Б) в особо крупном размере, -
Примечания.1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти рублей.
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 (ред. от 16 мая 2017 г.) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»
Среди хищений чужого имущества кража является наиболее распространенной формой хищения. Закон определяет кражу как тайное хищение чужого имущества.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения конкретной формы собственности, определяемой принадлежностью имущества.
Объективная сторона кражи состоит в активных действиях направленных на тайное похищение чужого имущества. Состав по конструкции материальный.
Хищение чужого имущества признается тайным, если оно совершается:
1) скрытно от потерпевшего, лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество;
2) либо совершается в присутствии окружающих посторонних лиц или самого владельца имущества, но незаметно для них.
3) в тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.
4) если присутствующее при незаконном изъятии чужого имущества лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как кражу чужого имущества. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по статье 161 УК РФ.
Так, действия Е., который, помогая разгружать автомашину с продуктами, на виду у покупателей взял два батона колбасы и вышел с ними из магазина через торговый зал, были квалифицированы как открытое хищение государственного имущества. Допрошенные очевидцы заявили, что приняли виновного за работника магазина, выполнявшего какое-то поручение администрации. Вышестоящим судом действия Е., были справедливо переквалифицированы на тайное хищение.
Не образуют состава кражи противоправные действия, направленные на завладение чужим имуществом не с корыстной целью, а, например, с целью его временного использования с последующим возвращением собственнику либо в связи с предполагаемым правом на это имущество. В зависимости от обстоятельств дела такие действия при наличии к тому оснований подлежат квалификации по статье 330 УК РФ или другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
В тех случаях, когда незаконное изъятие имущества совершено при хулиганстве, изнасиловании или других преступных действиях, необходимо устанавливать, с какой целью лицо изъяло это имущество. Если лицо преследовало корыстную цель, содеянное им в зависимости от способа завладения имуществом должно квалифицироваться по совокупности как соответствующее преступление против собственности и хулиганство, изнасилование или иное преступление.
При краже виновный не обладает какими-либо правомочиями в отношении похищаемого имущества. Но в отдельных случаях может иметь доступ к нему, в связи с выполняемой работой. В случае если на рядового работника будут возложены полномочия материально ответственного лица, выполняющего функции по распоряжению, управлению, учету или хранению соответствующего имущества, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 160 УК как присвоение или растрату чужого имущества, вверенного виновному. Доказательством наличия таких полномочий может служить официальный документ о наделении рядового работника такими полномочиями (приказ по предприятию, решение правления кооператива, товаротранспортная накладная, доверенность и др.).
Состав кражи по конструкции материальный.Кража считается оконченной, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом).
Так, если хищение имущества совершается с охраняемой территории предприятия, базы, учреждения, то оно признается оконченным, когда у виновного возникает реальная возможность пользоваться или распоряжаться имуществом по своему усмотрению, то есть за пределами охраняемой территории. В случае совершения кражи с неохраняемой территории кража признается оконченной с момента изъятия чужого имущества, поскольку виновному не надо совершать каких-либо дополнительных действий по завладению имуществом.
На практике нередко кража «перерастает» в иные преступления. Если в ходе совершения кражи действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем имущества либо другими лицами, однако виновный, осознавая это, продолжает незаконное изъятие имущества или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия – как разбой.
Субъективная сторона кражи характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что тайным способом незаконно и безвозмездно изымает чужое имущество, предвидит, что в результате его действий собственнику или владельцу имущества будет причинен материальный ущерб и желает причинить такой ущерб.
В ряде случаев корыстные мотив и цель могут отсутствовать в сознании лица, который принимает участие в краже группой лиц по предварительному сговору. Являясь соисполнителем преступления, субъект может руководствоваться такими побуждениями, как ложно понятые интересы дружбы, опасение возмездия со стороны соучастников кражи и т.п. Однако если лицу было заведомо известно, что он принимает участие в краже, то он будет нести ответственность за групповое хищение путем кражи. Тот факт, что у лица был иной мотив, это может быть учтено судом при назначении наказания в сторону смягчения приговора.
Мотив преступления корыстный (как правило), цель обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц.
Субъект преступления – лицо вменяемое, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет.
Часть 2 ст. 158 УКпредусматривает ответственность за деяние совершенноеа) группой лиц по предварительному сговору, б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, в) с причинением значительного ущерба гражданину, г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившимся при потерпевшем.
Совершение кражи группой лиц по предварительному сговору означает, что в ней участвовали два и более лица, заранее договорившиеся о совместном ее совершении. Это значит, что два и более лица должны обладать признаками субъекта преступления. Если же один из участников лицо вменяемое, достигшее 14 лет, а остальные не достигли указанного возраста и были использованы субъектом в роли орудий преступления, кражу следует квалифицировать как совершенную одним лицом (посредственное исполнение).
Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовал в совершении хищения чужого имущества, содеянное исполнителем преступления не может квалифицироваться как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях в силу части третьей статьи 34 УК РФ действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на статью 33 УК РФ.
При квалификации действий виновных как совершение хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору следует выяснять, имел ли место такой сговор соучастников до начала действий, непосредственно направленных на хищение чужого имущества, состоялась ли договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла, а также какие конкретно действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления.
Исходя из смысла части второй статьи 35 УК РФ уголовная ответственность за кражу совершенную группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие участники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, лицо не проникало в жилище, но участвовало во взломе дверей, запоров, решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозило похищенное, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), содеянное ими является соисполнительством и в силу части второй статьи 34 УК РФ не требует дополнительной квалификации по статье 33 УК РФ.
