Наследственные болезни
Более всего изучены хромосомные болезни человека и генные дефекты обмена веществ.
Хромосомные болезни человека обусловлены количественным повреждением половых хромосом в результате неправильного слияния двух гамет родителей. Аномалии половых хромосом на микроскопическом уровне чаще имеют вид трисомий и моносомий. Большинство зигот гибнет внутриутробно или до 5-ти летнего возраста.
Генные дефекты обмена веществ составляют другую большую группу наследственных заболеваний. Эти дефекты вызывают, в основном, недостаточность различных ферментов, из-за которой резко нарушается обмен липидов, углеводов, аминокислот, образование гормонов и т.п. Последствиями нарушения обмена являются вторичные повреждения центральной нервной системы, различных органов и систем организма.
Наиболее известна болезнь Дауна. Первоначально это заболевание обозначалось как монголоидная идиотия. Риск рождения ребенка с этой болезнью увеличивается с возрастом матери, особенно он велик в 36 — 45 лет. Болезнь Дауна — результат трисомии 21-ой хромосомы. Частота заболевания — 1:700 новорожденных. Внешний вид больного настолько характерен, что позволяет поставить диагноз, как правило, еще в самом раннем возрасте. Нередко у таких детей рано обнаруживается еще и патология внутренних органов (в основном желудочно-кишечного тракта), недоразвитость половых органов. В дальнейшем проявляются умственная отсталость и некоторые аномалии поведения, как правило, отсутствует абстрактное мышление, и имеются дефекты речи. При легких формах этой болезни умственное и физическое развитие детей идет лучше, хотя и с задержкой. Некоторые способны обучаться во вспомогательной школе, приобретают основные жизненные навыки. Медико-педагогические мероприятия позволяют иногда профессионально ориентировать больных.
Синдром Патау (трисомия 13 хромосомы) описан в 1960 году. Частота его колеблется в пределах 1:700 — 800 рождений. Чаще встречается у пожилых матерей (32,8 лет). Одинаково часто встречается у обоих полов. Внешний вид больных специфичен: микроцефалия, аномалии глазных яблок, незаращение губы и неба. Встречаются и другие пороки, причем настолько выраженные, что дети быстро умирают (до 90% на 1 году жизни). Прогноз неблагоприятен. Успешных методов лечения нет.
Синдром Шерешевского-Тернера (ХО). Частота составляет 1% всех зачатий, но 18,5% из них абортируются, до 90% погибают внутриутробно. Девочки имеют своеобразный вид: они низкого роста, имеют «щитовидную» грудь, лицо сфинкса. Характерно множество родимых пятен, низкий рост волос на шее и лбу, бесплодие. В 50% наблюдается умственная отсталость, различные аномалии органов слуха и т.д. Лечение симптоматическое, направлено на коррекцию вторичных половых признаков.
Синдром Клайнфельтера (ХХУ) описан в 1942 году. Его частота колеблется в пределах 2 — 2,5 на 1000 новорожденных мальчиков. Признаки болезни начинают проявляться только в период полового созревания: высокий рост, женский тип телосложения, склонность к ожирению, скудное оволосение, умственная отсталость (дебильность), иногда антисоциальное поведение. Лечение гормонами направлено на коррекцию половых признаков.
Гемофилия — наследственное заболевание, передается по доминантному типу; сцеплено с Х-хромосомой. Женщины являются кондукторами болезни: передают гемофилию не только своим детям, но и через дочерей-кондукторов — внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики. Характерным клиническим симптомом болезни является кровотечение, которое по сравнению с вызвавшей его причиной всегда бывает чрезмерным. Причина — отсутствие одного из факторов свертываемости крови.
Ферментопатии — это наследственные болезни обмена, в основе которых лежит молекулярно обусловленная патология ферментов. В зависимости от преимущественного поражения того или иного вида обмена выделены различные группы заболеваний: нарушение аминокислотного обмена (около 60 форм), углеводного, липидного обмена (около 10 форм).
Фенилкетонурия обусловлена нарушением аминокислотного обмена, врожденная недостаточность фермента, которая вызывает избыток фенилаланина, что и ведет к поражению центральной нервной системы. Первые признаки этой болезни обычно проявляются на втором-третьем месяце жизни, а иногда и несколько позже. Наиболее ранние из них: повторяющаяся без видимых причин рвота, похожие на экзему изменения кожи, необычный запах мочи ребенка. К концу первого года обнаруживается умственная отсталость и психические нарушения. Чтобы лечение было успешным, очень важно поставить диагноз как можно раньше. Главное в лечении этой болезни — диета с полным исключением продуктов, богатых натуральным белком (мясо, рыба, творог, бобы).
