Российская кооперация в международном кооперативном движении

Ранние деловые контакты кооператоров России с зару­бежьем относятся к 60-м годам XIX в., когда, во-первых, зачинатели отечественного кооперативного движения (Н. П. Баллин, С. Ф. Лугинин, Н. В. Верещагин и др.) активно изучали загра­ничный опыт, а во-вторых, отдельные наши кооперативы стали практиковать эпизодические закупки потребительских товаров на рынках Швейцарии, Франции, Англии, Египта.

Этим было положено начало развитию торгово-экономи­ческих отношений между кооперативами России, с одной сто­роны, и кооперативными организациями и частными фирмами зарубежных стран — с другой. Иные, некоммерческие, формы сотрудничества российская кооперация развивала, участвуя главным образом в деятельности Международного кооператив­ного альянса.

Первоначально в работе конгрессов МКА принимали уча­стие представители Санкт-Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товарищест­вах; они же избирались в состав Центрального комитета МКА.

IV конгресс Альянса (Париж, 1900 г.) совпал со Всемирной выставкой. Один из экспонатов на выставке, а именно изданный в Санкт-Петербурге труд «Обзор положения и деятельности по­требительных обществ в России по данным 1897 г.», был удостоен золотой медали. Петербургского кооператора И. Ф. Жеребятьева конгресс избрал членом Центрального комитета МКА.

Участие российской кооперации в международном коопе­ративном движении активизировалось после вступления в МКА Московского союза потребительских обществ. Решение о всту­плении в Альянс МСПО принял на своём VIII собрании уполно­моченных 15 марта 1903 г. Был уплачен годовой членский взнос в размере 3 фунтов стерлингов. 15 июня 1903 г. Исполнительный комитет МКА постановил принять МСПО в члены Альянса.

На конгрессах Альянса российскую кооперацию вообще и Московский союз в частности представляли такие извест­ные кооперативные деятели, как Д. С. Коробов, В. Н. Зельгейм, И. X. Озеров, В. Ф. Тотомианц, В.А. Перелёшин и др. По своим? убеждениям это были сторонники созидания новой жизни через кооперацию, её политического нейтралитета и независимости от государства.

Незадолго до начала Первой мировой войны членами МКА состояли 20 российских кооперативных организаций — как отдельные союзные объединения, так и первичные кооперативы нескольких видов, в их числе, например, Иваново-Вознесенское, Ростовское, Челябинское потребительские общества.

Кооператоры развивали и двусторонние связи. В августе-сентябре 1910 г. группа российских кооператоров совершила поездку в Германию, Англию и Бельгию с целью изучения опыта своих зарубежных коллег. Благодаря инициативе МСПО 18 представителей потребительской, кредитной и сельскохо­зяйственной кооперации смогли посетить крупнейшие коопера­тивные центры и встретиться с выдающимися кооператорами Запада, а попутно побывать на заседаниях VIII конгресса МКА в Гамбурге.

В1914 г. ещё более представительная делегация членов мас­лодельных артелей побывала в Англии и Дании, где знакомилась с опытом ведения сельского хозяйства и работой кооперативов. Поездка была организована Союзом сибирских маслодельных артелей, возглавлял делегацию старый народник и кооператор Н. В. Чайковский.

В этот период бурного роста кооперации в России её опыт начинает интересовать аграриев и кооператоров зарубежных стран. В 1913 г. конгресс США направил в Европу большую де­легацию для изучения сельского хозяйства и кооперации. В мае часть делегации в составе пяти человек прибыла в Москву, где посетила Московский союз потребительских обществ, Москов­ский народный банк, Ростокинское кредитное товарищество, Петровско-Разумовское потребительское общество, другие организации и учреждения. При знакомстве с деятельностью Московского городского народного университета имени А. Л. Ша-нявского гостей заинтересовали программы курсов по коопе­рации, американцы получили два тома лекций по кооперации, изданные университетом.

С началом Первой мировой войны связи между кооператив­ными организациями разных стран заметно ослабли, а между государствами, воюющими друг с другом, почти прекратились. После октябрьских событий 1917 г. в России МКА отказал­ся признать правомочия Центросоюза (ставшего советским) назначать новых представителей в руководящие органы МКА; Альянс морально поддерживал дореволюционных «старых» членов правления Центросоюза, оказавшихся за границей, и считал их законными представителями российской коопера­ции, в том числе в органах МКА. По сути же Альянс выражал свою солидарность с теми кооператорами внутри страны, кто так и не согласился с действиями большевистского прави­тельства по огосударствлению потребительской кооперации в России.

