Место политологии в системе социальных наук

 

По объекту и предмету своего изучения политология относится к разряду социальных наук. Поэтому необходимо определить ее роль и место среди этого сегмента научных дисциплин. Понятие «политическая наука» долгое время имело широкое и неопределенное значение. Оно охватывало политическую философию, право, политическую историю, исследование государственно-правовых и политических институтов и даже политическую экономию. Долгое время государственные и политические институты изучались главным образом философами и социологами. Политология, равно как и социология, рассматривалась как дочерняя дисциплина классических наук − философии, юриспруденции, политэкономии.

Все обществоведческие дисциплины существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетается с историей, особенно историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др. Определяя место политологии в системе социальных наук, важно выяснить соотношение и возможность разграничения ее с социологией.

Разграничение с социологией

На рубеже XIX-XX вв. между новыми научными дисциплинами развернулось нечто вроде конкуренции по поводу распределения мест в статусной иерархии. В июне 1903 г. во французском философском обществе известный психолог Г. Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О. Конта и А.-А. Курно. По Г. Тарду, О. Конт выделил пять фундаментальных наук в такой последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология [72]. А.-А. Курно предложил свой перечень: математика, физические науки, биологические науки, науки о духе и политические науки. У одного философа, как видим, систему замыкала социология, а у другого − политические науки. От того, какая из этих систем одержит победу, зависело, какая из двух наук − социология или политология − займет место в иерархии фундаментальных наук наряду с естественными науками, а какая − место отдельной дисциплины в рамках другой. Г. Тард считал, что победила классификация О. Конта.

Но в процессе формирования и утверждения мира политического (в современном понимании термина) с его важнейшими институтами − политическими партиями, парламентаризмом, разделением властей, избирательной системой и т.д. − политическая наука все отчетливее отпочковывалась от социологии, политэкономии, истории, юриспруденции и т.д. В этом контексте немаловажное значение имела разработка обществоведами конца XIX - начала XX в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь следует назвать М. Вебера [25,26], который рассматривал политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и, соответственно, собственную историю. Он в частности полагал, что политика обусловлена не только разделением труда или производственными отношениями, но и в равной степени влиянием административных структур. Большое значение имели сформулированные М. Вебером концепции бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии.

Промежуточное пространство между обществом и миром политического входит в сферу политической социологии, представляющей область пересечения политической науки и социологии. В чем же главное отличие политологии от политической социологии?Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе; с факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения; с механизмами отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества, социальной детерминированности политических явлений. В отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает влияние последнего на общество, политическая социология исходит от общества и исследует, как оно влияет на государство, т.е. на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти.

Политическая социология представляет собой синтез социологии и политологии. Первая в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными слоями общества, на социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и дисфункциональных аспектах политики. В широком смысле слова в центре внимания политической социологии находится социологическое измерение политических феноменов. Политическая социология занимается прежде всего социальной основой власти общества. В этом контексте политический социолог интересуется особенностями социальной стратификации и ее влиянием на политическую организацию. Здесь концентрируется внимание на организационном анализе политических группировок и политического руководства. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная задача политической социологии на макроуровне - исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты, а также обратное влияние последних на социальные реальности. В микросоциологическом подходе концентрируется внимание на конкретных политических институтах как социальных организациях, их структурах и отношениях с другими организациями, типах руководства, механизмах и способах разрешения конфликтов и т.д. Ключевую роль в утверждении социологического подхода к политике сыграли работы К. Маркса [92,93] и М. Вебера [25,26]. Если К. Маркс заложил основы социально-классового анализа политических феноменов, то М. Веберу принадлежит приоритет в изучении политических институтов как самостоятельных факторов социальных изменений.

В целом во всех рассмотренных здесь аспектах сердцевину политической социологии составляет анализ институтов, организаций, механизмов, процессов и т.д., действующих на стыке между гражданским обществом и миром политического. Строго говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политического − политологии.

Разграничение с историей

Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фример не без основания говорил: «История − это прошлая политика, и политика − это теперешняя история». И неудивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Симптоматично, что в настоящее время в США почти в 200 колледжах история и политическая наука преподаются на объединенных кафедрах. На такой позиции находился и испанский исследователь А. Гарсиа: «Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью».