Алкаптонурия как заболевание была описана еще в XVI веке. Основной симптом ее у детей — потемнение мочи на воздухе. На пеленках остаются темные, неотстирывающиеся пятна. Потемнение мочи у больных обусловлено окислением гомогентизиновой кислоты — алкаптона, накопление которого обусловлено неправильным превращением аминокислоты тирозин.
Галактоземия — следствие врожденного дефекта обмена углеводов. В этом случае организму тоже недостает одного-единственного фермента, необходимого для преобразования галактозы, входящей в состав молочного сахара, в глюкозу. Организм новорожденного не может усваивать ни материнское, ни какое-либо другое молоко. Нарушения обмена приводят к поражению головного мозга и других органов и систем организма. Ранняя диагностика во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка. Замена молока специальными смесями, в состав которых не входит молочный сахар, (лактоза), избавляет ребенка от проявлений болезни не только в первый, но и в следующие два года жизни.
К счастью, врожденные дефекты обмена, равно как и хромосомные болезни, встречаются довольно редко. Однако они коварны — не все из них обязательно проявляются в первые месяцы и годы жизни ребенка. Есть и такие, что обнаруживаются значительно позже — уже у взрослых людей. Позднее появление этих заболеваний часто мешает распознать их наследственную основу. И тогда не только больные и их родственники, но иногда и врачи начинают искать какие-либо внешние причины болезни. Однако консультация опытного врача-невропатолога или генетика-клинициста быстро вносит ясность.
Особое место среди наследственных нервно-мышечных заболеваний занимает миастения. Заболевание характеризуется патологически повышенной утомляемостью мышц, периодически возникающей мышечной слабостью. Чаще всего страдают взрослые люди, но болезнь может поражать и детей в первые месяцы после рождения. Прогрессирующие мышечные дистрофии начинаются и в раннем детстве (в 1 — 3 года), и в более поздние сроки (даже в 50 — 60 лет), встречаются от легких форм до тяжелых с летальными исходами.
Коллагеновые наследственные болезни характеризуются нарушением свойств соединительной ткани, что приводит либо к одной из четырех форм несовершенного остеогенеза (повышенная ломкость костей), либо одной из форм синдрома Элерса-Данло (повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи), или синдрома Марфана (подвывих хрусталика, аневризма аорты).
Генная терапия
Медицинская генетика уже отбросила сомнительные концепции обреченности наследственных больных, она значительно продвинулась вперед, и в ряде случаев мы уже можем не просто облегчить состояние больного, но и вылечить его.
Современная генетика вплотную подошла к тому, чтобы заменять патологические гены нормальными в половых клетках, то есть вмешиваться активно в генетический код наследственных болезней. Принципиальная схема этиологического лечения пока ориентирована на болезни, вызванные мутацией в одном гене и сопровождающиеся отсутствием продукта деятельности гена.
Генная терапия через соматические клетки — это пока единственный метод, приемлемый для применения на человеке. Включенный в клетки ген не передается в будущее поколение. Большая часть генного материала разрушается химически в крови или иммунной системой как чужеродный материал, поэтому встройка здорового гена в генотип организма осуществляется вне тела. Для этого надо извлечь соответствующие клетки из организма, обработать их в лаборатории и вернуть обратно пациенту. Пока таким образом можно манипулировать только с двумя типами клеток: с клетками костного мозга и кожи.
Изменения генома зиготы («демутационизация») - более радикальные методы этиологического лечения. Пока подобные исследования проводятся на животных, ибо последствия вмешательства в геном человека трудно прогнозируемы, и должны пока ограничиваться экспериментальными моделями.
Примеры генной терапии: введение непосредственно в сердце дополнительных генов, которые способствуют образованию новых сосудов взамен пораженных; генно-инженерных методы лечения опухолей; введение гена, дающего команду больным клеткам на самоуничтожение; гена, формирующего навыки речи. Обнаружен ген, ответственный за аппетит, возможно, его можно будет использовать как в борьбе с ожирением, так и с отсутствием аппетита.
