равновесия становится для занимающегося основным специальным подготовительным упражнениям (УЧИКОМИ — повторение элементов техники). Соединив первую операцию со второй, упражнения в выведении из равновесия приобретают новую форму (на месте, в движении, силовые учикоми, без партнера, с резиной и т. д.).

Обучая второй операции, необходимо обращать особое внимание на ее детали (движения рук, ног, корпуса, головы, дыхания).

Приступая к освоению третьей операции технического действия дзюдо, которая состоит из занятия позы и способов приложения сил сбрасывания, отдельно осваиваются позы для бросков (передней подножки, подхвата, отхвата, зацепа, броска через бедро и т. д.). Затем формируем умение занимать позу в сочетании с "поворотом, передвижением, сначала без партнера, а затем с партнером.

Из крайнего положения при выведении из равновесия (носок стопы, пятка, два носка, две пятки, внешняя боковая часть стопы) учим нужному способу приложения сил сбрасывания из статического положения, т. е. подбиву. Затем соединяем с умением занимать позу, выполнять поворот, выводить из равновесия и т. д. В традиционной методике обучения занятие позы и сбрасывание является основным упражнением совершенствования технических действий дзюдо, считая, что техника дзюдо заключается именно в этом. В этом случае УКЭ стоит на месте, а ТОРИ, выполняя неполный поворот, не чувствует колебаний тела УКЭ (потому, что он стоит на месте), почти не выполняя выведения из равновесия делает только подбив и сбрасывание. После такой отработки техники очень трудно ее применить в схватке потому, что реальный поединок это «движение», а борец все время выжидает статическую позу, чего может и не быть.

При изучении всех трех операций технического действия стоя особое внимание необходимо уделять их выполнению в передвижении. Если соединить в блок первую, вторую и третью операции, то получим полное действие стоя, что является только частью целостного технического действия дзюдо.

Одновременно с изучением деталей и частей трех операций стоя начинается изучение действий, составляющих две операции лежа. Изучение действий лежа начинается с пятой операции, затем четвертой с последующим их соединением.

Идя в обучении «сверху» и «снизу», занимающиеся объединяют их в одно целое действие четвертой операцией. На этом этапе они начинают понимать, что действия лежа определяются положением партнера, их взаиморасположением, захватом и другими частями этой операции. Если в обучении умело соединять блок верхних операций (1-я, 2-я, 3-я операция) с блоком нижних (4-я, 5-я), то занимающиеся научатся правильно преследовать противника в реальном поединке. Необходимо учитывать то, что занимающиеся с удовольствием начинают преследование в том случае, если у них в борьбе лежа уже что-то получается. Поэтому обучение действиям лежа должно немного опережать обучение стоя. Но это скорее относится к психолого-педагогическим особенностям формирования двигательных навыков.

Изучая технику дзюдо по вышеизложенной методике и, изменяя составные части третьей и пятой операций, занимающиеся смогут освоить любое количество технических действий с их вариантами, воспринимая их как одно целое живое движение. В этом случае занимающиеся осваивают не отдельные приемы, а их составляющие детали, части, операции, изучив которые они смогут выполнять всю классическую технику дзюдо. Для ученика техника дзюдо станет ясной, а это почти главное в ее освоении и применении в борьбе. Какие действия занимающиеся будут применять в борьбе в процессе совершенствования, они выберут сами в соответствии со своими анатомофизиологическими особенностями.

В качестве примера операционного деления технического действия при обучении на рис. 90—94 изображены по одному приему из каждой группы приемов стоя.


 

 
 

 
 

 

 


 


 

 

 
 

На протяжении всего обучения огромная роль отводится подготовительным действиям как общефизического, так и специального характера. Связь физической подготовки со способностью усваивать технику очевидна и доказательств не требует. Очевидно и то, чтобы выполнить любой подбив, например подбив бедром в подхвате или стопой в подсечке, необходимо иметь сильные ноги и уметь хорошо стоять на одной ноге, что достигается подготовительными упражнениями. Примером использования подготовительных упражнений при обучении технике служат подготовительные упражнения для подхвата, изображенные на рис. 95, 96, 97. Подобные комплексы упражнений должны использоваться при обучении и другим техническим действиям.

