Современные режиссерские технологии 13.3.1. Технология постановки спектакля

 

Театроведение к концу XX века не выработало единого теоретического подхода к описанию технологии создания спектакля. Между тем практическая режиссура с успехом преодолевает этот недостаток к рассматриваемому процессу. Выделим три наиболее общих этапа работы по созданию спектакля: аналитический, теоретико-практический (репетиционный) и этап корректирования готового спектакля. Более подробно весь анализируемый технологический процесс можно рассмотреть в схеме связей и теории «отражений» Гадамера. В данном контексте разбираемая схема выглядит следующим образом.

Определенный фрагмент действительности (предмет, явление, процесс) художественно обрабатывается сознанием драматурга и становится художественной концепцией действительности пьесы (ХКДП). Режиссер, выбрав пьесу к постановке и качественно переосмыслив ее в соответствии с собственным пониманием требований времени, превращает ХКДП в ХКДС -художественную концепцию действительности спектакля. Попадая в процесс репетиций, ХКДС подвергается, в силу естественных причин, определенным изменениям. Это зависит от уровня возможностей актеров, технического и материального обеспечения. Окончательная стадия формирования театрального представления наступает только в результате взаимоотношения со зрителем. Именно первый десяток спектаклей называют «премьерными». Наиболее важные моменты описанного выше помещено в таблицу 2.

Таблица 2.

Целостное художественное отражение - - - - -
Материальный носитель отражения Фрагмент мира Драматург Пьеса (ХКДП) Режиссер Реж. экспликация (ХКДС) Театральный коллектив Спектакль Зритель
Наличие субъект-объектных отношений Объект 1 Субъект 1 Объект 2 Субъект 2 Объект 3 Субъект 3 Объект 4 Субъект 4

 

Ниже остановимся на некоторых технологических приемах, имеющих определенную степень новизны подходов.

Период работы, предшествующий репетициям, принято называть аналитическим. Он включает несколько этапов:

• выбор пьесы;

• толкование пьесы (режиссерская герменевтика);

• распределение ролей;

• написание постановочного плана (режиссерской экспликации);

• чистку и логическое выявление действительной линии спектакля, опирающегося на ХКДС;

• корректировку ХКДС.

Специфические особенности театрального коллектива могут изменить алгоритм этапов работы, но весь объем должен оставаться неизменным, иначе может пострадать качество спектакля. Наиболее сложным в техническом отношении представляется IV пункт настоящего перечисления. Современной режиссурой выработано множество подходов к написанию режиссерской экспликации. Наиболее оптимальный вариант находим в сочинениях Е.Г. Нефедовой. Здесь даны разнообразные рекомендации, способствующие активизации режиссерской фантазии по всем направлениям «архитектуры» спектакля и закладывается основа аналитической работы над будущим сценическим воплощением.

 








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 393;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.