Социально-экономическое развитие пореформенной России
Социально-экономическое развитие пореформенной Россииотличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капитализма. «Великая реформа» 1861 г. и серия последующих либеральных реформ, стали порождением целого комплекса факторов и, в первую очередь, структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX века. Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттока значительной части населения из сельского хозяйства. Социально-политические реформы 1860 – 1870-х гг., начавшиеся с отмены крепостного права, сыграли огромную роль, создав правовые, социальные, культурные и пр. условия для социально-экономического развития страны. Либеральные преобразования 1860-70-х гг. значительно повлияли на социальные условия экономического развития и правовые основы хозяйственной деятельности в стране.
Промышленное развитие в пореформенной России носило сложный и противоречивый характер. С одной стороны, развитие капитализма сопровождалось экспроприацией мелких товаропроизводителей: мелкое товарное производство, основанное на ручном труде, не выдерживало конкуренции крупного, базировавшегося на машинной технике и более производительного. С другой стороны, не только сохранялись, но параллельно росту крупной промышленности развивались и низшие формы промышленного производства - мелкотоварное и мануфактурное.
В то же время шел процесс завершения технического переворота в главных отраслях промышленности. Однако и после промышленного переворота Россия оставалась аграрной страной, импорт играл основную роль в снабжении страны машинной техникой. Социальным последствием промышленного переворота было интенсивное формирование пролетариата и промышленной буржуазии. Традиционные рабочие кадры (Урал), вольнонаемные рабочие из мещан и крестьян стали основными источниками формирования пролетариата в промышленности. Буржуазия пополнялась как за счет крестьянства, так и за счет мещан.
В пореформенные годы значительно вырос товарооборот в промышленности, чему способствовало появление и расширение сети железных дорог. Для России, страны с огромными пространствами, железные дороги имели громадное не только хозяйственное, но и стратегическое значение: тяжелые последствия бездорожья особенно ярко проявились в годы Крымской войны. В начале 1870-х гг. в результате строительства железных дорог центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей. Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны. На рубеже 1870 - 80-х гг. началось строительство железных дорог и на окраинах Европейской России.
Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса.
За время промышленного подъема 1890-х гг. выпуск продукции крупной промышленности удвоился. Темпы промышленного роста России превосходили показатели Германии и США. Мелкая промышленность продолжала развиваться, но по стоимости продукции крупное производство в те годы обогнало мелкую промышленность.
В помещичьих и зажиточных крестьянских хозяйствах стали применяться улучшенные сельскохозяйственные орудия и машины на конной тяге. После реформы помещики больше продавали земли, чем покупали, и больше земли сдавали в аренду, чем использовали сами в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне платили деньгами или отработкой. Отработочная система хозяйства стала переходной от барщинной к капиталистической. В результате развития капиталистических отношений в деревне стали формироваться сельская буржуазия и пролетариат.
Мировой аграрный кризис 1880-90-х гг., приведший к снижению цен на хлеб, болезненно сказался на сельском хозяйстве России. Правительство вновь попыталось законсервировать крепостнические пережитки в деревне. Увеличивалась задолженность помещиков земельным банкам и продажа ими земли. Разложение крестьянства в деревне сопровождалось усилением противоречий между зажиточной и бедняцкой частью сельского населения и обострялось ростом малоземелья.
Социальное напряжение в деревне приводило к росту крестьянских выступлений. Особой остроты и размаха они достигли в середине 1880-90-х гг. Основными требованиями крестьян были: возвращение земель, отрезанных помещиками во время реформы, ослабление налогов и повинностей, избавление от полицейской опеки и сословной неравноправности. Участились забастовки сельскохозяйственных рабочих на юге России и на Украине. Стандартным ответом правительства на крестьянские волнения были отправка регулярных войск и казаков.
В целом состояние экономики России отражало существенные противоречия пореформенного развития страны – между индустриальным ростом и аграрным отставанием, курсом на промышленную модернизацию и сдерживанием социально-политического развития в 80-90-х годах.
6.7 Развитие общественно-политической мысли
в России во второй половине XIX в.
Переходный характер экономики и социальной структуры 1860-80-х гг., противоречивость политической и экономической модернизации страны, толкали различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу. Обнищание части крестьянства в условиях рыночных отношений переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от ужасов капитализма, создавало условие для распространения социалистических идей.
Определенное влияние на развитие общественно-политической мысли оказывали теории, проникавшие в страну с Запада. В частности, некоторое распространение получили идеи социализма, в том числе в форме бланкизма и марксизма. Вера в особое историческое предназначение, мессианизм русской интеллигенции, в способность указать народу и стране путь к спасению, жертвенность, стремление к уравнительной справедливости, способствовали активизации деятельности интеллигенции. Идеализм русской интеллигенции, ее вера в силу идеи, особое отношение к духовной жизни, просветительство.
Характер и уровень развития общественного сознания широких слоев населения, общинного крестьянства, наемных рабочих, мелких городских собственников, средних и крупных предпринимателей, не позволяли одним выйти за рамки стихийных и локальных выступлений, подняться до участия в политическом процессе.
Представители консерватизма - государственные деятели, литераторы и философы - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, в своих работах развивали традиции Погодина, и Уварова. Это направление не было единым в идейном отношении. Но для всех был характерен ряд общих идейных установок:
1. во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;
2. основным идеологическим принципом оставалась формула - самодержавие, православие, народность; основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;
3. отрицалась необходимость культурной европеизации России, т. к. она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;
4. подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;
5. сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.