 

 

 
 

 

 
 

 

 

При таком обучении немаловажное значение приобретает теоретическая подготовка, объем, уровень, форма изложения которой подбирается в зависимости от уровня занимающихся. Объем же теоретической подготовки в программе ДЮСШ фактически не может обеспечить формирование должного уровня понимания техники дзюдо.

Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действиям, уровень способностей обучаемого применять изучаемый материал при решении практических задач. Формирование умения, навыков и соответствующих знаний — одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли степеней познания, овладения действием.

В обучении двигательным действиям используются все дидактические принципы обучения, а также большое разнообразие педагогических методов и приемов.

Процесс обучения необходимо строить с учетом следующей методической последовательности дачи нового материала.

1. Определение готовности ученика к освоению нового действия. Для этого тренер:

а) учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявляет ученик в процессе изучения упражнений;

б) наблюдает за поведением ученика, беседуя с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;

в) изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;

2. На основании данных об ученике и знаний техники нового действия тренер составляет план, подбирает методы и приемы обучения.

3. Сделав выводы и заключения из первого пункта, тренер проводит специальную подготовку ученика к освоению нового действия — осваивает необходимые позы и статические положения, укрепляет группы мышц необходимые для выполнения нового технического действия, вырабатывает способность ученика напрягать и расслаблять эти группы мышц.

4. Тренер знакомит ученика с новым движением. Для чего он:

а) формулирует общую задачу предстоящего обучения;

б) отмечает из арсенала известных движений сходные с новым;

г) указывает слабые и сильные стороны ученика;

д) намечает план освоения упражнения.

5. Следующие действия тренера и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого действия с помощью соответствующих приемов обучения:

а) рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и др. формы речевого общения тренера и ученика;

б) показ наглядных пособий (контурограмм, схем, киноколь-цовок, моделей тела человека — плоскостных, проволочных и др.), выполнение действий демонстрантом, использование различных ориентиров;

в) моделирование элементов техники действия в виде графического изображения, устного или письменного описания техники, воспроизведение отдельных параметров с помощью технических средств, что активизирует ученика и помогает решению основной задачи обучения — формированию двигательного навыка.

Такая подготовительная работа тренера и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных действий.

6. Тренер предлагает ученику выполнить изучаемое действие (простые по структуре целостным методом, а сложные методом расчленения), при этом он может:

а) использовать облегченные и затрудненные условия выполнения элементов;

б) использовать подводящие упражнения в виде специальных заданий;

в) последовательно изучая детали действий, соединять их в части и операции с целью изучения целостного сложного двигательного действия.

К вышеизложенной методической последовательности можно добавить то, что в процессе выполнения действий учеником тренер должен: следить за выполнением движений, оказывать помощь, используя различные способы и приемы, анализировать результаты выполнения задания и корректировать действия ученика в случае необходимости по ходу выполнения или давать установку на следующее задание.

Основной задачей в этот период является своевременное исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения. Причинами их могут быть:

а) неточное представление о технике движения;

б) несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика;

в) несоответствия сложности двигательного задания и возможностей ученика;

г) отрицательное влияние уже освоенных движений на новые;

д) недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий;

е) непонимание заданий партнером при взаимных действиях и др.

Для исправления основных, а затем и второстепенных ошибок используется все многообразие приемов обучения в зависимости от конкретной ситуации. Особенно широко используется специалистами идеомоторный метод. На начальной стадии обучения возможно применение группового метода с синхронным исполнением и фиксацией различных положений частей тела (этот метод широко используют в своей тренировке каратисты).

Способы оказания помощи ученику со стороны тренера довольно разнообразны. Например, речевое сопровождение выполнения движений, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания и др.

Особая группа приемов помощи связана с ситуацией совместных действий тренера и ученика. Например, тогда, когда ученик: приступает к практическому выполнению двигательных заданий, но при этом ему необходима физическая помощь для исправления ошибки, уточнение деталей техники. С этой целью тренер помогает ученику зафиксировать отдельную позу, замедленно воспроизвести движение и последовательность действий, проимити-ровать целиком действие. В связи с этим весь объем действий дзюдо должен специально изучаться и совершенствоваться самим тренером на протяжении всей его практической деятельности.

