Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 г. значительно отличается от прежнего Основного закона 1978 г., который так и не смог преодолеть свое советское социалистическое происхождение. Если охарактеризовать новую Конституцию России в контексте мирового конституционного опыта, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций «второго поколения», принятых в европейских странах после окончания Второй мировой войны.

Основные конституционные принципы сформулированы в гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». К их числу относятся:

— народовластие, осуществляемое через представительные органы и непосредственно (референдум);

— человек, его права и свободы как высшая ценность;

— федерализм, сочетающий разумную централизацию с широкой децентрализацией;

— разделение властей;

— политический и идеологический плюрализм;

— правовое, социальное, светское государство;

— свобода экономической деятельности и равноправие форм собственности.

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить этим принципам. Соответствующие статьи не могут быть пересмот-


рены парламентом – Федеральным Собранием РФ. Для этого нужно принять новую Конституцию путем достаточно сложной процедуры. Новая российская Конституция относится к числу «жестких» в том, что касается ее изменения и внесения в нее поправок.

Весьма широко распространено мнение о том, что Конституция РФ 1993 г. построена по французской модели (имеется в виду Конституция Франции 1958 г. Это утверждение справедливо лишь частично). Конституция РФ 1993 г. во многом (речь не идет об основных конституционных принципах) отлична от французской модели. Достаточно вспомнить, что Россия в отличие от унитарной Франции – федеративное государство. Однако если говорить о предусмотренной Конституцией РФ 1993 г. форме правления, то здесь близость к французской модели очевидна. Россия, как и Франция, – республика президентского типа, причем обе они отличны от президентской республики американского образца.

Несомненная близость российской Конституции к французской модели обнаруживается:

— в порядке избрания Президента;

— в его роли в формировании и деятельности правительства;

— в круге иных полномочий Президента как главы государства;

— в праве роспуска нижней палаты парламента в порядке, предусмотренном Конституцией;

— в ответственности правительства перед парламентом.

Если от юридического сравнения перейти к политологическому, то можно сказать, что Конституция РФ 1993 г., которую называют «ельцинской», выполняла ту же задачу некоторого ограничения вышедшего за разумные рамки парламентаризма и перераспределения компетенции в пользу президентской власти, что и в свое время «де-голлевская» Конституция во Франции.

В треугольнике «президент – правительство – парламент» позиции российского Президента несколько сильнее, чем французского, но это связано главным образом с недостаточным развитием партийной системы в России. Здесь нет партии, могущей претендовать на парламентское большинство, и правительство формируется на непартийной основе. Однако по мере формирования партийной системы в России близость к французской модели может стать еще более очевидной.

Сходство форм правления не исключает – и это естественно – и ряда различий, как, например, определение круга законодательной компетенции парламента или то, что по Конституции РФ Президент не является формально главой исполнительной власти.


Много в российской Конституции положений, которые дают основание говорить о влиянии на нее Основного закона ФРГ 1949 г. Это прежде всего восприятие концепции основных прав как непосредственно действующего права. В сущности, ст. 18 Конституции РФ воспроизводит в более широкой редакции абз. 3 ст. 1 Основного закона ФРГ.В то же время каталог прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ шире, чем в Основном законе ФРГ. Это связано главным образом с временным фактором, в особенности с тем, что в 1993 г. стандарты прав и свобод, разработанные международным правом, ушли далеко вперед по сравнению с серединой XX в. Конституция РФ признает примат этих стандартов, равно как и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Немецкую модель напоминает и порядок формирования верхней палаты российского парламента – Федерального Собрания РФ. Если его нижняя палата – Государственная Дума – формируется путем прямых всеобщих выборов, то в верхнюю палату – Совет Федерации – входят по два представителя от каждого субъекта (члена) Российской Федерации: по одному от представительного и от исполнительного органов. Это одно из следствий федерального устройства России.

Следует указать и на сходство институтов судебного конституционного контроля. Созданный в 1991 г. Конституционный Суд РФ был с самого начала, особенно по компетенции, похож на свой аналог в ФРГ (контроль за конституционностью законов, споры о компетенции, федеральные конфликты по вертикали, конституционные жалобы граждан, проверка конституционности политических партий).

