ГЛАВА 18 ЧЕХИЯ В XI—XV вв.

 

Развитие феодализма в Чехии в XI—XII вв. К концу XI в. в чешских землях в основном уже сложились феодальные отношения. Земля находилась в собственности светских и церковных феодалов. Основная масса крестьян-общинников — дедичей — превратилась в зависимых. Бывшие рабы — отроки, посаженные на землю, становились обычными крепостными крестьянами. Возросло политическое влияние феодальных землевладельцев. Крупные феодалы — паны, а также средние и мелкие — земаны и рыцари — владели вотчинами и ленами, пользуясь большими привилегиями, полученными от княжеской власти: имели право суда над зависимыми и даже свободными крестьянами, собирали с них налоги и другие поборы. Они захватывали общинные земли, лишали крестьян права перехода и подвергали их все более жестокой эксплуатации. Не менее широкими привилегиями пользовались церковные феодалы, собиравшие с крестьян оброки и церковную десятину.

Развитие феодализма и рост могущества феодальной знати значительно ослабили позиции княжеской (королевской) власти. Со второй половины XI в. Чехия распалась на несколько земель, во главе которых стояли князья из рода Пшемысловичей. Князья вели междоусобную борьбу за верховную власть и владения. В то же время в каждом из княжеств разгорались феодальные смуты. Это было на руку германским императорам, которые еще в первой половине Х в. поставили Чехию в вассальную зависимость и постоянно вмешивались в происходившие в ней смуты. Чешский князь как вассал германского короля был обязан участвовать в его римских походах, выставляя отряд в 300 вооруженных всадников, или взамен этого уплачивать 800 гривен серебра.

Однако «Священная Римская империя» не смогла полностью подчинить Чешское государство. Когда в 1126 г. император Ло-тарь III вторгся в Чехию, он потерпел жестокое поражение и попал в плен к чешскому князю. Императоры были вынуждены отказаться от применения военной силы и искать союза с чешскими князьями, идя им на уступки. Уже в 1086 г. император Генрих IV пожаловал чешскому князю Вратиславу королевский титул пожизненно. А с середины XII в. он стал наследственным. В дальнейшем чешский король был одним из семи курфюрстов, избиравших императора.

Усиление Чехии в XIII в. Феодальная раздробленность не достигла в Чехии таких масштабов, как в некоторых других европейских странах, и длилась сравнительно недолго. Это было обусловлено, в частности, тем, что чешские феодалы должны были объединить свои силы для борьбы с внешней агрессией. Политическому объединению Чехии в значительной мере способствовал высокий уровень развития ее экономики, распространение товарно-денежных отношений.

В начале XIII в. королевская власть в Чехии значительно окрепла и подчинила себе всю территорию страны. Король Пше-мысл-Отакар I (1197—1230) подавил сопротивление светской знати и получил поддержку духовенства, предоставив ему новые привилегии. Чешское государство дало отпор монголо-татарам, вторгшимся в Центральную Европу. Моравские города Оломоуц и Брно выдержали тяжелую осаду, и в июне 1241 г. монголо-та-тарский отряд вынужден был уйти из Моравии.

Наибольшего усиления Чешское государство достигло при короле Пшемысле II (1253—1278), когда оно фактически освободилось от германского господства и угрожало «Священной Римской империи». Пшемысл II провел важные реформы, укрепившие государственный аппарат и военные силы страны. Феодальная знать была поставлена под контроль королевских должностных лиц. Строились королевские крепости и города, принимались меры для развития торговли, делались попытки ввести единую систему мер и веса.

Окрепшее Чешское государство стало проводить активную внешнюю политику. К Чехии были присоединены имперские территории — Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна. Южная граница Чехии достигла Андриатики. Однако политика Пшемысла II вызвала сопротивление как в среде чешской знати, так и со стороны немецких князей. В начавшейся войне с императором Рудольфом Габсбургом он не получил поддержки чешских феодалов и потерпел поражение. Попытка взять реванш закончилась гибелью Пшемысла II. Принадлежавшие Чехии австрийские земли были захвачены Габсбургами.

Немецкая колонизация. Хотя Чехия фактически добилась политической независимости, она тем не менее оставалась в сфере немецкого влияния, которое все более усиливалось в результате немецкой колонизации. Немецкое проникновение началось со времени принятия Чехией христианства. В среде католического духовенства, особенно монашества, оказалось много немцев. Владея большими земельными богатствами, монастыри приглашали из Германии рыцарей и крестьян. От них не отставали и чешские феодалы, которые, стремясь увеличить свои доходы, заселяли пустующие земли хлынувшими из Германии колонистами. В Чехии появились духовно-рыцарские и нищенствующие ордена, которые тоже состояли преимущественно из немцев. Они владели землями и пользовались покровительством королей.

Немецкому проникновению способствовала политика королевской власти в отношении городов. В погоне за доходами чешские короли привлекали в свои города немецких купцов и ремесленников, предоставляя им разные льготы. Так в чешских городах появилась немецкая патрицианская верхушка, господствовавшая экономически, а нередко и политически над местным населением. В руках немецких предпринимателей оказались богатые серебряные рудники, в то время как рабочие обычно набирались из чешской бедноты. Эксплуататорский класс Чехии все более онемечивался, и социальные противоречия приобретали национальную окраску.

Королевская власть потворствовала немецкой колонизации. Короли и высшая знать не только покровительствовали немцам, но и сами перенимали немецкие обычаи и немецкий язык. Народ, в том числе и низшие слои феодалов, враждебно относился к немецкому засилью, не желая оставаться в своем государстве на положении париев.