В процессе обучения техническим действиям дзюдо широко используются дополнительные ориентиры, облегчающие освоение. В качестве зрительных ориентиров обычно используют: отдельные части предмета (если обучение идет с предметом, например, резиновый жгут), звеньев тела учеников, естественные ориентиры (предметы, расположенные вблизи места выполнения), а также специально сделанная разметка на татами. Примером могут служить задания ученику на выполнение движений ногами для различных групп приемов по разметкам с изображений контура ступней.

Создание искусственных тактильных сигналов тренером (касание отдельных звеньев тела ученика) также подсказывает ученику правильные моменты действий. Эффективность данного приема зависит от уровня развития профессиональных умений тренера. Сочетание различных дополнительных ориентиров в процессе разучивания новых технических действий — одно из требований методики обучения.

Изучение и шлифовка различных элементов техники у стенки, держась за опору, как это делают в балетных классах, сокращает время освоения материала и позволяет наиболее точно усвоить движение.

При обучении необходимо использовать разнообразные технические средства, которые позволяют, помимо качественной оценки результатов выполнения технических действий, получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправить ошибки по ходу выполнения движений. К техническим средствам относятся: простейшие измерительные приборы (секундомер, сантиметровая лента, угломер и т. д.), регистрирующая и записывающая аппаратура (видеомагнитофон, диктофон, кино- и фотокамеры и др.).

К тому же А. Ленц (1964) указывает, что при изучении любого действия занимающиеся должны стремиться к одинаково хорошему его выполнению в левую и правую стороны. При этом следует придерживаться следующего правила,— простые действия выполняются несколько раз в одну сторону, а затем в другую,— сложные вначале в привычную сторону и только после хорошего усвоения в той последовательности разучиваются в другую (непривычную) сторону. Большинство авторов научных работ высказывается за необходимость изучения и совершенствования техники борьбы в обе стороны, начиная с овладения школой в юношеском возрасте.

Что касается подхода к обучению, то если начинать обучать техническим действиям с того, что ТОРИ толкает УКЭ, тот отшагивает правой и т. д. Или ТОРИ потянул на себя УКЭ, тот сделал большой шаг правой и т. д. ... В таком подходе к обучению получается, что УКЭ безобидный и ничего плохого для ТОРИ не делает, а ТОРИ, агрессивный и, не обращая на УКЭ внимания, нападает на него.

В основе дзюдо, в основе всех его принципов, лежит философия гуманизма, что имеет огромное воспитательное значение. Все принципы дзюдо предполагают победу слабого над сильным, маленького над большим, спокойного над агрессивным, используя его силу, вес, инерцию, arpeccию. Поэтому до 60-х годов в дзюдо не было весовых категорий и основополагающим считался принцип эффективности.

Учитывая это, возможен второй подход к обучению, противоположный первому, который строится от защиты. Например, УКЭ с целью вывести ТОРИ из равновесия толкает его, ТОРИ защищаясь отшагивает правой назад и выводит УКЭ из равновесия и т. д.... Или УКЭ потянул ТОРИ на себя и отшагнул правой, ТОРИ, защищаясь, шагает левой вперед и выводит УКЭ из равновесия и т. д....

Как видно из этих примеров, подход к обучению может определять характер дзюдо. В разных школах он может быть разным.

Естественно то, что все касающееся дзюдо имеет свое объяснение и смысл. Например, край татами. Край или граница татами это пропасть, вышагнул — упал, а это значит проиграл. Поэтому выход за край строго наказывается. Первый упал или вышагнул при броске — следует наказание. Или наказание за согнутую защитную стойку. Защита искажением основной стойки (т. е. наклоном) считается неэффективной и неправильной.

Все запрещенные действия имеют свою логику и объяснения. Что касается оценок за броски, то до недавнего времени в дзюдо существовало только две оценки (Ваазари и Иппон). Считается, что упав на бок или спину УКЭ остается защищенным не менее, чем в стойке (защитная поза на спине и боку). В каратэ из этой позы выполняются даже удары ногами. Упав на живот, УКЭ становится беззащитным исходя из понятий реального боя. Поэтому УКЭ всегда должен падать на бок или спину, но в этом случае он должен проиграть оценку (на бок с перекатом на спину— Вазаари, на спину — Иппон). Уже позже падение на бок с перекатом на живот стало оцениваться как Еко, на бедро — Кока. Упав на грудь, УКЭ оценку не проигрывает, но зато в реальном бою остается беззащитным в борьбе лежа.

