Эстетические учения эпохи Просвещения
ПРОСВЕЩЕНИЕ — историко-эстетическое понятие, отражающее общность эстетических взглядов философов и деятелей искусства Западной Европы XVIII в., стоявших на позициях просветительства. Просвещение было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку здесь получили более глубокое, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в., развитие проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе. Деятели просвещения придерживались нередко разных философских и социально-политических ориентаций. Так, первый английский просветитель А. Шефтсбери был идеалистом, а деятели французского Просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций — известные материалисты. Английские просветители стремились к постепенному морально-эстетическому исправлению общественных антагонизмов, о чем мечтал и Ф. Шиллер в совсем иных условиях Германии конца XVII в. Во Франции, наоборот, просвещение готовило революционное преобразование феодального строя. Но при всей сложности и противоречивости просвещения как идейно-культурного движения его эстетика имела ряд характерных черт: уверенность просветителей в возможности для человеческого разума проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации индивидуальной, а затем и общественной жизни, их вера в искусство как инструмент такой гармонизации, средство преобразования общества на новых справедливых началах. Отсюда характерные для эстетики просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов «естественного человека». Нормативность эстетики просвещения была следствием наступательного характера его идеологии и орудием борьбы с разного рода элитарными и гедонистическими тенденциями и течениями в искусстве феодального общества.
Значительное место в эстетике просвещения занимали учение о красоте, гармонии, поиск их объективных основ (А. Шефтсбери, Д. Аддисон, Дидро, И. И. Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф. Хатчесон), проблем воображения (Д. Аддисон). Уверенность в объективных основаниях эстетического суждения, с одной стороны, и интерес к человеку со всем богатством его рациональных и чувственных способностей, с другой, обусловили более диалектический, чем это было в рационалистической эстетике XVII в., подход к проблеме вкуса. При этом во Франции был сделан больший акцент на его социальной обусловленности (К. Гельвеций, Ж. Ж. Руссо).
Особое внимание просветителей привлекала специфика художественного отражения как диалектики идеального представления о добром, прекрасном и реального опыта художника. Многие уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности (Г. Лессинг, Д. Дидро) в искусстве. Следует указать на сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали противостоявшие последнему реализм и сентиментализм (например, живопись В. Хогарта, Ж. Грёза, «мещанскую трагедию» в Германии и «слезливую комедию» во Франции, просветительский роман и т. д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».
Большинство просветителей рассматривали искусство целостно, что позволяло впервые в истории эстетической мысли поставить вопрос о его развитии (Винкельман о росте, расцвете и увядании искусства Древней Греции; Ф. Шиллер о наивном и сентиментальном периоде в поэзии), а также начать разработку проблемы о границах и специфике видов искусства (Лессинг о пластических искусствах и о поэзии) Художник для просветителей — это, прежде всего, борец за торжество добра.
Многие идеи просвещения были усвоены социалистами-утопистами XIX в., им следовали деятели Парижской Коммуны 1871 г. Очищенная от идеалистических напластований, эстетика просветителей сохраняет свое значение для решения современных проблем искусства и эстетического воспитания.
Основные понятия и концепции эстетики романтизма
РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) — художественное направление в искусстве европейских стран, сформировавшееся в конце; XVIII — начале XIX в. и нашедшее выражение в литературе (Л. Тик, Ф. Новалис, Э. Гофман в Германии; Ф. Шатобриан, В. Гюго, Ж. Санд во Франции; П. Шелли, Д. Байрон в Англии; А. Мицкевич в Польше; Ш. Петефи в Венгрии; В. Жуковский, К. Рылеев, раннее творчество А. Пушкина, М. Лермонтова в России), в музыке (Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер в Германии; Г. Берлиоз во Франции; Ф. Шопен в Польше; Ф. Лист в Венгрии; А. Верстовский, А. Рубинштейн в России) и в живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; О. Рунге, К. Фридрих, М. Швиндт в Германии; О. Кипренский, А. Орловский, И. Айвазовский в России). Романтизм был порожден негативной реакцией на французскую буржуазную революцию со стороны феодальных классов и разочарованием в ее результатах со стороны широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной окрашенности формы и был в разные периоды и у разных деятелей спутником то аристократической оппозиции буржуазному прогрессу (т. наз. пассивный, консервативный, реакционный романтизм), то народно-демократических движений (т. наз. активный, прогрессивный, революционный романтизм). Нередко эти тенденции противоречиво переплетались в творчестве одних и тех же деятелей искусства.
От романтизма как художественного направления следует отличать романтику как выражение в искусстве возвышенных настроений и чувств, как устремленность к идеалу. Романтизм исторически-конкретен и неповторим, романтика же может проявляться (каждый раз своеобразно) в искусстве разных эпох и стран; свойственна она и искусству социалистического реализма. Романтизм также был пронизан романтикой, но к ней не сводится его сущность.
Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощавших мечту о совершенстве человека и мира. Гуманистические идеалы явились основой художественных завоеваний романтизма. Борись с рационализмом и нормативностью классицизма, романтизм отстаивал свободу творчества художника (как от власти буржуазных общественных установлений, так и от догматических эстетических норм), проповедовал культ фантазии и чувства. Критическая устремленность романтизма привела к развитию в нем таких проявлений сатирического, как ирония, сарказм, гротеск. Стремление к охвату универсальных, мировых проблем породило обилие иносказательных, символических образов. Неприятие действительности выразилось в разработке трагедийных тем, в создании образов героев, противостоящих буржуазной среде, нередко гибнущих в неравной борьбе с ней. Осуществление гуманистических идеалов. Романтизма искал вне современного ему капиталистического общества, проповедуя уход в прошлое (чаще всего средневековое), в экзотические страны, в мир фантазии и мечты. Для романтизма характерен культ внутреннего мира художника, не только вызвавший тенденции субъективизма и индивидуализма, но и породивший необычайное развитие и многообразие форм художественной лирики в различных видах искусств. Большая заслуга романтизма состоит в возрождении ряда национальных традиций, в обращении к народному творчеству, которое многими романтиками собиралось, изучалось, пропагандировалось и использовалось. В ряде отношений (социальный критицизм, психологизм и др.). Романтизм предвосхитил реализм и исторически нередко переходил в него.
Романтизм расширил познавательные возможности искусства, раздвинул его горизонты и развил художественные средства. Он внес в искусство новые идейные проблемы и темы, захватывающее, живое, страстное чувство, бурную динамику и патетику, обогатил многие жанры и художественный язык. Пафос свободы, протест против несовершенства мира, защита человечности обусловили исторически непреходящее значение многих созданий романтического искусства.
Романтизм в тех или иных формах существовал на протяжении почти всего XIX в. Некоторые его тенденции нашли своеобразное выражение в символизме и ряде других художественных течений конца XIX — начала ХХ в. (например, в русском «Мире искусства»). Многие завоевания романтизма наследуются также искусством социалистического реализма, претворяясь на новой идейно-социальной основе.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1207;