Разработал впервыев России педагогическую теорию,методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.
Считал, что положение народаможно улучшить посредством распространениякультуры и просвещения.
Выступал сторонником бессословной системы образованиявплоть до университета.
Отстаивал идею светскости образованияи получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.
Был сторонником принципа природосообразности:воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.
Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни,с уровнем развития общества в целом.
Видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.
Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».
Выступил впервыев русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования.В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.
Был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания иэкзамены.
Отводил в процессе обучениязначительное место практике,постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.
разрабатывал принципы обучения:наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.
Стремился к распространению «высоких наук»в Российском государстве и при этом на русском языке.Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.
Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.
Отводил большую роль воспитанию:«...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».
Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народностии высоко ценил общечеловеческую нравственность.В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Разработал педагогические условия организациидетского труда:предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.
Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний,не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).
Метод и условие воспитаниядля Ломоносова — порядок и дисциплина.
Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики
Литература
1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
3. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
4. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
5. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.
7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 356;