Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов

Возбуждение и торможение (задерживание) обладают особы­ми свойствами, закономерно возникающими при осуществлении этих процессов. Иррадиация — способность возбуждения или торможения распространяться, растекаться по коре больших по­лушарий. Концентрация — противоположное свойство, т.е. спо­собность нервных процессов собираться, концентрироваться в каком-либо одном пункте. Характер иррадиации и концентра­ции зависит от силы раздражителя. И.П. Павлов указывал, что при слабом раздражении происходит иррадиация как раздражи­тельного, так и тормозного процесса, при раздражителях сред­ней силы — концентрация, а при сильных — опять иррадиация.

Под взаимной индукцией нервных процессов подразумева­ется теснейшая связь этих процессов между собой. Они посто­янно взаимодействуют, обусловливая друг друга. Подчерки­вая эту связь, Павлов образно говорил, что возбуждение родит торможение, а торможение — возбуждение.- Различают поло­жительную и отрицательную индукцию.

Указанные свойства основных нервных процессов отлича­ются определенным постоянством действия, почему получили название законов высшей нервной деятельности. Что дают эти законы, установленные на животных, для понимания физио­логической деятельности человеческого мозга? И.П. Павлов указывал, что едва ли можно оспаривать, что самые общие ос­новы высшей нервной деятельности, приуроченные к боль­шим полушариям, одни и те же как у высших животных, так и у людей, а потому элементарные явления этой деятельности должны быть одинаковыми у тех и у других. Несомненно, при­менение этих законов с поправкой на ту особую специфичес­кую надстройку, которая свойственна только человеку, а именно на вторую сигнальную систему, поможет в дальней-

шем лучше понять основные физиологические закономернос­ти, действующие и в коре больших полушарий человека.

Кора больших полушарий целостно участвует в тех или иных нервных актах. Однако степень интенсивности этого участия в тех или иных отделах коры неодинакова и зависит от того, с каким анализатором преимущественно связана актив­ная деятельность человека в данный отрезок времени. Так, на­пример, если эта деятельность на данный период по своему ха­рактеру преимущественно связана со зрительным анализато­рам, то ведущий очаг (рабочее поле) будет локализоваться в об­ласти мозгового конца зрительного анализатора. Однако это не значит, что в данный период будет работать только зритель­ный центр, а все остальные области коры будут выключены из деятельности. Повседневные жизненные наблюдения доказы­вают, что если человек занят деятельностью, преимуществен­но связанной со зрительным процессом, например чтением, то он одновременно слышит доносящиеся до него звуки, разговор окружающих и т.п. Однако эта другая деятельность — назовем ее побочной — осуществляется неактивно, как бы на заднем плане. Области коры, которые связаны с побочной деятельнос­тью, как бы покрыты "дымкой торможения", образование но­вых условных рефлексов там на какое-то время ограничено. При переходе к деятельности, связанной с другим анализато­ром (например, прослушивание радиопередачи), в коре боль­ших полушарий происходит перемещение активного поля, господствующего очага, из зрительного анализатора в слухо­вой и т.д. Чаще в коре одновременно образуется несколько ак­тивных очагов, вызванных различными по характеру внешни­ми и внутренними раздражителями. При этом эти очаги всту­пают между собой во взаимодействие, которое может устанав­ливаться не сразу ("борьба центров"). Вступившие во взаимо­действие активные центры образуют так называемое "созвез­дие центров" или функционально-динамическую систему, ко­торая на определенный период будет являться господствую­щей системой (доминантой, по Ухтомскому). При изменении деятельности данная система затормаживается, а в других об­ластях коры активизируется другая система, которая и зани­мает положение доминанты, чтобы вновь уступить место при­шедшим на смену другим функционально-динамическим об­разованиям, связанным опять-таки с новой деятельностью, обусловленной поступлением в кору новых раздражений из внешней и внутренней среды.

Такое чередование пунктов возбуждения и торможения, обусловленное механизмом взаимной индукции, сопровожда­ется формированием многочисленных цепей условных рефлек­сов и представляет основные механизмы физиологии мозга. Господствующий очаг, доминанта, является физиологическим механизмом нашего сознания. Однако этот пункт не остается на одном месте, а перемещается по коре больших полушарий в зависимости от характера деятельности человека, опосредство­ванной влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Системность в коре больших полушарий (динамический стереотип)

Действующие на кору различные раздражения многообраз­ны по характеру своего влияния: некоторые имеют лишь ори­ентировочное значение, другие образуют нервные связи, кото­рые вначале находятся в несколько хаотическом состоянии, потом уравновешиваются тормозным процессом, уточняются и образуют определенные функционально-динамические сис­темы. Стойкость этих систем зависит от определенных усло­вий их формирования. Если комплекс действующих раздра­жений приобретает какую-то периодичность и раздражения поступают в определенном порядке в течение определенного времени, то вырабатываемая система условных рефлексов от­личается большей стойкостью. И.П. Павлов назвал эту систе­му динамическим стереотипом.

Таким образом, динамический стереотип -я- это выработан­ная уравновешенная система условных рефлексов, выполняю­щих специализированные функции. Выработка стереотипа всегда связана с определенным нервным трудом. Однако после сформирования определенной динамической системы выпол­нение функций значительно облегчено.

Значение выработанной функционально-динамической сис­темы (стереотипа) хороню известно в практике жизни. Все на­ши привычки, навыки, иногда определенные формы поведе­ния обусловлены выработанной системой нервных связей. Всякое изменение, нарушение стереотипа всегда болезненно. Каждый знает из жизни, как трудно иногда воспринимается перемена образа жизни, привычных форм поведения (ломка стереотипа), особенно пожилыми людьми.

Использование системности корковых функций исключи­тельно важно в деле воспитания и обучения детей. Разумное,

но неуклонное и систематическое предъявление ребенку ряда определенных требований обусловливает прочное формирова­ние ряда общекультурных, санитарно-гигиенических и трудо­вых навыков.

Вопрос о прочности знаний — иногда больной вопрос для школы. Знание педагогом условий, при которых формируется более стойкая система условных рефлексов, обеспечивает и прочные знания учащихся.

Нередко приходится наблюдать, как неопытный педагог, не учитывая тех возможностей, которыми обладает высшая нерв­ная деятельность учеников, особенно специальных школ, ве­дет урок неправильно. Формируя какой-либо школьный на­вык, он дает слишком много новых раздражений, причем хао­тично, без нужной последовательности, не дозируя материал и не делая необходимых повторений.

Так, например, объясняя детям правила деления много­значных чисел, такой педагог в момент объяснения вдруг от­влекается и вспоминает, что та или иная ученица не принесла справку о бодезни. Такие неуместные слова по своему характе­ру являются своеобразными экстрараздражителями: они ме­шают правильному формированию специализированных сис­тем связей, которые потом оказываются нестойкими и быстро стираются временем.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1559;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.