Когда Первая мировая война завершилась, страны Антанты объявили Советской России экономическую блокаду. Только в январе 1920 г. высший совет Антанты выразил готовность восстановить торговые отношения с русским пародом, причём минуя советское правительство, при посредстве кооперативных организаций России. Уже вскоре на пароходе в Лондон была дос­тавлена из России партия кооперативных товаров. Прибывшая в Лондон торговая делегация летом того же года учредила здесь внешнеторговую организацию — Всероссийское кооперативное акционерное общество (АРКОС), которая работала по доверен­ности Центросоюза. Однако кооперативной была только её вывеска, потому что за всей этой деятельностью стоял Народный комиссариат внешней торговли РСФСР.

Между тем ещё весной 1919г. был создан III Интернационал, программа и резолюции конгрессов которого содержали крити­ку «кооперативного социализма» и предусматривали замену в разных странах руководителей-реформистов в кооперативах коммунистами, революционерами.

С приходом коммунистов в правление Центросоюза там стали вынашивать идею создания, в противовес Международ­ному кооперативному альянсу, коммунистического объединения. В марте 1921 г. совет Центросоюза решил образовать междуна­родное организационное бюро по пропаганде идей Коминтерна среди рабочих-кооператоров зарубежных стран. В состав бюро вошли пять кооператоров-коммунистов. Один из них в органе Центросоюза — журнале «Союз потребителей» — опубликовал тогда даже «Проект Устава Международной Кооперативной Федерации». Проект остался неосуществленным.

Зато международная кооперативная конференция, состо­явшаяся 24 июня 1921 г. в Москве во время работы II конгресса Коминтерна, создала его кооперативную секцию из предста­вителей от России, Австрии, Германии и Болгарии. Всё это, во-первых, было связано с «большой политикой» подготовки «мировой революции» для свержения «мирового капитализма», а во-вторых, свидетельствовало о существовании в тот период реальной угрозы раскола международного кооперативного дви­жения на «белых» и «красных».

Открытый раскол был предотвращён в августе 1921 г., когда X конгресс МКА в Базеле, рассмотрев так называемый «русский вопрос», большинством голосов решил восстановить правомочия советского Центросоюза в Альянсе. Конгресс избрал в Центральный комитет МКА от российской кооперации новых людей — Л. Б. Красина и В. Н. Половцеву. Острота конфликта была временно снята.

В связи с голодом в Поволжье, грозившем 35 млн челове­ческих жизней, правление Центросоюза обратилось к данному конгрессу с просьбой оказать немедленную помощь. Конгресс принял резолюцию «Об оказании помощи голодающим России». Средства, поступившие в Международный кооперативный аль­янс от кооператоров разных стран, составили несколько тысяч фунтов стерлингов и были переданы Центросоюзу.

В период новой экономической политики Центросоюз СССР возобновил собственные экспортно-импортные операции. В со­ответствии с решениями директивных органов в 1930-х годах внешнеэкономические связи кооперации были прекращены, но с середины 50-х годов получили значительное развитие.

Удалось возродить традиционные контакты с зарубежными кооперативными организациями: обмен делегациями, изучение передового опыта, участие в качестве гостей в кооперативных съездах, посещение международных выставок.

Только в 20-40-х годах прошлого века в СССР побывали крупнейшие лидеры кооперативного движения Запада, вклю­чая Ш. Жида, Э. Пуассона, П. Д. Уорбасса, а в 1922 и 1944 гг. — представительные официальные делегации Международного кооперативного альянса.

В 1956 г. в Москве состоялись заседания Центрального и Исполнительного комитетов Альянса. В 1980 г. столица нашей страны стала местом проведения XXVII конгресса МКА.

Что касается деятельности представителей Центросоюза СССР в органах МКА, то в течение нескольких десятилетий, особенно в период холодной войны, она была непоследователь­ной, противоречивой.

С одной стороны, подталкиваемые партийным аппаратом, эти представители ополчились против принципа политического нейтралитета кооперации, пытались проводить в международ­ном кооперативном движении линию классовой борьбы, рас­сматривали идеи кооперации в их «чистом» виде как проповедь «кооперативного рая» на земле, демагогически требовали от кооперативных движений западных стран того, чего не было в собственной стране (демократия для трудящихся, борьба с мо­нополиями, снабжение пайщиков дешёвыми товарами и т. п.).

