Управление в древних государствах Междуречья

Междуречье (Месопотамия) - регион на юго-западе Азии. Это название происходит от греческого слова, означающего «между реками», т. е. земли между реками Тигр и Евфрат. Это место считается одной из колыбелей евроазиатской цивилизации, откуда она распространилась по Ближнему Востоку, долинам Инда, Египту и Средиземному морю.

Шумер- древняя страна Междуречья с ярко выраженными пережитками родоплеменного строя. Ее история до сих пор вызывает немалый интерес благодаря высоким достижениям культуры и порождает оживленные дискуссии.

Откуда пришли шумеры, нет определенных сведений. «...Первые шумеры появились в Месопотамии, составляли небольшую группу людей... Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности.

Шумерне являл собой государство в современном понимании. Там только начинали формироваться основы государственного устройства, что было вызвано развитием экономики (особенностями ведения сельскохозяйственных работ, прокладкой и содержанием оросительных систем), фискальной системы, торговли, в том числе землей, наличием самостоятельных городов - религиозных центров, возвышением роли храмов. Первоначально на территории, где проживали шумеры, не было целостного государства, города вели между собой борьбу за гегемонию. Лишь Саргону - царю древнего Аккада - удалось завоевать шумерские города (Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду и др.) и сплотить их в единое государство.

Города шумеров в основном начали складываться в V- IV тыс. до н. э. Их расцвет как религиозно-культурных и торговых центров пришелся на III-II тыс. до н. э. Однако к I тыс. до н. э., за редким исключением, они потеряли свое политическое значение и постепенно пришли в упадок. Причин тому много. Это и разрушение племенами кочевников-скотоводов, и завоевание более сильными царствами, и природные катаклизмы. Города шумеров являли собой первые государственные образования и системы управления. Правитель города (энси) и царь (лугаль) страны, как правило, были представлены в одном лице. В своей деятельности правитель города опирался на совет старейшин и народное собрание, которое делилось на две части (в дальнейшем - палаты): молодых и старых людей. Он выполнял ряд функций, в том числе руководил общинным культом, строительством сооружений водоснабжения, формированием войсковых соединений, был председателем собраний совета старейшин и народа.

Подготовке писцов в Шумере придавалось важное значение. (Сызмальства до юношества детей обучали в специальных школах, так называемых «домах табличек» (э-дуб-ба). Писцы обучались счету, письму и языкам. Обучение в школах длилось многие годы. Ученики учились изготавливать таблички из глины и палочки из тростника для письма, получали знания по религии, языку(ам), ботанике, биологии, географии, минералогии, математике, астрономии и другим наукам. Школой руководил «уммиа» («наставник») и его помощник («старший брат»), а за дисциплиной следил надсмотрщик («владеющий хлыстом»). Чтобы овладеть всем объемом преподаваемых знаний, ученики должны были проявить большое усердие. Писцы были при царях, храмах, служили частными составителями бумаг, переписчиками рукописей, переводчиками, администраторами.

Некоторые исследователи считают, что возникновение письменности в Шумере явилось одной из управленческих революций, инициировавших развитие управленческой мысли. И это совершенно справедливо, ведь фиксирование информации дает возможность сохранить ее в пространстве и времени, что очень важно для управления, учета и контроля.

Управление в Шумере опиралось на обычаи, традиции, поскольку писаного права не существовало. Лишь на закате шумерской цивилизации были составлены своды законов, которые носили большей частью рекомендательный характер. В Шумере также формировались основы философской и управленческой мысли, послужившие исходной методологической базой для создания институтов управления и организационного порядка. В книге В.В. Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры» приведен список философских категорий (Мэ), анализ которых позволяет сделать вывод о том, что они определяли организацию и порядок установления царской, храмовой власти и непосредственно управления государством.

В середине III тыс. до н. э. Шумер был завоеван Саргоном Древним и присоединен к Аккаду. Спустя столетия государство Аккад уходит с исторической сцены, а в южной части Месопотамии формируется новое сильное государство Вавилония, которое в развитии прошло четыре исторических этапа: Старо-Вавилонское царство (1894-1518 гг. до н. э.), Касситское нашествие (1518-1204 гг. до н. э.), потеря политического влияния (1204-626 гг. до н. э.), Ново-Вавилонское царство (626-538 гг. до н. э.).

Наибольшего могущества Вавилония достигла при царе Хаммурапи, который большое внимание уделял благоустройству государства и организации управления им. Он стремился обеспечить своим подданным жизнь в безопасности под защитой законов».

Во вступлении к знаменитому своду «Законов Хаммурапи» есть такая запись: «...тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, Анум и Эллиль призвали меня для блага народа». Текст законов можно разделить на три части: начало (божественное предзнаменование), содержательная часть (282 статьи законов), окончание (наказание богов за нарушение законов).

Непосредственно управленческая значимость законодательства проявляется в следующем. Прежде всего в ней определялось положение царя, который, представляя пантеон богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов, стоял на вершине пирамиды власти и управления.

В тексте законов выделены различные виды управления как самостоятельные функции: управление экономическими процессами, в том числе торговлей, собственностью (имуществом, водообеспечением, земельными наделами, поголовьем скота и др.), семейно-брачными отношениями, положением служителей культа, медиков, строителей, транспортников (перевозчиков), представителей разных профессий.

После кончины Хаммурапи созданное им государство начинает терять свои приоритеты. Племена хеттов, кассидов, халдеев и других народов неоднократно нападали на страну, разрушая и грабя города и храмы, уводя население в рабство. Однако, при царе Навуходоносоре II Вавилон вновь стал ведущим государством Междуречья.

Во времена его правления была введена система оплаты труда ткачей и прях, согласно которой они получали плату за свой труд пропорционально величине партии произведенной ими продукции.

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2227;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.