Теории марксизма и маржинализма в трудах российских ученых
Распространение марксизма в России началось с 70-х годов XIX века. Активную роль в пропаганде марксистского экономического учения сыграл Г.В. Плеханов(1856—1918). Будучи студентом, он вступил в народническую организацию "Земля и воля". Плеханов одним из первых увидел, что в России бурно развивается капитализм, русский пролетариат выходит на арену классовой борьбы, и народничество уже не отражает новые экономические реалии. В 1883 году в Женеве начинает действовать русская социал-демократическая группа "Освобождение труда". Ее организаторы: Г В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В Н. Игнатов и Л Г. Дейч видели главную задачу в пропаганде научного социализма в России и подготовке к созданию русской рабочей социал-демократической партии. В качестве экономических требований выдвигались:
- радикальный пересмотр аграрных отношений, т.е. условий выкупа земли и наделения ею крестьянских обществ;
- устранение существовавшей податной системы и установление прогрессивного подоходного налога;
- законодательное регулирование отношений рабочих (городских и сельских) с предпринимателями и организация соответствующей инспекции с представительством от рабочих;
- государственная помощь производительным ассоциациям, организующимся во всевозможных отраслях земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленности.
Важную роль в развитии марксистского экономического учения в России сыграл В.И. Ленин (Ульянов)(1870—1924).
В работе "Развитие капитализма в России" (1899) В.И. Ленин подвел итоги более ранним исследованиям пореформенной экономики России.
Ленин доказывает, что рынок создается самим развивающимся капитализмом, который усугубляет общественное разделение труда и делит производителей на капиталистов и рабочих. В процессе развития товарного производства от земледелия отделяются отрасли обработки сырья. Постепенно они образуются в самостоятельные отрасли промышленности, обменивающие свои продукты (теперь уже товары) на продукты земледелия. Земледелие становится промышленностью, т.е. отраслью хозяйства, производящей товары, в отличие от прежнего натурального хозяйства. Общественное разделение труда есть основа всего процесса развития товарного хозяйства и капитализма. В своей работе Ленин уделил особое внимание взглядам Адама Смита на производство и обращение общественного продукта в капиталистическом обществе и обоснованию теории реализации К. Маркса.
Заметный вклад сделан Лениным и в развитие аграрной экономической теории. Этим вопросам посвящены работы: 'Закон" убывающего плодородияпочвы", "Теория ренты", "Машины в сельском хозяйстве" и др.
Оформление социал-демократии в России совпало с возникновением в Германии течения, настаивающего на пересмотре (ревизии) теории Маркса и Энгельса. Основателем ревизионизма стал Эдуард Бернштейн, которого в России поддержали Петр Струве, М.И.Туган-Барановский и С.Н.Булгаков.
С начала XX в. марксизмом были утрачены ведущие позиции в русской экономической мысли, занятые в 1890-е годы. К влиянию ревизионизма и постепенно проникавших в академическую среду теорий предельной полезности и предельной производительности добавилось разочарование в революционных и социалистических идеалах, с особой резкостью выраженное в вызывающих эссе ошеломившего интеллигенцию сборника «Вехи» (1909). Большинство авторов «Вех» в молодости входили в круг «легального марксизма». Трое из них - П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и А.С. Изгоев - стали профессорами политэкономии и членами основанной в 1905 г. партии кадетов, которая объединяла интеллигенцию без социалистической окраски. Университетская политическая экономия в России стала постепенно примыкать к различным направлениям маржинализма, которые тогда получили известность в России как психологическая и математическая школы.
Социал-демократическая рабочая партия раскололась в 1903 г. на более умеренное и последовательно западническое направление «меньшевиков» во главе с Ю.О. Мартовым-Цедербаумом и Г.В. Плехановым и крыло «большевиков» во главе с В.И. Ульяновым-Лениным, сформулировавшем свою цель: «Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию».
Этой цели была подчинена дальнейшая деятельность экономиста Владимира Ильина (Ленина). Ленинская доктрина подразумевала отказ от какого-либо пересмотра марксизма и непримиримую критику идейных противников.
Ленинский марксизм без ревизионизмаподытожило учение об «империализме как высшей стадии капитализма и кануне пролетарской революции», сформулированное Лениным в годы мировой войны. Ключевой для характеристики империализма как новой и «последней» стадии мирового капиталистического развития Ленин признал категорию «финансового капитала», выведенную ведущим экономистом-теоретиком II Интернационала Р. Гильфердингом.
В своих работах «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Империализм и раскол социализма» В.И.Ленин сформулировал «троякую особенность империализма»: 1) империализм как монополистический капитализм; 2) империализм как паразитический и загнивающий капитализм; 3) империализм как умирающий капитализм, канун социалистической революции.
Он дал определение империализма, охарактеризовав его пятью основными признаками: «1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами».
Ленин вывел свое определение социализма как государственно-капиталистической монополии, обращенной революционным переворотом и диктатурой пролетариата «на пользу всего народа» Он выдвинул тезис о том, что война превратила капитализм в «высшую планомерную форму его — государственно-монополистический капитализм» и тем самым «необычайно приблизила человечество к социализму... С таким теоретическим багажом большевики-ленинцы пришли к власти в Октябре семнадцатого, намереваясь «исключительно в расчете на мировую революцию» осуществить построение социалистического планового хозяйства.
Последние десятилетия XIXв. - первая четверть XX в. стали периодом подъема отечественной экономической науки. Это было связано с бурным хозяйственным развитием, прежде всего с ростом промышленности, банковской сферы, транспортной системы и т.д. Развитие экономики стимулировало исследования в области конкретной экономики, резко увеличилось число учебников по экономике, а в 1903 году в петербургском политехническом институте был создан первый в России экономический факультет. Можно назвать целую плеяду русских экономистов дооктябрьского периода: С.Н.Булгаков, В.К.Дмитриев, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др. Благодаря этим ученым, российская экономическая наука накопила огромный интеллектуальный потенциал, который проявился в 20-е годы в работах их учеников Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, Г.А,Фельдмана, Е.Е.Слуцкого и многих других.