Что касается названий приемов и другой терминологии, то существующая терминология на японском языке хотя и считается международной, без знания языка и дословных переводов, нам, тренерам, ничего не говорит. Название во многом отражает смысл действия, его содержание и сущность, что ведет к пониманию техники. Если будут сделаны дословные переводы всех терминов, то только в этом случае появится возможность использования японской терминологии. А пока удобнее пользоваться существующей терминологией на русском языке, хотя и она не всегда в полной мере отражает особенности различных действий. Даже образные названия приемов («мельница», «ножницы» и др.) только в какой-то степени характеризуют действие. В сущности прием — это выведение из равновесия, поза и подбив. Но одни подбивы называются подсечками, другие зацепами, третьи подхватами, отхватами, подсадами и т. д. Во всех этих названиях содержится смысловая основа действий.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Специалисты, работающие со спортсменами от новичка до мастера высокого класса (а таких в нашей стране много) хорошо знают, что усвоение техники учениками происходит не сразу и не вдруг. Этот процесс можно сравнить с губкой, впитывающей в себя воду — маленькая губка может впитать только определенное количество воды, и чем больше губка по размеру, тем больше воды она способна впитать. Нельзя в десять лет стремиться довести до совершенства бросок через спину, в одиннадцать до такого же уровня переднюю подножку, в двенадцать — зацеп и т. д. Тренер должен давать ученикам определенный объем движений, отводя на их усвоение нужное количество времени, а через некоторое время возвращаться к уже пройденному, но на более высоком уровне обучения, где включаются новые формы, детализируются понятия, усложняются задания и т. д. Такой метод обучения можно назвать спиральным. Тренер не стремится довести степень овладения движением до устойчивого навыка на первом этапе освоения, он понимает, что через объем всевозможных движений он возвратится к этому движению с определенным двигательным багажом и освоить его уже легче, чем на первом витке спирали. Такой процесс овладения техникой дзюдо создает «слоеный пирог» технического мастерства, где каждый слой имеет свое место и смысл, хотя на поверхности лежит украшение из крема. Те, кто знаком с дзюдо поверхностно, уже на начальном этапе в обучении используют некоторые формы тренировок и задания, взятые из тренировок мастеров высокого класса, что равносильно укладке крема на несуществующий пирог.

Из практики можно с уверенностью утверждать, что каждый «слой пирога» (технический уровень подготовки) строго связан с возрастом, уровнем мышления, состоянием костно-мышечного аппарата, нервной системой. Это как бы основа прослоек, на которых держится способность усваивать всевозможные движения.

Обучая ученика одиннадцати лет, тренер должен уметь видеть любое действие его глазами, но и представлять процесс освоения этого действия в естественной ступенчатой перспективе. Тренер понимает, что на данном этапе естественно то, что его ученик не способен освоить материал до уровня мастера высокого класса, поэтому ограничивается только нужным объемом и временем в обучении. А через некоторое время он возвратится к этому материалу уже как бы на новом витке спирали.

В связи с тем, что в группах даже одного возраста бывают ребята разных «сроков созревания», естественно и движения они усваивают по-разному. В таких случаях обучение должно вестись с учетом их индивидуальных возрастных особенностей.

В связи с тем, что не существует такого прибора, который мог бы подсказать сколько и когда изучать то или иное движение, поэтому даже зная методику, последовательность обучения, зная как обучать, чему обучать, тренер должен понимать и чувствовать, в каком объеме дать и когда переходить к следующему материалу. Видеть, что вот это отложилось в учениках и больше из этого они пока не усвоят.

Для более полного образного представления уровней технической подготовки, которые нельзя определить перечнем приемов, четким часовым объемом работы, количеством подворотов и бросков, ниже приводится пример показателей ступенчатой характеристики уровня технического мастерства в дзюдо:

1. Ступень начального овладения отдельными деталями, частями, операциями и наконец приемом в целом.

2. Прием в движении, с четким пониманием и ощущением момента для броска,

3. В движении в обе стороны.

4. Из разных захватов.

5. Несколько приемов в разные стороны и в разных направлениях доведенные до четвертого уровня.

6. Выполнение приемов с подготовкой.

7. С подготовкой и переход от приема к приему в виде простого комбинирования.

8. Выполнение приемов с длительной подготовкой.

9. Расширение характера простых подготовок.

