Тема №13: Легализация и легитимизация государственной власти.
Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.
Легитимность государственной власти юридических актов.
Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:
1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.
2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).
3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.
Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.
В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:
1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).
2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом).
3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).
Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:
1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).
2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.
Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).
Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).
Важнейшими показателями уровня легитимности являются:
1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.
2. Степень игнорирования общественного мнения и оппозиции.
3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому.
4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.
5. Совокупность оценочных суждений в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 310;