Не вызывает сомнений и факт существования индивидуальных, семейных и популяционных различий в устойчивости (или повышенной восприимчивости) к алкоголю. Наиболее четко эти особенности прослеживаются в проявлении так называемой острой реакции на алкоголь: в покраснении лица, жжении в желудке, мышечной слабости, тахикардии (сердцебиении). Но вот что интересно и неожиданно: улиц монголоидной расы быстрая реакция отравления алкоголем наблюдается гораздо чаще, чем у лиц европеоидной расы. Так, абсолютное большинство китайцев, японцев, вьетнамцев реагирует на принятие алкоголя быстрее и в более острой форме, чем это свойственно европейцам и североамериканцам.
Говорят, что судьба больного человека в руках врача, вот почему именно науке и медицинской практике принадлежит заслуга развенчивания концепции «вырождающихся семей», о которых вспоминают все реже и реже. Да и у другой концепции — «обреченности наследственных больных» — та же участь. Продление жизни наследственных больных, уменьшение их страданий, снижение степени инвалидности — все это реальные факты, практическое подтверждение все возрастающего могущества медицины.
В перспективе еще более грандиозная задача — формирование здорового человека при патологическом генотипе. Это уже принципиально новая концепция — концепция «нормокопирования». Чтобы она возникла, обрела конкретные черты, должны были появиться современные методы:
§ лекарственного и диетического лечения (устранение из пищевого рациона продуктов, провоцирующих заболевание);
§ заместительной гормоно- и ферментотерапии (например, лечение инсулином при диабете);
§ методы удаления из организма токсических продуктов;
§ реконструктивной хирургии;
§ индукции и ингибиции метаболизма (стимуляция или подавление нарушенных видов обмена веществ);
§ генной инженерии.
Клонирование
Клонирование - выращивание из соматической, неполовой клетки точной генетической копии путем пересадки ядер соматических клеток в половые клетки, лишенные своих ядер.
Клетка взрослой овцы (Долли) сливалась с взятой у другой овцы яйцеклеткой, из которой было предварительно удалено ядро, содержащее наследственную информацию. Цитоплазма яйцеклетки и ядро взрослой клетки соединились в своеобразное подобие оплодотворенной яйцеклетки. Из нее выращивался эмбрион, который уже имплантировался третьей овце. То есть в этом случае были обойдены половой процесс и связанная с ним роль случая при комбинировании наследственных задатков. Например, у Долли — белая морда финско-дорседской породы (от генетической матери), хотя она была выношена черномордой шотландской яркой.
Но, несмотря на все победные фанфары в случае с Долли, до сих пор неясным остается ее возраст и связанные с ним проблемы. Спустя некоторое время после рождения Долли (Шотландия 23 февраля 1997г.) выяснилось, что возраст ее клеток и организма различен. Клетки у нее старше ее физиологического возраста. Во время ее рождения они были такими же, как у ее матери, шестилетней (!) овцы. Спустя 5 лет у Долли развилось тяжелое заболевание суставов, которое характерно для старых особей.
Американским ученым во главе с Робертом Ланза удалось существенно «омолодить» клонированных коров. Шесть коров, клонированных американскими учеными, обладают клетками моложе их физиологического возраста. Условно говоря, вам 30 лет, а клетки ваши 20-ти или даже 10-ти летнего человека.
Родилась новая загадка: как в принципе возможно, чтобы клетки организма были старше или моложе самого организма? Как быть с возрастом клеток? В 1932 году один из основоположников генетики Герман Меллер обратил внимание на особое поведение концевых участков хромосом после облучения их рентгеновскими лучами. Он предположил, что существуют специальные структуры, которые как бы «запечатывают» концы хромосом и предотвращают их склеивание друг с другом. Меллер назвал их теломерами, что в переводе означает «концевые участки». Именно теломера и служит своеобразными часами жизни клетки. Позже было открыто, что при каждом делении, которое проходят клетки многоклеточного организма, теломера несколько уменьшается. Клетка в процессе деления стареет по мере того, как укорачивается ее теломера. Таким образом, сравнив длину теломера у нормальной овцы или коровы и их клона, можно понять, насколько различается возраст их клеток. У Долли возраст ее клеток был больше, чем у ее «натуральных» сестер. А у клонированных коров — меньше.
