Местное самоуправление в истории России.

В истории России немало страниц, свидетельствующих о том, что народность и самоуправление всегда были присущи российскому государству. Народовластие в России накопило практический и теоретический опыт местного самоуправления.

В разных исторических условиях самоуправление в российском обществе проявлялось в различных формах, среди которых наиболее заметными и устойчивыми являются следующие:

- вечевая демократия Древней Руси;

- слободское самоуправление;

-.крестьянское общинное самоуправление XVI-XIX вв.;

- казачье войсковое самоуправление;

- земское и городское самоуправление второй половины XIX в.

Вечевая демократия- наиболее ранние проявления-самоуправления на Руси. Их развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев - древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшим органом управления общины были сходы (собрания) жителей -вече, на которых решались важнейшие жизненные вопросы: о войне и мире, о приглашении угодных и изгнании неугодных князей, о принятии законов, избрании должностных лиц и др.

Вече, как форма народовластия, сохранялось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV в., превратившись постепенно из органа прямой демократии в орган представительной власти. Дальнейшее развитие местного самоуправления на Руси было остановлено процессом централизации государственной власти, хотя признаки самоуправляемых сообществ обнаруживаются и в более позднее время.

Среди реликтовых форм местного самоуправления в России средних веков особый интерес представляют самоуправление городских слободи крестьянское общинное самоуправление.

Примеры слободского самоуправления можно наблюдать в конце XV -начале XVI» вв. Как отдельная самоуправляющаяся единица каждая городская слобода имела возможность выбирать старосту, десятских, складчиков, ведавших раскладкой повинностей, и других должностных лиц: Центром слободы была съезжая изба, в которой размещались канцелярия и небольшая тюрьма; основные вопросы решались на слободских сходах. Сохранение слободского самоуправления объяснялось прежде всего стремлением властей обеспечить круговую поруку в отношении низших сословий и должное исполнение государственной службы. Для населения такая организация самоуправления означала определенную Защиту от вмешательства администрации в их дела, от безудержного расширения системы поборов.

Крестьянское общинное самоуправление,корни которого можно обнаружить в самоуправлении свободных крестьян-общинников периода раннего средневековья, получило свое развитие в ходе земской реформы Ивана IVГрозного. Она имела своей целью ликвидацию системы кормлений (содержания должностных лиц разного уровня за счет населения) и введение земского самоуправления.

Основные идеи реформы были закреплены в "уставной земской грамоте" 1551 г. Их воплощением стала замена (в общегосударственном масштабе) института наместничества выборными земскими учреждениями. Она предусматривала возможность осуществления самоуправления непосредственно путем проведения сходов, на которых крестьянскими общинами выбирались должностные лица местного самоуправления. Представительным органом местного самоуправления являлась земская изба, возглавлял ее земской староста, также в ее состав входили земской дьячок и целовальники, которые выбирались из числа наиболее зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян сроком на 1-2 года. Земские избы содержалась на деньги местного населения. В их ведении находились суд, полиция, они управляли населением и собирали подати с него.

При Петре I по Указу 1699 г. земские избы были преобразованы в органы преимущественно городского управления с весьма ограниченной степенью самостоятельности. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистерской палате, а с 1708 г.- губернаторам. В 1721-1724гг. земские избы были заменены магистратами и ратушами. Преемники Петра I упраздняют магистраты, единственными носителями власти на местах становятся губернаторы и воеводы (в уездах).

При Екатерине II система местного управления развивалась на сословных
Началах и, несмотря на наличие некоторых выборных органов и должностей,
включалась в достаточно сильно централизованный аппарат государственного управления. Главами местного управления в России в конце XVIII в. вновь стали наместники. Они назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом общего надзора над всеми местными учреждениями, подчинялись лишь императрице. Централизация государственной власти в России времен абсолютизма была несовместима с принципами народности и самоуправления. Идеи местного "самоуправления (как одного из способов социального управления) в этот период отвергались. Сохранялись лишь отдельные его элементы, превратившиеся в органы общественного сословного самоуправления: губернские и уездные дворянские собрания; собрания городских обществ, состоящие преимущественно : из мещан и купцов; сельские сходы, представляющие собой форму крестьянского общественного управления.

