Double Cheb_1 (double x, int n)

{

double Tn, Tn_1 = x, Tn_2 = 1;

Switch (n)

{

case 0: return Tn_2;

case 1: return Tn_1;

default:

int i = 2;

while (i < = n)

{

Tn = 2 * x * Tn_1 - Tn_2;

Tn_2 = Tn_1;

Tn_1 = Tn;

++ i;

}

Return Tn;

}

}

При выполнении рекуррентных вычислений с вещественными значениями беспокоиться о переполнении значений вещественного диапазона приходится очень редко (особенно при использовании типа double). Но и здесь встречаются некоторые “подводные камни”.

Предостережение № 1. При определении условия продолжения цикла никогда не используйте проверку на точное равенство вещественных значений с помощью операции ==(впрочем, и в других условиях тоже). Например:

 

double a = 1.1, b = 0;

while ( ! (b == a) )

{

b = b + 0.1;

}

 

Такой цикл никогда не закончится, так как из-за погрешностей вычислений и представления вещественных значений точного равенства a и b при выбранных значениях никогда не будет (так, по крайней мере, происходит для этого примера в MS Visual C++ 2010). Лучше сделать так:

 

double a = 1.11, b = 0;

while ( b <= a )

{

b = b + 0.1;

}

 

Здесь цикл закончится гарантированно, и последнее значение b будет очень близко к 1.1.

Предостережение № 2.Остерегайтесь складывать (вычитать) очень большие и относительно малые вещественные значения. Например:

double a = 1e20, b = a, d = 1000;

int i = 1;

for ( int i = 1; i <= 1000000; ++ i)

{

b = b + d;

}

cout << b – a << endl;

Ожидается, что значение b после окончания цикла будет больше a на 1 000 000 000, однако разность между b и a оказывается равной 0. Это происходит, потому что величина d = 1 000 по отношению к значению a = 1e20 оказывается пренебрежимо малой из-за дискретности представления вещественных значений.

Если увеличить значение d и сделать его равным 10 000, то разность b – aокажется равной приблизительно 1.64e10, а не 1e10 как это следует из арифметики – достаточно грубая ошибка.

Для того, чтобы избавиться от этой неприятности, можно поступить так:

 

double a = 1e20, b = a, d = 1000, s = 0;

int i = 1;

for ( int i = 1; i <= 1000000; ++ i)

{

s = s + d;

}

b = b + s;

cout << b – a << endl;

 

Вот теперь мы увидим то, что ожидалось (или очень близкое к тому) и в первом и во втором случаях. Здесь мы сначала накопили отдельно сумму s относительно малых величин d, а затем уже относительно большое значение s добавили к b.

Инвариант цикла

Инвариантом называется логическое выражение, истинное перед началом выполнения цикла и после каждого прохода тела цикла, зависящее от переменных, изменяющихся в теле цикла.

Инварианты используются для доказательства правильности выполнения цикла, а также при проектировании и оптимизации циклических алгоритмов.

Порядок доказательства работоспособности цикла с помощью инварианта сводится к следующему:

  1. Доказывается, что выражение инварианта истинно перед началом цикла сразу после инициализации параметров цикла.
  2. Доказывается, что выражение инварианта сохраняет свою истинность до и после выполнения тела цикла; таким образом, по индукции, доказывается, что по завершении цикла инвариант будет выполняться.
  3. Доказывается, что при истинности инварианта после завершения цикла переменные примут именно те значения, которые требуется получить (это элементарно определяется из выражения инварианта и известных конечных значениях переменных, на которых основывается условие завершения цикла).
  4. Доказывается, что цикл завершится, то есть условие завершения рано или поздно будет выполнено.
  5. Истинность утверждений, доказанных на предыдущих этапах, однозначно свидетельствует о том, что цикл выполнится за конечное время и даст желаемый результат.

Инварианты используют не только для доказательства корректности циклов, но и при проектировании и оптимизации циклических алгоритмов.

Рассмотрим использование инварианта на примере реализации алгоритма Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух чисел.

Постановка задачи. Требуется найти наибольший общий делитель d двух целых чисел n и m: d = НОД(n, m).

Сформулируем инвариант цикла для нахождения НОД(n, m)следующим образом: пусть имеется пара чисел a и b таких, что НОД(a, b) = НОД(n, m). На каждом шаге цикла будем переходить к другой паре чисел a и b таких, что НОД(a, b) = НОД(n, m). И так будем продолжать до тех пор, пока значение НОД не станет очевидным. Таким образом, инвариант цикла сформулируем так: НОД(a, b) = НОД(n, m). Теперь стоит задача: как найти очередную пару чисел a и b, при которых значение инварианта не изменится.