10. Приемы после обманных движений, двойных подготовок, комбинаций.

11. Владеет техникой захватов, имеет свою схему захвата, применяет варианты захватов против конкретных вариантов соперника.

12. Определяется индивидуальная техническая схема.

13. Связывает изучение объема техники с техникой захвата.

14. Иногда выполняет броски в рандори.

15. Расширяет возможности индивидуальной технической схемы через изучение неклассической техники.

16. Появляется коронка в борьбе лежа.

17. Выполняет беспрерывную атаку.

18. Способен выполнить двойную атаку в одну и разные стороны.

19. Выполняет встречную атаку.

20. Проводит ответную атаку.

21. Контрит.

22. Преследует в борьбе лежа.

23. Свободно переигрывает соперника в захватах — опережает. 24. Начинает выполнять броски в схватках соревновательного характера, уверенно защищается в партере, имеет точное представление и свою схему борьбы лежа из различных положений.

25. В тренировках сознательно моделирует соперников, способен дать анализ его технического мастерства.

26. Может в борьбе выполнить сложную комбинацию.

27. Имеет запасной надежный вариант стоя и лежа, которым в соревновательной схватке может заработать преимущество хотя бы в Кока (появляется психологическая уверенность в исходе схватки).

28. Хорошо понимает стремления соперника в схватке, тактически правильно пользуется своим техническим мастерством в достижении победы. Случайных проигрышей не допускает, может проиграть только сильнейшему.

И так далее, расширяя и повышая степень владения техникой, двигаясь по спирали.

Приведенный пример ступеней технического мастерства нельзя брать за строгую последовательность и конкретный перечень, эта как бы характеристика степени овладения техникой, уровни технической подготовки. Часто бывает, что борец владеет некоторыми уровнями (например 17 и 21), но они оторваны, вырваны из общей цепи технического мастерства. Поэтому такой борец может иметь отдельные победы, но они не закономерны и его результат будет нестабилен. Другое дело, когда постижение техники идет в соответствии со ступенями мастерства, в соответствии с возрастными особенностями, последовательно и к тому же подкрепляется в такой же последовательности другими сторонами подготовки (физическая, тактическая, психологическая), тогда можно закономерно планировать результат на любой стадии подготовки.

Стремясь овладеть всем вышеизложенным объемом и достичь соответствующего уровня технического мастерства тренер и спортсмен становятся изобретателями, творцами процесса, придумывают свои и используют уже известные формы тренировок, наполняют процесс всем многообразием форм и методов.

Вот небольшой перечень форм тренировок, которыми широко пользуются тренеры в современной практике:

1. Учебная тренировка — это процесс, во время которого ученики получают теоретическую информацию, осуществляется показ (демонстрация) и предоставляется возможность опробовать.

2. Тренировка, по направленному развитию физических качеств, в которой используются дополнительные средства — штанги, гири, гантели, резиновые амортизаторы, тренажеры и т. д. Такие же тренировки могут быть игровыми, беговыми (кросс или пробег определенных дистанций) и др.

3. Тренировка по направленному развитию путей энергообеспечения организма (аэробный, смешанный, гликолетический, алак-татный, анаболический). Эта форма чаще всего сочетается с другими формами, т. е. вся тренировка строится в определенных режимах работы и отдыха.

4. Тренировка по совершенствованию техники, на которых уже известный материал доводится до более высокого уровня овладения им.

5. Контрольная тренировка, где возможна сдача контрольных нормативов по ОФП или технике дзюдо.

6. Тренировка соревновательного плана, на которой проводятся соревновательные поединки с судейством и без него.

Тренировки по совершенствованию техники могут проходить в виде УТИКОМИ, РАНДОРИ.

УТИКОМИ с партнером — это неоднократное повторение различных элементов техники, с различной скоростью, на стоящем на месте или движущемся партнере с изменением захватов и стоек.

УТИКОМИ без партнера — это неоднократное повторение различных элементов техники без партнера (с отягощением, резиновым амортизатором, на тренажерах и т. д.).

РАНДОРИ — это свободная борьба без борьбы за захват. В рандори основные принципы дзюдо используются в условиях полусопротивления, когда оба соперника могут выполнять любые приемы нападения и защиты, соблюдая правила дзюдо (свободная рандори).