Важной чертой российской экономической науки была ее своеобразная универсальность: экономические проблемы рассматривались в русле проблем философских, социологических, исторических и религиозных. Это нашло свое отражение и в трудах таких ученых как М.И.Туган-Барановский и С.Н. Булгаков.
У обоих экономистов можно найти много общих черт: оба отдали должное марксизму, критически переосмыслили его, хотя и с различных позиций, попытались определить контуры политэкономии, непосредственно базирующейся на определенном этическом принципе. М.И. Туган-Барановский" соединил в себе ученого-экономиста и социального философа, озабоченного проблемой построения нового общества, которое бы отвечало кантианскому принципу верховной ценности человеческой личности. Как ученый-экономист он стремился познать объективные законы капиталистической экономики и сделал немало в таких областях, как теория ценности, рынков и кризисов, история народного хозяйства и экономической мысли. Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) родился в Харьковской губернии в дворянской семье, окончил естественный и юридический факультеты Харьковского университета, в 1894 г. в Московском университете защитил магистерскую диссертацию, а в 1898 г. — докторскую диссертацию.
Туган-Барановский полагал, что признание труда основой стоимости, возможность сравнения всех видов труда и их объединения в понятие общественного труда и есть признание верховной ценности человеческой личности.
Именно человек определяет субъективную полезность данного блага, оно становится ценным не само по себе, а в оценке человека. Важным моментом в рассуждениях ученого было утверждение, что субъективная ценность блага зависит от его количества, а оно в свою очередь для свободно воспроизводимых товаров — от объема затраченного труда. Здесь и обнаруживается возможность соединения двух моментов: объективного и субъективного.
Вклад Туган-Барановского в собственно экономическую теорию связан с разработкой проблем реализации, циклов и кризисов, денег. Проблеме циклов посвящена его первая крупная работа — «Периодические промышленные кризисы» (1894), в которой, опираясь на статистический материал по истории промышленных кризисов в Англии и критический анализ предшествующих теорий рынка, ученый предложил разрешение проблемы реализации для случая расширенного производства и объяснение периодичности кризисов и механизма циклов.
Туган-Барановский предложил собственное решение проблемы рынка. Он утверждает, что потребление не является единственным и главным фактором, определяющим размеры рынка. Они зависят, прежде всего, от спроса на средства производства. Речь идет о признании лидирующей роли инвестиций в развитии циклического процесса.
В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году - "Социализм как положительное учение", где ученый описывает свои взгляды на социализм.
М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:
• государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
• синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц,
• коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.
Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделял экономическим циклам, выделяя в промышленном производстве две фазы:
• в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;
• во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.
Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.
Важную роль в развитии кризиса, а также в восстановлении пропорций Туган-Барановский отводил кредиту. Согласно этой теории кризису предшествует финансовая паника, вызванная исчерпанием резервов ссудного капитала, а подъему – восстановление этих резервов. Ученый сравнивал этот процесс с паровой машиной, в которой капитал - пар, который, расширяясь, двигает поршень - промышленность. Его модель была первой и самой оригинальной моделью цикла, в основе которой лежало соотношение между сбережениями и инвестициями.
Таким образом, в противовес марксистскому тезису о внутренней обреченности капитализма как экономической системы, Туган-Барановский пришел к выводу о жизнеспособности капитализма как системы хозяйства. Более того, он считал, что развитие капитализма является прогрессивным и неизбежным явлением в таких странах, как Россия. Однако это не означает, что Туган-Барановский отказался от критики капитализма. Он критиковал капитализм с социально-нравственных позиций. Основное противоречие капитализма состояло, по мнению Туган-Барановского, «в том, что капитализм, обращая человеческую личность в средство, в раба вещей, в то же время ведет к распространению и укреплению общественно-морального сознания, признающего личность верховной ценностью общественной жизни». И это позволяло поставить вопрос о переходе к социализму как о сознательном процессе.
Универсализм в подходе к анализу экономических явлений, интерес к проблеме общественного идеала и социальная направленность экономических исследований проявилось и в наследии другого выдающегося русского религиозного мыслителя, философа и экономиста С.Н. Булгакова. Он, как и Туган-Барановский, был приверженцем легального марксизма и сторонником этического подхода к характеристике экономических явлений, но в отличие от последнего это была не этика Канта, а этика христианства. В этом уникальность Булгакова, его особое место в истории отечественной политэкономии.
Он стремится к созданию цельного религиозно-экономического миросозерцания. Речь шла о том, чтобы подчинить политическую экономию этическим принципам христианства.
Преодоление разрыва между материальной и духовной сферами связано для Булгакова с признанием свободы человека христианской ценностью. При этом он утверждал, что осуществление свободы для отдельного человека невозможно в условии бедности, навязанной обстоятельствами жизни, которые не зависят от человека. В этом случае бедность рассматривается как противостоящая свободе. При таком понимании богатство становится необходимым условием осуществления свободного выбора. Булгаков говорит о богатстве не в индивидуалистическом, а в народнохозяйственном смысле, как о некотором общем условии существования общества.
Он видел практический смысл политэкономии в указании путей роста народного богатства как условия духовного развития общества и личности. Социально-экономическую политику, подчиненную этой цели, Булгаков назвал идеализмом.
В области практической политики идеализм Булгакова представлял попытку реализации политического требования свободы личности, подкрепленную расширением вмешательства государства в экономику с целью преодоления хаотической и стихийной организации хозяйства того времени.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 323;