Роберт Ланза и его коллеги решили искусственно состарить в пробирке клетки, взятые у молодого теленка. Довели они эти клетки до такого состояния, что по всем признакам они находились на грани смерти. И теломеры у них были маленькие и коротенькие. Ядра этих «старых» экспериментальных клеток были пересажены в ядра клеток, из которых потом получилось шесть коров. (В случае с Долли клетки пересаживали без всякого искусственного старения). И у новорожденных телят теломеры оказались длиннее, чем им положено было иметь в их биологическом возрасте. Оказалось, что старые клетки при трансплантации омолаживаются, да так, что становятся моложе самих себя.
Почему так происходит и что будет дальше пока не очень ясно. Одно из предположений заключается в том, что организм может каким-то образом омолаживать свои клетки, наращивая теломеры. (Есть клетки, в которых теломеры при делении не укорачиваются, оставаясь вечными, — это раковые клетки). Каким образом происходит такой процесс омоложения — неизвестно.
А что будет дальше? Доктор Ланза сказал: «Для человека это может означать, что если он раньше мог жить до 120 лет, то теперь — до 200 лет». Правда, он тут же упомянул этические проблемы, связанные с клонированием человека. Но уже сейчас можно попытаться с помощью этой методики омолаживать клетки органов, предназначенные для трансплантации.
Удалось также получить точные генетические копии овцы с измененными геномами. Двое из этих овец имеют ген, который позволяет им производить молоко с такими же белками, как у человека. Третья не имеет измененного генома и просто является контрольным экземпляром.
Шотландскими учеными был внедрен ген, добавляющий в молоко овец «лечебный» фермент, который используется в современной фармакологии для лечения наследственной эмфиземы. Это означает, что теперь возможно выбирать еще до рождения гены, которые хотим изменить или удалить, выращивать органы для пересадки человеку, например, свиней, по заданным параметрам и с меньшей вероятностью отторжения.
Много дискуссий вокруг перспектив клонирования человека. Людей легче клонировать, чем животных, так как человеческие репродуктивные функции лучше изучены и понятны. Человеческий клон проживет дольше. Самое большое препятствие — не технологические трудности, а отношение общества. Уже предложено и широко обсуждается множество сценариев грядущих катастроф — следствий клонирования людей. Это и создание каст людей, специально приспособленных для выполнения ограниченного круга функций, и получение существ — «копий», которые будут живыми складами донорских органов и тканей для своих генетических «оригиналов», и воссоздание умерших гениев или злодеев, и многое другое. Кроме того, если численность землян превысит 10—15 миллиардов человек, цивилизация начнет задыхаться.
Комиссия США по биотике рекомендовала сохранить мораторий на финансирование этих программ и принять федеральный закон, запрещающий любые попытки создать ребенка путем клонирования. Высказываются опасения о психологическом ущербе, поскольку такие дети, возможно, будут страдать от ущемленного чувства индивидуальности и личной автономии; по поводу деградации родительских отношений и семейной жизни. И практически все согласны с тем, что существующий пока риск негативных последствий оправдывает запрещение сегодня экспериментов в этой области.
Клонирование путем пересадки ядер соматических клеток для кого-то может стать единственным шансом иметь детей.
В декабре 1999 года южнокорейские ученые заявили, что создали генетический двойник молодой женщины — первичный эмбрион, который был готов для пересадки в матку женщины. Эксперимент был прерван, так как южнокорейский закон запрещает это.
В 1999 году 19 стран мира подписали протокол о запрете «клонирования человека», разработанный Советом Европы. Согласно закону, за клонирование человека в Японии предусмотрено тюремное заключение сроком на 3 — 7 лет, в Германии — на 5 лет, во Франции — до 20 лет.
В конце 2001 года в России был принят закон о запрете клонирования человека.
Метод клонирования не дает абсолютной идентичности копии. Ведь донорская яйцеклетка не является именно той яйцеклеткой, из которой когда-то развился этот человек. Да и полный хромосомный набор взрослого организма все же не остается в точности тем хромосомным набором, который имелся в момент начала дробления яйцеклетки. Меняется со временем и среда его пребывания (среда в клетках), что обязательно должно отразиться на свойствах хромосомного набора. Даже однояйцевые близнецы, с самого момента удвоения их общей яйцеклетки, имеют разные параметры. А в период роста и развития эти различия — как в телосложении, так и в психике — становятся еще более значимыми.
Многие этические проблемы возникали, возникают и будут возникать в связи с прогрессом генетики. Но решать их всегда необходимо только на основе общих принципов гуманизма. Это особенно важно подчеркнуть в связи с большой международной программой «Геном человека», реализация которой даст большие возможности управления наследственностью
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 487;