Случалось, что лидеры кооперации Запада объявлялись платными «агентами империалистов» в кооперативном движе­нии; а эти лидеры в свою очередь ставили под сомнение подлин­ность кооперации в странах советского блока.

С другой стороны, представители Центросоюза СССР в рамках Альянса проводили и положительную работу. В 1960-х годах они деятельно участвовали в пересмотре принципов ме­ждународного кооперативного движения, добивались отказа от мнимого принципа политического нейтралитета кооперативов вплоть до его исключения из Устава МКА.

Длительное время в Альянсе существовали три неравно­правные категории членства, ставившие представителей мо­лодых независимых стран в положение простых наблюдателей с совещательным голосом (членов-корреспондентов), тогда как правом решающего голоса обладали прежде всего кооператив­ные деятели западных стран (коллективные и индивидуаль­ные члены). Одна лишь Великобритания имела в руководящих органах МКА больше голосов, чем все страны Азии, Африки и Латинской Америки, вместе взятые. Благодаря усилиям представителей Центросоюза СССР и кооперативных организаций некоторых других стран такой несправедливости был положен конец. XXV конгресс Альянса в Варшаве (1972 г.) отменил дис­криминационные категории членства и ввел единое членство в МКА. Кооперативные организации развивающихся стран уже тогда стали составлять более половины общего числа членов Альянса.

Центросоюз СССР содействовал осуществлению программ кооперативного развития в афро-азиатских и латиноамери­канских странах. Основным направлением такого содействия явилось оказание молодым государствам помощи в подготовке национальных кооперативных кадров на базе Московского коо­перативного института (ныне Российский университет коопе­рации).

В последнем десятилетии XX в. международное коопера­тивное движение вступило в новый, современный этап своего развития. Началась своеобразная перестройка деятельности самого МКА: принят его новый устав, чётко сформулированы нравственные ценности и пересмотрены принципы кооперации, изменена организационная структура Альянса. Факты говорят о решимости обновлённого МКА собственными методами раз­нообразить и усилить меры содействия национальным коопе­ративным движениям.

В мае 1992 г. в Международный кооперативный альянс был принят Центросоюз Российской Федерации. Он представляет интересы своих организаций-членов в международном коо­перативном движении в соответствии с делегированными ему полномочиями. Представители российской кооперации приняли участие в международных кооперативных форумах и в работе ряда специализированных организаций Альянса.

Центросоюз поддерживает международные связи в раз­личных формах с национальными кооперативными организа­циями многих стран, в том числе, конечно, и стран ближнего зарубежья.

Центросоюз стремится использовать проверенные временем старые и новые взаимовыгодные формы межкооперативного сотрудничества. В структуре Центросоюза имеется Управление международных связей. Центросоюз придаёт большое значение расширению внешнеэкономических связей, деловых и друже­ских контактов с зарубежными кооператорами.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. предусматривает развитие внешнеторговой деятельности потребительской кооперации, а именно: 1) развитие экспортной торговли (создание на базе высококачественной продукции потребительской кооперации единого торгового бренда, осуществление централизованного вывоза продукции заготовительной деятельности и высококаче­ственной натуральной продукции производства потребительской кооперации); 2) развитие импортной торговли (организацию ввоза необходимого потребительской кооперации оборудования 1 и товаров для кооперативной торговой сети, закупаемых у круп­ных производителей в значительных объёмах на льготных ус­ловиях). Предусматривается также развитие приграничной торговли. Не потеряли своего значения международный обмен информацией и опытом работы кооперативных организаций, ме­ждународное сотрудничество в деле повышения квалификации кооперативных кадров.

Начало XXI в. ознаменовалось выходом на международный уровень и некоторых недавно возникших кооперативных сие тем России. Лига кредитных союзов России — самое крупно объединение кредитных потребительских кооперативов стра­ны — принята в члены Всемирного совета кредитных союзов. Некоммерческое партнёрство «Гильдия народных коопера­тивов России» вступило в Международный союз по жилищному финансированию.

Участие кооперативных организаций России в международ­ном кооперативном движении преследует гуманную цель — воз рождение в нашем Отечестве подлинной кооперации, повышении её роли в Российском государстве.

 

 








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 2213;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.