РАНДОРИ с заданием с определенной установкой. Такая тренировка является промежуточным этапом между отработкой без сопротивления и соревновательной борьбой. Некоторые действия способствующего характера можно отработать только при небольшом сопротивлении обоих борцов. По своему содержанию РАНДОРИ могут быть:

— РАНДОРИ без напряжения, которые проводятся с большой мягкостью, чаще в форме игры, целью которой является применение как можно большего количества приемов и комбинаций;

-РАНДОРИ с акцентом на быстроту и выносливость, это когда один из партнеров борется последовательно с несколькими противниками без отдыха;

— РАНДОРИ с односторонним и двусторонним заданием по исполнению конкретных действий и приемов;

— РАНДОРИ с заданием по разделу захватов;

— РАНДОРИ с преимущественно тактической задачей;

— контрольные РАНДОРИ;

— РАНДОРИ по совершенствованию способов защиты (один атакует, а другой защищается или контрит);

-РАНДОРИ с соперником ниже по классу;

- РАНДОРИ с изменением количества точек соприкосновения борцов друг с другом и точек опоры на татами (один на одной ноге, а второй на двух, но с одним захватом и т. д.);

- РАНДОРИ с заданием по моделированию конкретного борца;

— РАНДОРИ с заданием по использованию площади татами;

— РАНДОРИ без кимоно, только с поясом, без воздействия рук — только ногами;

— РАНДОРИ в борьбе лежа с использованием всевозможных заданий.

В Японии в процессе обучения технике дзюдо широко, с большой скрупулезностью используется такая форма тренировки, как КАТА.

КАТА — это комплексы, состоящие из техники дзюдо или напоминающие технику дзюдо, которые сначала изучаются, а затем демонстрируются в виде зачетов (экзаменов), в том числе при сдаче на пояс.

КАТА — это базовая форма тренировки, включающая в себя стойки, идеальный вариант техники захвата, передвижения, выведения из равновесия, правильный вход в бросок, бросок с правильной амплитудой движения и преследование техническим действием в борьбе лежа.

Приведенные ниже КАТА взяты и переведены на русский язык из книги «7 КАТ дзюдо». В принципе — это строгий порядок и правила сдачи экзаменов, не подлежащие изменению и перестановке, которые формировались многие десятилетия, и являются обязательными в международной практике дзюдо.

КАТА имеют свои названия, изображения, подробное описание выполнения. Изучение КАТА оказывает неоценимую помощь в процессе овладения техникой, улучшает интерес к занятиям, усиливает мотивацию, а КАТА боевого раздела раскрывает возможности использования техники дзюдо в рукопашном бою.

Особенности при освоении КАТА:

1. Освоение начинается с формирования высокой мотивации ученика.

2. КАТА разучивается в медленном темпе по частям с критической оценкой каждого движения (хороший эффект дает громкое проговаривание схемы действий), в нужном ритме, за определенное время и только на татами. Постоянно темп движения увеличивается и обязательно с броском и последующими действиями лежа.

3. КАТА бывает обязательное и произвольное в том виде, как ее задумал автор (составить КАТА может каждый тренер для своих учеников сам).

4. Для формирования КАТА необходимо систематически участвовать в соревнованиях с учебной целью. Оценку качества усвоения КАТА производить не только на учебном уроке, но и в условиях учебно-соревновательной практики. Необходимо следить за качеством выполнения и реализации установки тренера. Найти звено недостатков и продумать мероприятия для их устранения в учебных занятиях (с условием — исправление не более двух элементов за занятие).

Ошибки при обучении КАТА возникают:

1. За счет слабого закрепления навыка движений (нет слаженности, легкости, много искаженных движений, излишняя суета).

2. Отсутствие необходимых представлений образа и движений.

3. Недостатки, связанные с качеством преподавания.

При анализе техники необходимо найти истинные причины возникновения ошибок и проверить, соответствуют ли методы исправления их.

Если КАТА осваиваются с погрешностями, их нецелесообразно выполнять в полную силу и тем более в соревновательной деятельности, иначе закрепляются ошибки, которые потом не удается исправить.

Ниже описаны КАТА, вернее сделана попытка перевода книги Каваиси в той части, которая касается КАТА. Они дают хотя бы отдаленное представление об этой форме тренировки и могут быть использованы в деле обучения основам дзюдо. КАТА пяти принципов даны в разделе способствующих действий.