В то же время некоторая часть консерваторов осознавала неизбежность перемен. Различные представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 1860-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.
Видными деятелями либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции - Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев. Но определенное место в либеральном движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе министры - М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза, пытавшихся в своей государственной деятельности осуществлять некоторые свои убеждения.
Идейные установки либералов характеризовались необходимостью:
1. утверждения либеральных прав и свобод, защиты частной собственности;
2. создания представительных органов власти;
3. утверждения конституционной монархии;
4. европеизации Россию, распространения образования и научных знаний;
5. дальнейшей эволюции путем реформ сверху;
6. недопущения как репрессий и произвола самодержавия, так и революционного насилия радикальной интеллигенции;
7. просвещения народа, формирование личного начала в народной среде, воздействие на власть, склонение ее к продолжению либеральных реформ мирными средствами.
Русский либерализм, так же как и консерваторы не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.
Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы либерализма в России - передовая часть земского дворянства и интеллигенции. Русский либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его также отношение к самодержавию, в котором либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя социальную и политическую стабильность.
Российский либерализм не был единым. Одним из течений был западнический либерализм (Б.Н. Чичерин, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западноевропейского пути, настаивали на необходимости изживания самобытничества и мирного вхождения в европейскую цивилизацию.
Другие либеральные деятели, например, К.Д. Кавелин пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (гражданским обществом, правами и свободой личности).
В 1860-е гг. в России зарождается народническое движение, в котором выделяется революционное народничестве. Его основоположники А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский основные теоретические положения:
1. отрицание исторического значения капитализма, недопущение его развития в России;
2. стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
3. формирование справедливого общества, обеспечивающего всестороннее развитие личности;
4. идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
5. представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по природе;
6. критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
А.И. Герцен развил теорию «русского социализма»:
1. сельская община с ее коллективизмом и самоуправлением – прообраз социализма;
2. России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;
3. преобразования необходимо провести с помощью радикальных реформ сверху;
4. нужно ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;
5. следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.
Народничество, не смотря на то, что в своей основе имело единую идеологическую основу – идея крестьянского социализма – не было единым и быстро распалось на три течения. Свои идейные особенности имело каждое из них. Бунтарское (анархистское) направление, лидером которого был М. Бакунин, рассматривало крестьянина как готового к революции бунтаря. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство - это источник эксплуатации, который надо уничтожить и заменить на союз самоуправляющихся общин.
П. Лавров как лидер пропагандистского направления утверждал, крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию.
Сторонники заговорщического направления (лидер П.Ткачев) считали, что крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти, что даст толчок революции.
Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 60-х гг. Первой крупной организацией народников стала «Земля и воля» (1861-1864 гг.). Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола». Но в 1864 г. в период репрессий и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась.
В 1860 - 70-е гг. действовали различные революционные организации: «ишутинцы» (по имени ее руокводителя), которая в 1866 г. организовала покушение на Александра II. «Народная расправа», созданная революционным фанатиком С.Г. Нечаевым, который отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. «Большое общество пропаганды» («чайковцы»), возглавляемое М.А Натансоном, С.Л. Перовской, П.А. Кропоткиным. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т.н. «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.
«Земля и воля» (1876-1879), которой руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым проведение агитации словом и делом; акции по привлечению в свои ряды офицеров, чиновников, убийство представителей власти.
Землевольцы стали создавать поселения народников в деревне. Хождение в народ не дало результатов. В 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы «Черный передел», во главе с Г.В. Плехановым, и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора, образовавших «Народную волю».
«Черный передел» (1879-1882 гг.). целью своей деятельности считал подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» - первую русскую социал-демократическую организацию.
Партию «Народная воля» (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов).
Народовольцы ставили своей целью:
1. революционный захват власти;
2. созыв Учредительного собрания;
3. утверждение политических свобод;
4. построение, в перспективе, общинного социализма.
Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.
Либеральное (реформаторское) народничество сформировалось в 1880-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества в интеллигентской среде (В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Н.К. Михайловский и др.)
Теоретики либерального народничества осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы контрреформ получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика малых дел, призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.
В конце века зарождается русская социал-демократия. Ее возникновение связано с разочарованием части интеллигенции в идеологии народничества, которое не сумело поднять народ на борьбу за идеалы социализма, не смогло преодолеть пропасть, которая существовала между интеллигенцией и народом.
Первой социал-демократической организацией в России стала группа «Освобождение труда», созданная в 1883 г. Г.В. Плехановым, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич, Л.Г. Дейчем в Женеве. Ее целью являлась подготовка социалистической пролетарской революции. Группа занималась переводами на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, проводила анализ политических процессов в России с позиций марксизма. Плехановым были написаны первые русские марксистские работы, в которых доказывалась неизбежность разложения крестьянской общины и утверждения капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания социал-демократической партии. С конца 80-х гг. группа «Освобождения труда» стала принимать участие в деятельности II Интернационала.
Первые марксистские кружки в России возникли в 1880-е гг. (кружки Д.И. Благоева, М.И. Бруснева, Н.Е. Федосеева). Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Но в середине 90-х гг. количество кружков возросло, появилось стремление к их объединению в подпольную партию и организации пропаганды в пролетарской среде.
Власть в условиях отсутствия политических свобод стремилась не допустить организационного оформления общественно-политических течений, порождая крайние, радикальные формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору. Главным участником общественного движения стала интеллигенция.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 119;