Рассматривая проблему взаимоотношения политологии и истории, следует обратить внимание на возможности той или иной науки адекватно изучать свой объект. И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда он уже свершился. Ученый-историк изучает общественное явление как бы со стороны, поэтому его положение облегчается тем, что он имеет дело с уже завершившимися и свершившимися историческими явлениями и фактами. Конечно, и его исследовательская объективность в определенной степени ограничена личными пристрастиями и симпатиями к участникам исторического процесса. Но определяющим является то, что он не может вмешаться в прошедшие события и знает об этом. Что касается политолога, то объект его изучения − реальность, затрагивающая интересы множества существующих и действующих в ней лиц. Политолог, будучи одним из них, не может и не хочет в полной мере отвлечься от субъективных, сиюминуттных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся общественных событий. Более того, он может вмешаться в текущие политические процессы. Поэтому четкой границей, разделяющей политологию и историю, является возможность/невозможность исследователя влиять на ход политических процессов.

Разграничение с философией

Одним из направлений философии является политическая философия, рассматривающая сферу политического. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло, справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и т.д. в политике.

Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений:

во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества (в этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения);

во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики (в отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов);

в-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. (без опоры на такие категории, в конечном счете, невозможны и эмпирические политические исследования).

 

Вместе с тем философия в значительной степени является «наукой в себе», она не обладает инструментарием для сбора информации и методами воздействия на ход политических процессов. Являясь теоретической дисциплиной, она не способна решать задачи, ради которых и была создана политология.

 

Разграничение с другими обществоведческими дисциплинами

Роль установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей рассматривает политическая психология. Особенно важны исследования такого рода при изучении общественного мнения, политической социализации, конфликтов и сотрудничества, электорального поведения, установок и т.д. Основателем политической психологии считается Г. Лассуэлл, опубликовавший в 1930 г. книгу «Психология и политика», а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом – «Власть и общество». В послевоенные годы политическая психология получила новый импульс.

Предметом антропологии являются институты управления и их функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле интереса этой науки − связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропо-логические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

 

3.1.3. Структура политической науки

 

С точки зрения ряда современных исследователей политическая наука в силу процессов дифференциации и интеграции имеет чрезвычайно разнородную структуру, в нее входят десятки частных дисциплин, или субдисциплин(по разным оценкам и критериям, от 20 до 40), начиная от относительно традиционных (политическая история и политическая география) и заканчивая такими новейшими областями, как политическая статистика и информатика или политическая экология и биополитика.

 

3.1.3.1. Ядро политологического комплекса

 

Автору такой подход представляется не совсем оправданным. Политология имеет свою внутренне обусловленную пятиэлементную структуру – ядро. Если представить ядро политологии в виде пирамиды, то в ее основе лежит политическая история, как механизм сбора и классификации политической информации за все периоды человеческой истории и из любой глубины веков. Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом в течение всего цикла существования. Только история обладает инструментарием, позволяющим получать информацию из любой глубины человеческого прошлого. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают использование ресурсов и методов политической истории.

Выше расположен уровень политической социологии, обеспечивающей поступление оперативной информации о текущих событиях, протекающих в обществе, позволяющей выдавать рекомендации и принимать научно обоснованные решения. Политическая социология-наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на ее среду. Использование социологического подхода позволяет политологии получать оперативную информацию о текущих политических процессах на уровне государства и общества.

Третий и центральный уровень занимает политическая философия (или политическая теория), вырабатывающая на основе полученной и обработанной политически значимой информации соответствующую парадигму и оформляющая групповую и государственную идеологию. Политическая философия — отрасль знаний, изучающая политику как целое (природу политики, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью) и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления, какова их природа и какими они должны быть.

Политическая философия, по определению В.П. Пугачева, служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества [134 -31].

Четвертый уровень – учение о политических институтах, позволяющее создавать мыслительные конструкты, обеспечивающие проведение внутренней политики. Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Например, учение о государстве и праве помимо общей теории государства включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.

И наконец, верхний уровень пирамиды занят теорией международной политики, обеспечивающий процесс взаимодействия с другими государствами и участие в мировой политике. Теория международной политики — это область политических исследований, предмет международной политики − международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн, «Международная амнистия» и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Среди важнейших направлений этого уровня выделяются геополитика и глобалистика. Здесь изучаются проблемы и решаются задачи войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.

 

3.1.3.2. Пограничные политологические дисциплины

 

Несмотря на сложную структуру, политология не в силах охватить весь предмет своего изучения, если будет использовать только ее. Поэтому политологи опираются на круг вспомогательных научных дисциплин: политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию, политическую экономию, политическую экологию, политическую астрономию и т.п. Эту группу составляют дисциплины, занимающие промежуточное положение между политологией и другими социально-гуманитарными и естественными науками. Что же представляют собой важнейшие составляющие этого окружения?