 

 

ДЗЮ-НО-КATA

(КАТА ГИБКОСТИ, МЯГКОСТИ)

 

ДЗЮ-НО-КАТА гибкости и мягкости состоит из техники отобранной для тренировки в атаках и защитах и эффективного использования энергии и передвижения.

В то же время это не только собрание инструкций базовых движений для начинающих, а также подбор прекрасных физических упражнений. Эта КАТА выполняется в медленном темпе, в продолжительной мягкой манере. Изучать ДЗЮ-НО-КАТА можно в ограниченном пространстве и без кимоно. Хотя и относится к высшим КАТА, она не предназначена одним лишь специалистам и чемпионам, а даже женщины и дети могут повторять ее для формирования базовой техники.

Дзигаро Кано настаивал на необходимости изучения этой КАТЫ, которая состоит из трех серий по пять технических движений в каждой;

I серия

1. ЦУКИ-ДАСИ — прокалывать рукой

2. КАТА-ОСИ — толкать в плечи

3. РОУТЭ-ДОРИ — захват двух рук

4. КАТА-МАВАСИ — вращение плеч

5. ЭГО-ОСИ — толкнуть в подбородок

II серия

1. КИРИ-ОРУСИ — раскалывать голову оружием

2. РОУ-КАТА-ОСИ —давить на плечи

3. НАНАМИ-УТИ — раскалывать сбоку

4. КАТАТЭ-ДОРИ — захват за одну руку

5. КАТАТЭ-АГЭ — поднять руку для удара

III серия

1. ОБИ-ТОРИ — захват за пояс

2. МУНЭ-ОСИ — толкать в грудь назад

3. ЦУКИ-АГЭ — удар снизу вверх

4. УТИ-ОРОСИ — удар кулаком вниз

5. РОУГЭН-ЦУКИ — колоть в глаза

I серия.

 

 

1. ЦУКИ-ДАСИ (прокалывать рукой) (рис. 98).

ТОРИ и УКЭ стоят лицом друг к другу на дистанции 10 футов. ТОРИ слева, УКЭ справа от ДЖОСЭКИ- Они поворачиваются к ДЖОСЭКИ и приветствуют. Потом приветствуют стоя друг друга (1).

 
 

УКЭ двигается к ТОРИ короткими шагами, правая нога спереди и делает 3 шага, пока не приблизится на длину рук от ТОРИ (2). УКЭ медленно поднимает правую руку (пальцы вместе направлены на уровне глаз ТОРИ) (3). ТОРИ поворачивается на четверть поворота вправо (правой рукой захватывает сверху правое запястье УКЭ (4). ТОРИ продолжает тянуть УКЭ вперед. УКЭ делает шаг правой, потом левой ногой и становится спиной перед ТОРИ. Правая рука ТОРИ и УКЭ вытянуты вверх (5). ТОРИ берет левую руку УКЭ своей левой обратным захватом (большой палец сверху, остальные пальцы внизу и шагает назад УКЭ держа его руки в линию. Тела УКЭ и ТОРИ вытянуты, колени согнуты, стопы немного в сторону (6). УКЭ захватывает кисти ТОРИ с той же стороны симметрично захвату ТОРИ (7). УКЭ сгибает колени (8). УКЭ поворачивается на- пол-оборота вправо (9). ТОРИ, следуя повороту УКЭ всегда в одном направлении, поворачивается влево (10): УКЭ при повороте становится грудью за спиной ТОРИ (И). ТОРИ сгибает колени, поворачивается на пол-оборота влево, УКЭ, следуя повороту ТОРИ всегда в одном направлении, поворачивается вправо и оказывается спиной к груди ТОРИ, руки вытянуты в стороны (12). ТОРИ поднимает правую кисть УКЭ вверх, левую ладонь ТОРИ кладет на левое плечо УКЭ и тянет правую руку УКЭ вверх (13). ТОРИ делает шаг назад правой ногой, потом левой. Рукой выводит УКЭ назад, УКЭ сдается стуча по левому бедру своей левой рукой, ТОРИ возвращает его назад в исходное положение, делая шаг вперед и возвращая правую руку УКЭ вниз (14).

 

 

2. КАТА-ОСИ (толкать в плечи) (рис. 99).

УКЭ, закончив предыдущее движение, заходит вокруг ТОРИ слева и становится за спиной ТОРИ (1).