Из математики (теория чисел) известно, что если d = НОД(n, m), то это же значениеd является и НОД(m, r), где r– остаток от деления nна m, то есть НОД(n, m) = НОД(m, r).

Например: НОД(126, 12) = НОД(12, 6) = НОД(6, 0) = 6

Алгоритм решения задачи можно представить так:

1. Начальная инициализация: пусть a = n, b = m. Очевидно, что НОД(a, b) = НОД(n, m).

2. Находим rи делаем a = b и b = r. При этом выражение НОД(a, b) = НОД(n, m)остается справедливым.

3. Как только b станет равно 0, тогда НОД(a, 0) = НОД(n, m) = a.

 

Программа, реализующая этот алгоритм:

 

int r, a = n, b = m;

// Инвариант: НОД(a, b) = НОД(n, m)

// Цикл заканчивается при b = 0, тогда НОД(a, 0) = a

While (b)

{

// Инвариант: НОД(a, b) = НОД(n, m) выполняется

r = a % b;

a = b;

b = r;

// Инвариант: НОД(a, b) = НОД(n, m) выполняется

}

// Инвариант: НОД(a, b) = НОД(n, m) выполняется

cout << “НОД (“ << n << “, ” << m << “) = ” << a << endl;

 

Можно предложить еще один алгоритм решения этой задачи, основанный на том же инварианте, но использующий другой способ нахождения следующей пары a и b: известно, что НОД(n, m) = НОД(n - m, m)приn > m и НОД(n, m) = НОД(n, m - n)приm > n. Например: НОД(126, 12) = НОД(114, 12) = НОД(102, 12) = … = НОД(18, 12) = НОД(6, 12) = НОД(6, 6) = 6. Но этот алгоритм является более затратным по сравнению с предыдущим.

Еще одним наглядным примером использования инварианта для проектирования цикла является реализация быстрого возведения чисел в целую положительную степень. Пример его реализации приведен в Приложении. Предлагается разобрать его самостоятельно.

В Приложении приведены программы, реализующие различные варианты итерационных вычислений, основанных на использовании рекуррентных соотношений и инвариантов.

Очень часто используются, так называемые, вложенные циклы. Примеры использования таких конструкций будут рассмотрены при изучении массивов.

 

Массивы

 

Массивы. Индексирование. Объявление массивов. Двумерные и многомерные массивы. Ввод-вывод массивов. Строки и тексты как массивы символов. Использование функций при работе с массивами. Управление памятью.

Понятие массива

Массив представляет собой индексированную последовательность однотипных элементов с заранее определенным количеством элементов. Все массивы можно разделить на две группы: одномерные и многомерные.

Аналогом одномерного массива из математики может служить последовательность некоторых элементов с одним индексом: при i = 0, 1, 2, … n – одномерный вектор. Каждый элемент такой последовательности представляет собой некоторое значение определенного типа данных. Наглядно одномерный массив можно представить как набор пронумерованных ячеек, в каждой из которых содержится определенное значение:

 

3.02 1.5 7.0 -2.3 12.0

 

Это пример одномерного массива из 6 элементов, каждый из которых представляет собой некоторое вещественное значение и каждое из этих значений имеет индекс от 0 до 5.

А вот пример одномерного массива из десяти элементов, представляющих собой одиночные символы:

 

‘a’ ‘b’ ‘c’ ‘+’ ‘1’ ‘2’ ‘!’ ‘#’ ‘@’ ‘&’

 

Каждый элемент в этих массивах определяется значением индекса элемента. Например, в последнем массиве элемент с индексом 5 равен символу ‘2’.

Двумерный массив – это последовательность некоторых элементов с двумя индексами: при i = 0, 1, 2, … nи j = 0, 1, 2, … m – двумерная матрица. Например, при n = 3 и m = 4:

    j  
   
 
i
 

 

Эта матрица из 3-х строк и 4-х столбцов содержит 3 * 4 = 12 целых значений. Здесь уже каждый элемент определяется значениями двух индексов. Например, элемент с индексом i = 2 и индексом j = 1 равен целому значению 15.

Количество мерностей массивов может быть и больше двух, но при мерности большей 3 наглядно представить такой массив достаточно сложно.








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 280;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.