Социально-культурные основания, определенные окружением человека и его этнической принадлежностью.

Обычно, все основания задатков взаимодействуют очень слитно. Так, биологические процессы, протекающие в организме человека, тесно связаны с воздействием окружающей среды и наследственными особенностями мышления, понимания, запоминания. Задатки невозможно задать в процессе обучения и воспитания. Их можно выявить в педагогическом процессе, но если нет условий для их проявления, – они просто незаметны. При создании одинаковых условий для развития задатков быстрота их раскрытия у всех детей различна. Например, возможна «взрывная» реализация задатка, т.е. способность на основе данного задатка формируется в течение нескольких недель, так может быть у вундеркиндов. В таких случаях говорят о высокой представленности задатка. Бывает иное, постепенное проявление задатка, медленное, но столь же полноценное, когда в течение длительного времени формируется хорошо выраженная способность.

Музыкальные задатки по-разному оцениваются педагогами и психологами. Чаще всего выделяют задатки элементарных музыкальных способностей – это основные сенсорные, интеллектуальные, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Яркие и насыщенные музыкальные задатки встречаются редко, поэтому о них говорят, как о единичных случаях проявления музыкальной одаренности.

В обучении игре музыкальном инструменте понятие задатков приближено к психологическому, здесь можно выделить следующие задатки:

Врожденные (в виде определенного строения руки, анатомо-физиологические у скрипача и пианиста).

2. Нейрофизиологические – в виде умения входить в определенные психические состояния, необходимые для погружения в музыку, для ее полноценного исполнения.

3. Психологические свойства личности, определяющиеся успешным профессиональным обучением, умением настроить себя на исполнительскую деятельность, «входить в образ» и т. п.

Способность является одним из проявлений задатка. Другим проявлением задатка являются склонности ребенка к конкретной деятельности. Они отражают общую направленность и устремленность его интересов. Склонности определяют личностную предпосылку в развитии способностей, т. к. побуждают к деятельности, в которой и будут развиваться способности. Следовательно, склонности можно назвать основным признаком активно формирующейся способности. Иногда склонности и способности могут давать ложные представления о перспективах деятельности ребенка. Склонности могут быть вызваны подражанием, внушением, модой, и ни каким образом не влиять на формирование способностей. У одаренных детей склонности могут раскрыться очень поздно, при уже ярко проявившихся способностях.

Музыкальные способности могут быть сложными и элементарными. Последние, такие как чувство музыкальной высоты, чувство ритма, лада помогают детям воспринимать музыку, петь, примитивно музицировать. Эти способности не определяют их индивидуальности в музыкальном творчестве. В свою очередь сложные музыкальные способности определяют в двльнейшем реализацию музыканта в профессиональной деятельности (чувство стиля, чувство формы, музыкальный талант).

Педагог должен видеть и диагностировать неодинаковое развитие музыкальных способностей ребенка и прогнозировать перспективы его музыкального становления. Важно вовремя отличить компенсирующие положительные развивающие способности и негативные, маскирующие компенсации. Для последних характерно наличие проблем в музыкально-слуховом или музыкально-двигательном развитии ребенка и его приспособление к требованиям педагога, а не изменение себя при изменении музыкальной деятельности. Формально требования выполняются, однако, при наличии негативной компенсации возникают барьеры для музыкального развития, разрушить которые достаточно трудно, но возможно через индивидуальную работу с ребенком.

Подводя итог вышесказанному, можно определить, что музыкальные способности возникают из музыкальных задатков, формируются у детей дошкольного возраста с разной скоростью. Важно вовремя выявить скрытые задатки и простимулировать развитие музыкальных способностей, а в дальнейшем с помощью индивидуального подхода в практической музыкальной деятельности развить имеющиеся у ребенка способности до максимально возможного уровня.

Активная музыкальная деятельность внутри сформированного музыкального воспитательного процесса развивает способности ребенка. Структурно организованный музыкальный воспитательный процесс с раннего детства ориентирует учителя на развитие слуха, ритмических форм и музыкальности у каждого воспитанника. Задачи музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства, возрастных особенностей, задатков и способностей дошкольников. Понимание возрастных особенностей, способностей и задатков музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 445;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.