Финансовые индикаторы качества стратегии государства
Они характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства с точки зрения реализации в экономической политике государства принципа эффективности производства и принципа справедливости распределения доходов.
Завышение ставок процента за кредит по сравнению с нормой прибыли, снижение доли долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику и снижение уровня рентабельности продукции являются финансовыми индикаторами нарушения принципа эффективности производства. Инфляция и рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам, рост кредиторской и дебиторской задолженности, перекосы в уровнях рентабельности и индексов цен производителей по отраслям являются финансовыми индикаторами нарушения принципа справедливости распределения доходов.
Главным сигналом угрозы финансового краха государства является рост государственного долга на фоне спада производства и снижения инвестиционной активности. Это означает, что правительство обеспечивает текущие потребности в деньгах не для создания условий эффективного экономического роста, а под заклад несуществующих будущих доходов, что, в конечном счете, ведет к «проеданию» национального богатства в счет будущих поколений, банкротству власти и резидентов страны.
По объему внешней задолженности Россия находится в числе лидирующих государств. На начало 1996 г. долги России составили почти 130 млрд. долл., что вдвое больше задолженности бывшего СССР. В 2001 г. внешняя задолженность Аргентины, испытавшей финансовый кризис, составляла 144,2 млрд. долл., а у России - более 130 млрд. долл. В отличие от Аргентины, сальдо по счету текущих операций платежного баланса России остается положительным, что во - многом поддерживается высокими ценами на нефть. Однако, учитывая низкие темпы развития мировой экономики, потепление климата, ожидается падение мировых цен на нефть.
Характерной чертой финансовых кризисов в условиях либерализации национальных экономик стал резкий рост краткосрочной иностранной задолженности с последующим массовым оттоком спекулятивного капитала, вызывающим обвал на фондовых рынках и вынужденную девальвацию национальных валют. Так, высокая краткосрочная иностранная задолженность вызвала в 1997 г финансовый кризис стран Юго - Восточной Азии, а в России обвал на фондовом рынке, приведший к значительному удешевлению акций ведущих компаний. В то время она составляла для России 38 млрд. долл. и была больше, чем в Индонезии - 34,7 млрд. долл. и Тайване - 22 млрд. долл. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и резкое обострение проблемы управления государственным долгом вызвали в 1998 г. финансовый кризис в России. Последовавшая за этим гиперинфляция наглядно продемонстрировала степень «дутости» российской экономики.
Количество каналов, втягивающих Россию в функционирование глобальной финансовой системы, увеличивается. Расширилось привлечение синдицированных кредитов, предоставляемых по ставке «ЛИБОР», и увеличилось превышение обязательств над активами российских банков за рубежом. Накапливаемые Центральным банком золотовалютные резервы и высокие ставки рефинансирования не могут спасти рубль от глобальных финансовых спекулянтов, поскольку объем ежедневных валютных сделок превышает 1 трлн. долл., а годовой ВВП России почти в 4 раза меньше. Гигантский спекулятивный пузырь достиг размера 300 трлн. долл. при всемирном производстве не более 40 трлн. долл.
Индикатором расстройства финансовой системы является бюджетный дефицит, для покрытия которого государство в течение прошедшего десятилетия вынуждено вновь и вновь занимать по принципу «финансовой пирамиды», что, в свою очередь, увеличивает его расходы на обслуживание государственного долга. Высокие доходы, получаемые от продажи нефти и газа, позволили свести бюджеты 2000 и 2001 гг. с профицитом. Однако доля расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга продолжает расти. Если в 1990 г. она составляла 6,8%, то в 2000 г. - 14%. Существует и проблема сбора доходов в бюджет, поскольку между прогнозом и реальным развитием экономики имеются грубые расхождения, а самыми простыми способами уклонения от налогов остаются бартер и расчеты «налом», не отражаемые в бухгалтерском учете. Для ослабления кризиса неплатежей широкое применение в 1997 г. получило вексельное обращение, что создало условия для построения вексельных «пирамид» и усложнило проблему сбора налогов, но усилило контроль криминальных группировок.
Растущая задолженность государства, держателями которой выступают нерезиденты, и перспективы платежного баланса делают девальвацию национальной валюты неизбежной. Она может осуществляться как скачкообразно, так и устойчиво. В условиях «дутых» финансов денежное обращение всегда колеблется между двумя рифами – инфляцией и дефляцией, цель которой - финансовая стабилизация. После финансового кризиса в августе 1998 г. финансовая стабилизация потеряла свою привлекательность для экспортеров. Правительство было вынуждено вновь запустить инфляцию для стимулирования экспортного производства, что повлекло некоторое оживление отечественной экономики. Последовавший затем рост цен на мировом рынке нефти позволил вновь перейти к финансовой стабилизации. Однако перспективы снижения мировых цен на нефть и недовольство промышленного лобби подталкивают Россию вновь перейти к высоким темпам инфляции, но уже для поддержки отечественного ВПК.
Продолжающаяся инфляция в стране стимулирует спрос граждан на доллары, что способствует дополнительной эмиссии рублей, а значит и их обесценению. Индикаторами дефицита наличных рублей являются рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам. Такое искусственное уменьшение платежеспособного спроса населения уменьшает сбыт продукции и дополнительно увеличивает спад производства.
Тон инфляции задают также главные монополисты, стремящиеся иметь высокую норму прибыли за счет изменения соотношений между ценами производителей, заработной платой и прибылью, получаемых в разных отраслях экономики. Инфляция издержек проявляется в опережающем росте цен производителей по сравнению с ростом потребительских цен. Ожидается, что рост тарифов на грузовые перевозки, на отпуск электроэнергии и цен на газ скажется на усилении инфляции в 2003 г. Ценовые диспропорции предопределяют завышенную прибыльность сырьевых отраслей и неплатежеспособность отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Организация фондовых рынков такова, что процедура банкротства предприятий не ведет к эффективной смене собственников и, следовательно, усиливает спад отечественного производства и деградацию его структуры.
Регионы-доноры не желают финансировать дотационные субъекты Федерации. Всю ответственность за хозяйственные трудности регионы возлагают на правительство. Многие регионы и фирмы напрямую обращаются к внешним кредитам. Некоторые области и республики создают даже свои золотые запасы, а субъекты Федерации установили в ближнем и дальнем зарубежье свои представительства. Правительство, не имея финансовых средств, вынуждено дистанцироваться от экономических проблем регионов и пытается решать проблему централизации государства в основном политическими методами. Растет внешний долг стран СНГ, что усложняет создание в перспективе единого платежного союза СНГ.
Таким образом, все финансовые индикаторы показывают, что рост задолженности государства связан не с инвестированием экспортного производства, а с финансированием текущих расходов и вовлечением капитала в сферу спекуляций с вывозом его за рубеж. Поскольку некоторое оживление экономики в последние годы не может компенсировать расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то стратегия России является некачественной и с точки зрения перспектив его погашения.
Качественной стратегией для России в краткосрочном и долгосрочном периодах является социально эффективная стратегия. Для определения адекватных ей стратегического планирования и экономической политики требуется выявление закономерностей трансформации стратегий государств на основе исследования их экономической практики.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 311;