Действия лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т. п., надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном в форме пособничества со ссылкой на часть пятую статьи 33 УК РФ.
При квалификации действий двух и более лиц, похитивших чужое имущество путем кражи, грабежа или разбоя группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, судам следует иметь в виду, что в случаях, когда лицо, не состоявшее в сговоре, в ходе совершения преступления другими лицами приняло участие в его совершении, такое лицо должно нести уголовную ответственность лишь за конкретные действия, совершенные им лично.
Кража, совершенная группой лиц без предварительного сговора, квалифицируется по ч. 1 ст. 158 УК, однако групповой способ совершения преступления суд вправе признать обстоятельством, отягчающим наказание (абз. 3 п. 12 названного Постановления в редакции от 06.02.2007 № 7).
Если лицо совершило кражу посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, его действия (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) следует квалифицировать по части первой статьи 158 УК РФ как непосредственного исполнителя преступления.
Лицо, организовавшее преступление либо склонившее к совершению кражи заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления, в соответствии с частью второй статьи 33 УК РФ несет уголовную ответственность как исполнитель содеянного. При наличии к тому оснований, предусмотренных законом, действия указанного лица должны дополнительно квалифицироваться по статье 150 УК РФ.
В тех случаях, когда группа лиц предварительно договорилась о совершении кражи чужого имущества, но кто-либо из соисполнителей вышел за пределы состоявшегося сговора, совершив действия, подлежащие правовой оценке как грабеж или разбой, содеянное им следует квалифицировать по соответствующим пунктам и частям статей 161, 162 УК РФ (эксцесс исполнителя).
Незаконное проникновение в помещение или иное хранилище означает более опасную разновидность преступления и является квалифицирующим признаком кражи (здесь сразу же рассмотрим и незаконное проникновение в жилище, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ).
Под незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище следует понимать противоправное тайное или открытое в них вторжение с целью совершения кражи. Проникновение в указанные строения или сооружения может быть осуществлено и тогда, когда виновный извлекает похищаемые предметы без вхождения в соответствующее помещение.
Например, М. с помощью палки вытащил в открытое окно квартиры, расположенной на первом этаже, барсетку, стоящую на столе в комнате. Суд обоснованно посчитал в данном случае наличие в деянии признака незаконного проникновения в жилище.
Решая вопрос о наличии в действиях лица, совершившего кражу, признака незаконного проникновения в жилище, помещение или иное хранилище, судам необходимо выяснять, с какой целью виновный оказался в помещении (жилище, хранилище), а также когда возник умысел на завладение чужим имуществом. Если лицо находилось там правомерно, не имея преступного намерения, но затем совершило кражу, грабеж или разбой, в его действиях указанный признак отсутствует.
Этот квалифицирующий признак отсутствует также в случаях, когда лицо оказалось в жилище, помещении или ином хранилище с согласия потерпевшего или лиц, под охраной которых находилось имущество, в силу родственных отношений, знакомства либо находилось в торговом зале магазина, в офисе и других помещениях, открытых для посещения гражданами.
В случае признания лица виновным в совершении хищения чужого имущества путем незаконного проникновения в жилище дополнительной квалификации по статье 139 УК РФ не требуется, поскольку такое незаконное действие является квалифицирующим признаком кражи.
Если лицо, совершая кражу, незаконно проникло в жилище, помещение либо иное хранилище путем взлома дверей, замков, решеток и т.п., содеянное им надлежит квалифицировать по соответствующим пунктам и частям статей 158 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 167 УК РФ не требуется, поскольку умышленное уничтожение указанного имущества потерпевшего в этих случаях явилось способом совершения хищения при отягчающих обстоятельствах.
Если же в ходе совершения кражи было умышленно уничтожено или повреждено имущество потерпевшего, не являвшееся предметом хищения (например, мебель, бытовая техниками другие вещи), содеянное следует, при наличии к тому оснований, дополнительно квалифицировать по статье 167 УК РФ.
Жилище – индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Обособленные помещения, не предназначенные для проживания нельзя признавать жилищем (баня; гараж, погреб и т.п.)
Помещение – это строение, сооружение независимо от формы собственности, предназначенное для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Хранилище – это хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
Под это понятие не подпадают территории, акватории, предназначенные не для хранения материальных ценностей, а для выращивания какой-либо продукции (сады, огороды, выпасы для скота и т. п.) независимо оттого, что они могут быть под охраной
Например, В и Я., проникнув на территорию фруктового сада, принадлежащего колхозу, нарвали яблок и наполнили два мешка общим весом 60 кг. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, не признав в действиях В. и Я. квалифицирующего признака «незаконное проникновение в иное хранилище», указала, что «по смыслу закона «иное хранилище» – это особое устройство, место или участки территории, специально оборудованные или предназначенные для постоянного или временного хранения товарно-материальных ценностей. Другое назначение таких площадей (в данном случае сада – для выращивания яблок) не дает основания считать подобные участки хранилищем».
Причинение значительного ущерба гражданину является одним из квалифицирующих признаков кражи. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5000 тыс. руб.
Из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем.Виновный тайно изымает деньги или материальные ценности, облаченные их владельцем в любую материализованную оболочку (в целях сокрытия от постороннего взгляда), роль которой может выполнять одежда (карман пиджака, пальто и т.д.), сумка, независимо от ее функционального назначения, а равно иная ручная кладь (свертки, коробки, папки, файлы, корзины и т.п.).
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 683;