Резонанс камертонов. Резонанс струн. Резонанс воздушного столба
Резонанс камертонов. 1) Два камертона, настроенные в унисон, на резонансных ящиках (§ 1, 2). 2) Смычок (или билка). 3) Стеклянный шарик (или круглая стеклянная пуговица), подвешенный на нитке, привязанной к штативу.
Располагают камертоны на расстоянии 1 м так, чтобы отверстия их резонансных ящиков были обращены друг к другу. Возбуждают один из камертонов и через 1—2 сек. заглушают его рукой. Звук продолжается. Это звучит второй камертон, возбудившийся вследствие резонанса.
Расстраивают резонанс, надевая на ветвь одного из камертонов грузик. Повторяют опыт. При останавливании первого камертона звук прекращается полностью.
Если аудитория велика и звук плохо слышен, то можно поставить опыт так. К ветви одного из камертонов приближают легкий шарик (d — 5 м), подвешенный на нити (рис. 71).
Для этой цели лучше взять полый стеклянный шарик или маленькую круглую пуговицу. При возбуждении другого камертона при наличии резонанса шарик начинает отскакивать.
Резонанс камертонов. 1) Два камертона Для настройки музыкальных инструментов одной и той же высоты (а1). 2) Штатив с держателем. 3) Стеклянный шарик на нитке, привязанный к штативу.
Если имеется несколько камертонов на одну и ту же частоту, то следует выбрать из них два наиболее подходящие.
Один из камертонов зажимают за ножку в штатив. К ветви камертона приближают вплотную шарик, подвешенный, как показано на рисунке 72. Возбудив колебания другого камертона, прижимают его ножку к ножке первого. Шарик начинает отскакивать (на 2—3 см) от ветви второго камертона, резонирующего на звук первого. Если несколько изменить частоту одного из камертонов, приклеив к его ветви кусочек воску (или если взять камертон другой частоты), отскакивания шарика не наблюдается.
Резонанс струн. 1) Сонометр (§ 8, 3). 2) Смычок (§ 1, 4). 3) Бумажные наездники (§ 8, 4).
1). Настраивают две струны сонометра в унисон. Возбуждают одну из струн (смычком или просто дернув за нее). Если через 1— 2 сек. остановить струну, то звук продолжается. Эго звучит вторая струна. Можно также обнаружить резонанс второй струны по соскакиванию насаженных на нее бумажных наездников. При отсутствии унисона эти явления не замечаются.
2). Настраивают одну струну на октаву выше другой, взяв более тонкую или укоротив струну посредством кобылки (§ 8, 3). Если возбудить колебания струны, дающей низкий тон, то вторая резонирует на ее первый обертон. Если, наоборот, возбудить колебания второй струны, то резонирует первый обертон первой струны. При этом надо насадить бумажных наездников на расстояниях одной четверти, половины и трех четвертей от конца первой струны.
Первый и третий наездники соскочат, а второй останется на месте, так как для первого обертона в середине находится пучность.
За отсутствием сонометра эти опыты можно воспроизвести на гитаре.
Резонанс воздушного столба. 1) Камертон (без резонансного ящика), частота не меньше 300 гц. 2) Высокий сосуд (h = 40—60 см). 3) Отрезок стеклянной трубы (длина немного больше высоты сосуда, диаметр 5—6 см). 4) Вилка.
Наливают в сосуд воды. Погружают в него трубку. Возбуждают камертон и помещают над трубкой (рис. 73). Поднимают вверх трубку, продолжая держать над ней камертон. При некотором определенном положении трубки слышится усиление звука. Это резонирует столб воздуха в трубке (основной тон). Если частота камертона велика, можно, поднимая трубку еще выше, найти второе и следующие положения трубки, при которых слышно усиление звука (резонанс первого и следующих обертонов).
Вместо камертона можно взять телефон, питаемый от звукового генератора (§ 1, 11), или свисток-манилку для подманивания птиц.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Интерференция звуковых волн от ветвей камертона. Получение биений при помощи камертонов | | | Измерение длины звуковой волны в воздухе методом резонанса. Резонаторы Гельмгольца |
Дата добавления: 2021-08-08; просмотров: 4185;