Однако традиции самоуправления продолжали жить в народе и проявлялись везде, где для этого создавались благоприятные условия. Примером тому может служить такой российский феномен, как казачье войсковое самоуправление.

В XIV - XVII вв. казаками назывались вольные люди, которые несли воинскую повинность, защищали Отечество, охраняли рубежи России и в награду за это имели особые права и преимущества, освобождались от уплаты налогов. В XVIII в. казачество приобретает статус военного сословия. К началу XX в. в России существовало одиннадцать казачьих областей-войск. В управлении казачьими войсками сочетались централизованные и децентрализованные начала.

Верховным атаманом всего российского казачества считался наследник престола. Функции государственного управления в отношении казаков были возложены на управление казачьих войск. Во главе каждого казачьего войска стоял наказной (то есть назначенный в столице) атаман. В то же время управление станицами и хуторами, на которые делились войска, имело признаки народовластия. Казачье войсковое самоуправление осуществлялось через станичный (хуторской) сбор, на котором избирались станичный (хуторской) атаман, станичное правление и станичный суд. На сборах решались важнейшие вопросы жизни станичников и хуторян: избирались должностные лица, изыскивались способы и меры устройства общественного призрения, выделения ссуд, распределения земель и др.

Во второй половине XIX в. потребность либерализации самодержавного строя России в связи с развитием капиталистических отношений обусловила проведение реформ, которые позволили бы приспособить действующую систему судопроизводства и управления к новой социально-экономической ситуации.

Оживление демократического движения в Европе, угроза буржуазной
революции заставили Александра II провести земскуюи городскую реформы.
Их правовой основой стали Положение о земских учреждениях от 1 января 1864 г. и Городовое положение от 16 июня 1870 г., закрепившие следующие фундаментальные начала местного самоуправления: право на заведование местными делами, наличие выборных представительных органов самоуправления и их независимость от системы государственных учреждений. Разработчики этих актов были убежденными приверженцами общественно-хозяйственной теории самоуправления, что воплотилось в попытке реализовать на практике понимание земского учреждения как общественного органа, отличного" от органов государственной власти.

В систему местного самоуправления включались земские избирательные съезды, земские собрания (губернские и уездные), земские управы, городские думы и городские управы. Выборы депутатов - "гласных" земских собраний и городских дум - строились на принципах формальной всесословное, равенства и сменяемости членов, имущественном цензе. Земские собрания и городские думы являлись распорядительными органами местного самоуправления, они избирали из своего состава исполнительные органы: земские и городские управы. Земские и городские органы самоуправления не были включены в систему государственных учреждений и не подчинялись местным правительственным чиновникам. Однако государственный аппарат в лице министра внутренних дел и губернаторов имел достаточно полномочий для контроля и определенного влияния на их деятельность. В частности, серьезным отступлением от принципа независимости органов самоуправления являлся установленный порядок утверждения губернаторами выборных должностных лиц: председателей городских и земских уездных управ. Председатели губернских земских управ утверждались лично министром внутренних дел.

Земские и городские учреждения самоуправления заведовали
исключительно делами местного хозяйства: благоустройством, содержанием
дорог, народным образованием, земской медициной, "попечением" о развитии торговли и промышленности, общественным призрением и др. Органы земского и городского самоуправления осуществляли свою деятельность по принципу самофинансирования, для чего наделялись правом установления местных налогов. Они самостоятельно решали вопросы подбора и подготовки своих служащих, определяли структуру управления, Вместе с тем органы местного самоуправления испытывали сильное давление со стороны государственного аппарата. В адрес земств местные и центральные органы государственной власти направляли различные распоряжения, циркуляры с целью ограничения и стеснения самостоятельности их деятельности.

Дух народовластия в России, в подъеме которого большое значение имело развитие системы местного самоуправления, представлял собой серьезную угрозу самодержавию. Постепенно деятельность земских учреждений стала приобретать политическую окраску, что и вынудило правительство пойти на радикальную меру – проведение земской контрреформы.