Российская Конституция 1993 г. сохранила Конституционный Суд как важный фактор формирования правовой государственности. Статья 125, посвященная Суду, одна из самых больших в конституционном тексте. Хотя из компетенции Конституционного Суда исключен вопрос о проверке конституционности политических партий, тем не менее аналогия с компетенций Конституционного Суда ФРГ остается.

Следует особо отметить возложенную на Суд обязанность давать в необходимых случаях толкование Конституции РФ (п. 5 ст. 125). Ранее Конституционный Суд, используя формально-позитивистские установки, отказывался от этого, равно как от решения коллизий между конкретными нормами Конституции и конституционными принципами.

По Конституции РФ 1993 г. обычные суды получили право обращаться в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституци-


онности закона, который должен быть применен для решения конкретного дела (п 4 ст 125).

Можно, разумеется, увидеть немало общего в государственном устройстве России и других федеративных государств, в том числе и ФРГ, например разделение компетенции на федеральную, совместную (конкурирующую) и субъектов федерации – земель Однако в целом федеративное устройство России (гл 3 Конституции) достаточно уникально И дело не только и даже не столько в том, что Российская Федерация самая большая по числу ее членов (89) Основное это то, что она одна из немногих построена по национально-территориальному принципу, что и привело (и это не менее важно) к ее асимметричности, корни которой лежат в прошлом

С образованием после распада СССР России как самостоятельного независимого государства быстро пошел процесс превращения ее псевдофедеральной, а в действительности сверхцентрализованной политической структуры в реальную Федерацию На исходной стадии этого процесса регионы страны оказались в неравном положении В государственном устройстве бывших СССР и РСФСР по сугубо этническому принципу из всех регионов выделялись автономные республики, статус государственности которых был намного выше, чем у других территориальных образовании В стремлении этих республик (отказавшихся от определения «автономные») к особому суверенному статусу, отличному от статуса дру1 их регионов, и заключены корни асимметричности Федерации, что предполагает возможность различия в правовом статусе ее субъектов

Конституция РФ 1993 г сделала значительный шаг по пути преодоления этой асимметричности Она впервые ввела общее понятие «субъект Федерации», подчеркнула равноправие этих субъектов Но последовательно провести важнейший принцип федерализма ей не удалось Конституция существенно сблизила статус республик (их 21) и других субъектов Федерации Но тем не менее можно сказать, перефразируя формулу Оруэлла, что хотя «все субъекты Федерации равны, некоторые из них более равны, чем другие» За республиками сохранен титул государства, которого не имеют другие субъекты Федерации Практические последствия этого могут быть различными Однако в сложившейся ситуации вопрос не мог быть решен путем объявления всех субъектов Российской Федерации республиками или,, наоборот, лишения республик этого статуса

Разумеется, возможны конкретно-исторические ситуации, когда один и даже несколько субъектов Федерации оказываются в особом экономическом и политическом положении, нуждаются в дополни-


тельных правах. Возможно и временное ассоциированное членство. Однако такая асимметрия, во-первых, должна рассматриваться как переходное состояние; во-вторых, она не может быть результатом лишь одностороннего волеизъявления данного субъекта федерации; в-третьих, она не может иметь следствием появление в составе федерации суверенных независимых государств, что противоречит самому понятию федерации.

Конституция РФ, предоставляя широкие права субъектам Федерации, одновременно предусматривает ряд положений, призванных обеспечить целостность и необходимую централизацию государственного устройства. К ним относятся: верховенство федеральной Конституции и федерального законодательства, единство экономического пространства, единая валюта, единый государственный язык и т.д.

Новая Конституция Российской Федерации сходна с западными конституциями и в том плане, что в отличие от своих предшественниц она не стремится навязать обществу заранее предопределенный в соответствии с господствующей идеологией экономический строй. Но гарантируя равенство всех форм собственности, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров и капиталов, она открывает широкие возможности для свободного развития гражданского общества, формирования новой, возможно, рыночной, возможно, смешанной, но во всяком случае более рациональной, чем прежняя, экономической структуры общества.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 471;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.