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, с точки зрения близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. Она обеспечивает географическую привязку политических событий и процессов, создавая тем самым условия для их сравнения и объективного анализа.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., рассматривает обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах З. Фрейда, Б. Буллита, Г. Лассуэлла [79], Э. Фромма [168,169,170,171] и других.

Политическая экономия анализирует состояние, особенности и тенденции экономической жизни страны, региона, планеты в целом. Она изучает основы общественного производства и законы его функционирования и развития, проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях развития общества.

Политическая экология – дисциплина, постоянно повышающая свою роль в политологическом анализе и политическом процессе. Сейчас в программе любой значимой политической партии имеется экологический раздел. Образовались и активно и успешно участвуют в политическом процессе «зеленые» организации, в т.ч. политические. Экология стала ареной идеологической и политической борьбы.

Политическая коммуникавистика включает в себя круг понятий, определяющих информационное взаимодействие субъектов политического процесса. Учитывая вхождение человечества в информационное общество, можно предположить, что ее роль будет постоянно возрастать. Организация устойчивых информационных связей между политическими институтами и обществом, политиками и электоратом, организация межконфессиональных и межнациональных коммуникаций - непременное условие стабильной жизни государства.

Политическая астрономия занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например, влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность заслуживают учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.

Объективные политические исследования всегда полидисциплинарны, так как не укладываются в рамки одной научной дисциплины. Например, если мы хотим получить глубокие и разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав партии и поддерживающего ее электората (предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория по­литических институтов), психологию политических лидеров и рядовых членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.

Отдельные политические науки обычно различаются не только по предмету, характеризующему, какой аспект политики изучается, но и по парадигмам и особенно методам исследования.

§ 2.Методология политической науки

3.2.1.Понятие методологии

В одной из своих работ молодой К. Маркс пришел к выводу, что в науке важен не только результат исследования, но и путь, к нему ведущий, то есть важны средства, методы и инструменты научного познания, а также сам процесс их применения, составляющие его процедуры и операции. Конечно, тогда К. Маркс и представить себе не мог те современные методологические возможности и инструментарий, которые были открыты с началом применения электронно-вычислительной техники. Это, например, компьютерное моделирование и многомерно-статистический анализ, создание кибернетических экспертных систем и информационных баз политических данных, заменивших во многом «ручные» методы количественного, а порой и качественного анализа политических реалий.

В то же время качественный политический анализ, включающий применение абстрактно-теоретических концепций, логических моделей, и по сей день имеет непреходящее значение для осмысления результатов количественного анализа, что подтверждает опыт изучения политического процесса в России последних лет.

Первый шаг, который целесообразно сделать при рассмотрении методов политологических исследований, связан с рабочим определением того, что же мы вкладываем в категорию «научный метод». Существует множество дефиниций этого понятия. В самом широком и общем смысле слова метод − это способ познания, а научный метод представляет собой теоретически обоснованное нормативное познавательное средство, признаваемое научным сообществом.

В более узком и специальном смысле метод наукиесть совокупность подходов и принципов, правил и норм, инструментов и процедур, обеспечивающих взаимодействие познающего субъекта (ученого), с познаваемым объектом для решения поставленной исследовательской задачи. Следовательно, методология политической наукипредставляет собой особую научную область, учение о применении различных методов и их комбинаций в политическом познании, связанное с правильной постановкой проблем и выбором адекватных подходов, с трансформацией методологических принципов и требований в совокупность конкретных операций и процедур, а также использование разнообразной техники и самых разных инструментов, обеспечивающих повышение качества и объективности научного исследования. За многие годы своего существования политическая мысль претерпела длительную эволюцию в области методологии и методов политологических исследований.

3.2.2.Парадигмы политической мысли

Для качественно обобщенной характеристики мировоззренческих подходов к анализу и объяснению политики зачастую используется термин «парадигма». Парадигма — это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Смена парадигм представляет собой научную или идеологическую революцию.

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы.. К важнейшим относятся следующие:

· теологическая парадигма (базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.);

· натуралистическая парадигма (ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.);

· социальная парадигма (по существу совпадает с социологическим подходом и истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д.);

· рационально-критическая парадигма (ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т.п.).

 

Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. По мнению М. Вебера, не идеи непосредственно господствуют над поведением человека, но «картины мира», создаваемые «идеями» [25 -750]. Эти картины мира и выступают в качестве парадигм.

Воплощаемые в парадигмах различные картины мира на протяжении человеческой истории определяли общие параметры и границы развития политической мысли. Однако в отличие от методов политологии не все парадигмы политической мысли являются научными, некоторые из них ориентируют на ложный путь объяснения политических явлений.

 








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 1226;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.