На рубеже 90-х годов Александром III были приняты реакционные законы, которые фактически сводили на нет реформы самоуправления.

В основе Земского уложения (1890 г.) и Городового положения (1892 г.), были идеи государственной теории самоуправления, рассматривающей местное самоуправление как нижний уровень государственного управления, осуществляемого представителями местных сообществ. Одновременно с этим предусматривалось значительное усиление роли сословных начал в деятельности органов самоуправления. В соответствии с принятыми актами власть передавалась должностным лицам из числа местных помещиков, сосредоточившим в своих руках и судебную, и административную власть. Органы местного самоуправления попадали под жесткий контроль и административную опеку правительственных чиновников.

Контрреформы не только значительно урезали самостоятельность местного самоуправления, но и в три-четыре раза уменьшили число потенциальных избирателей. Закреплялась крестьянская сословная обособленность: крестьяне лишились права избирать гласных непосредственно - они стали назначаться губернаторами из числа избранных крестьянами кандидатов.

Попытки возродить местное самоуправление предпринимались как в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., так и после февральской революции 1917 г.

Идея самоуправления в период первой русской революции 1905-1907 гг. воплотилась в Советах - органах классового представительства трудящихся масс. Их прообразом считается Совет Парижской Коммуны (1871 г.). Советы 1905-1907 гг. избирались на основе прямых и равных выборов, были подотчетны избирателям, действовали по их наказам. В то же время классовая природа Советов позволяет видеть в них скорее органы политического, а не местного самоуправления.

В октябре 1917 г. в ходе вооруженного восстания Временное правительство было низложено и власть в стране перешла Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Советы, изначально рассматриваемые большевиками как органы вооруженного восстания и временного революционного правительства, после Октября 1917 г. стали органами государственной власти на всех уровнях управления. Принцип единства системы Советов стал основой организации власти на местах. При этом демократический характер новой власти виделся в том, что "местные Советы свободно объединяются, на началах демократического централизма, в единую, федеральным союзом скрепленную, общегосударственную Советскую власть".

На протяжении всего советского периода истории России органы власти на местах, каковыми явились Советы и их исполнительные комитеты, были звеньями единой государственной системы управления с высокой степенью централизации и субординации. Понятие "местное самоуправление" стало рассматриваться лишь применительно к организации власти в буржуазных государствах. Вместо него в политической и юридической лексике того периода стало использоваться понятие "социалистическое самоуправление".

В данном случае самоуправление понималось предельно широко и объемно как социальный феномен, охватывающий все сферы общественной жизни. Самоуправление в Советах, в общественных организациях и в трудовых коллективах, в республиках и на местах рассматривалось как составные части единой системы социалистического самоуправления народа.

К началу 90-х годов накопившиеся в обществе противоречия привели к кризису государственной власти и обусловили необходимость ее реформирования. Среди идей демократизации общественной жизни многие либеральные теории, в том числе теория местного самоуправления, вновь обрели популярность. Однако попытки "вписать" самоуправление в существующую систему власти на местах не дали (да и не могли дать) желаемого результата. Поэтому в ходе конституционной реформы 21 апреля 1992 г. был сделан принципиальный шаг - местные Советы были исключены из числа органов государственной власти.

Решительные изменения в организации системы местного самоуправления произошли осенью 1993 г. В соответствии с указами Президента РФ деятельность местных Советов прекращалась, а их функции до избрания новых представительных органов местного самоуправления возлагались на местную администрацию - исполнительные органы в системе местного самоуправления.[5]

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., признала и гарантировала право народа на местное самоуправление, закрепила его самостоятельность в решении вопросов местного значения и обособленность от системы органов государственной власти, установила основополагающие нормы организации местного самоуправления. Конкретизация и развитие конституционных положений содержится в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, важнейшими из кот орых являются Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В настоящее время система местного самоуправления в России находится в стадии становления: формируются органы местного самоуправления, совершенствуются правовые основы их деятельности; население приобретает навыки самоуправления, осваивает искусство народовластия. Для завершения этого процесса необходимы серьезные организационные усилия и материально-финансовые затраты.

 








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1048;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.