 
 

УКЭ своей правой рукой толкает ТОРИ в правое плечо вперед. Рука УКЭ давит на лопатку ТОРИ (2). ТОРИ гнется вперед, потом делает шаг назад вправо от УКЭ (3). Правая рука УКЭ скользит с плеча ТОРИ, который захватывает ее своей правой рукой и кладет свой большой палец на середину ладони, его пальцы закрывают тыл ладони УКЭ. ТОРИ медленно продолжает путь назад, медленно поднимает руку УКЭ, желая выключить правую кисть УКЭ тягой назад (4). УКЭ избегает этот захват, поворачиваясь на пол-оборота вправо, становясь лицом к ТОРИ, и стараясь сделать удар в глаза пальцами левой руки (5). ТОРИ парирует атаку, захватывая левую руку УКЭ своей левой рукой так же, как и правой (6). Потом ТОРИ поднимает руки УКЭ выше головы назад, и делая один шаг, выводит УКЭ назад. УКЭ сдается левой ногой и ТОРИ возвращает его в исходное положение (7).

 

3. РОУТЭ-ДОРИ (захват двух рук) (рис. 100). ТОРИ и УКЭ друг перед другом, боком к ДЖОСЭКИ.

 
 

УКЭ захватывает запястье ТОРИ большим пальцем внутрь (1). ТОРИ поворачивается на пол-оборота влево. Он ставит правую ногу к его левой, освобождает правую кисть и поднимает ее к своему левому плечу (2). Правую руку УКЭ он захватывает левой рукой. Правая рука ТОРИ круговым движением идет вокруг правой руки УКЭ, которую он зажимает под правой подмышкой (3). ТОРИ, как только контакт обеспечен, сгибается вперед, пытаясь бросить УКЭ с помощью СОТО-МАКИ-КОМИ. Но ТОРИ не должен терять баланс и бросать УКЭ. Он оставляет УКЭ на пояснице и разводит руки в стороны, пальцы вытянуты. После чего ТОРИ и УКЭ делают паузу в 3 секунды и потом ТОРИ легко опускает УКЭ (4).

 

4. КАТА-МАВАСИ(вращение плеч) (рис. 101).

ТОРИ перед УКЭ, оба левым профилем к ДЖОСЭКИ. После предыдущего движения. УКЭ кладет свои руки на плечи ТОРИ, его левая рука на левом плече, а большой палец правой руки на правой лопатке ТОРИ (1).

 
 

УКЭ старается повернуть ТОРИ влево тягой левой руки и толчком правой (2). ТОРИ следует повороту, он поворачивается влево, поднимает левую руку, располагая ее на правом плече УКЭ (3). ТОРИ продолжает поворот, пока не сделает полный оборот. Его правая рука скользит под правой подмышкой УКЭ (4). ТОРИ сгибается вперед медленно, стараясь бросить УКЭ вперед. УКЭ делает опору на левое бедро, ТОРИ левой рукой, вытягивая свое тело и изгибаясь на его пояснице, как в предыдущем движении. Пауза в 3 секунды, потом ТОРИ опускает УКЭ на землю (5).

 

5. ЭГО-ОСИ (толкнуть в подбородок) (рис. 102).

В финале предыдущего движения УКЭ и ТОРИ правым боком к ДЖОСЭКИ. ТОРИ перед УКЭ (1).

УКЭ не двигается, ТОРИ делает 2 шага к правому концу линии КАТА, потом делает четверть поворота вправо лицом к ДЖОСЭКИ. УКЭ двигается к ТОРИ, стараясь захватить подбородок ТОРИ и, захватив его, повернуть влево (2).

 
 

В момент, когда правая рука УКЭ накрывает подбородок ТОРИ, ТОРИ захватывает его правой рукой большой палец на ладони и пальцы против тыльной стороны ладони УКЭ и поворачивается на 3/4 поворота влево и тянет вверх правую руку УКЭ, ТОРИ левым профилем к ДЖОСЭКИ. УКЭ старается ударить пальцами в глаза ТОРИ (3). ТОРИ захватывает левую руку УКЭ так же, как и в предыдущем движении, поднимая вверх обе руки УКЭ (4). ТОРИ выводит его назад шагом. УКЭ сдается левой пяткой. Это движение заканчивает 1 серию (5).








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 448;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.109 сек.