Экономический подъем Чехии. В XIV в., особенно во второй его половине, наблюдался подъем во всех областях чешской экономики. В земледелии повсеместно вводилось трехполье, увеличивались посевные площади, в частности под техническими культурами: льном, коноплей, хмелем, а также под виноградниками. В связи с развитием сукноделия расширялось овцеводство. В деревне все более распространялись товарно-денежные отношения. Феодалы переводили крестьян с натуральной ренты на денежную, которая к концу XIV в. стала господствующей. Усилилась дифференциация среди крестьянства.

В ряде отраслей промышленного производства Чехия занимала первое место не только в Центральной, но и в Западной Европе. По добыче серебра она была на одном из первых мест в Европе. Серебро в слитках и в монете (пражские гроши) являлось одним из основных предметов чешского экспорта. Значительно возросла также добыча меди, олова, железа. В ряде городов развивалось сукноделие и производство полотна. Столица государства — Прага — была важнейшим торговым центром Чехии и всей Европы. Сюда приезжали купцы из Англии, Фландрии, Венеции, Генуи, Венгрии, Польши и других стран. Особенно интенсивно развивалась торговля со странами Восточной Европы. Из

Чехии вывозили сукна, полотно, металлические изделия, вина. Из Восточной Европы ввозили оружие, скот, меха, кожу, мед и другие товары.

В городах существовали ремесленные цехи и купеческие гильдии, но господствующее положение занимал торгово-ремесленный патрициат, большей частью немецкий. В ряде городов патрицианские магистраты запретили создавать ремесленные цехи.

Династия Люксембургов. Усиление Чешского государства при Карле I. В 1306 г. прекратилась династия Пшемысловичей. Началась длительная борьба за престол между разными группировками чешской знати. В 1310 г. чешские паны избрали на престол Яна Люксембурга, женившегося на представительнице династии Пшемысловичей. Новый король предоставил знати ряд привилегий, прежде всего признал за сеймом, состоявшим из панов, высшего духовенства и шляхты, право законодательства и налогообложения. Изредка на сейм приглашались и представители городов, однако они не играли в нем заметной роли. При Люксембургах значительно усилилось политическое влияние светской знати и высшего духовенства. Король поручил управление Чехией своим наместникам, а сам участвовал в разных международных авантюрах. В 1346 г. он погиб в битве при Креси, сражаясь на стороне Франции.

При его сыне и преемнике-Карле I (1346—1378), который одновременно был избран и на императорский престол, Чешское королевство значительно окрепло и расширилось. К владениям Люксембургов были присоединены земли в Верхнем Пфальце, Тюрингии и Саксонии, а также за деньги было приобретено целое маркграфство Бранденбург. Но впоследствии эти владения были потеряны. В своей внешней политике Карл I избегал военных конфликтов, действуя с помощью дипломатии и денежных сделок. В изданной в 1356 г. Золотой булле за Чешским королевством закреплялось преобладающее положение в «Священной Римской империи».

Внутри страны Карл I опирался на высшее духовенство, которому предоставил новые, еще более значительные привилегии. Попытка Карла I лишить феодалов права высшей юрисдикции и ввести общее государственное право успеха не имела. В 1348 г. Карл I основал Пражский университет-первый в Центральной Европе университет, сыгравший в дальнейшем большую роль в культурном развитии Чехии.

После Карла I чешским королем стал его старший сын Вацлав IV (1378—1419), избранный и на римский престол (1378- 1400).

Младший сын Карла I Сигизмунд в результате династического брака приобрел корону Венгрии.

Обострение социальных противоречий. В XIV в. в условиях общего хозяйственного подъема и распространения товарно-денежных отношений усиливалась эксплуатация крестьянства.

Помимо денежного чинша, феодалы взимали с крестьян разные натуральные поборы и требовали «помочей» в страдную пору. Особенно тяжелым было положение крестьян в церковных владениях, занимавших в Чехии более 1/3 всей обрабатываемой земли. Помимо обычных феодальных повинностей, крестьян облагали особыми церковными поборами. В то же время увеличивался государственный налог — «общая берна», — ложившийся всей тяжестью на плечи крестьян и городского населения. Кроме того, крестьян заставляли выполнять государственные натуральные повинности: строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на строительстве крепостей. Крестьян лишили всякой правовой защиты: в 1402 г. земский суд принял решение, запрещавшее зависимым людям жаловаться на своего господина. Ограничивалось право крестьянского ухода. Для этого нужно было получить особую грамоту от господина.

Не лучше было положение и основной массы городского населения — поденщиков, подмастерьев, разорившихся мастеров и многочисленной городской бедноты, которые подвергались жестокой эксплуатации со стороны городской (в значительной части онемеченной) верхушки и были бесправными. На городское население, как и на крестьян, ложилось бремя государственных и церковных поборов.

В деревне и городе развертывались антифеодальные движения, которые в условиях того времени обычно приобретали форму народных ересей. В конце XIV — начале XV в. развернулось еретическое движение в Южной Чехии, направленное против феодальных повинностей и церковных поборов. В городах происходили антипатрицианские выступления, подмастерья и чернорабочие боролись также против мастеров и других нанимателей.

Оппозиция против католической церкви и чужеземного засилья. Несмотря на острые социальные противоречия, широкие слои чешского общества от крестьян и городского плебса до дворян и верхушки городов объединились на время для общей борьбы против католической церкви и немецкого засилья.

Общую ненависть против католической церкви вызывали рост церковных богатств и увеличение церковных поборов в пользу папской курии и высшего чешского клира. За назначение на церковные должности папа взыскивал с прелатов большие взносы. Кроме огромных доходов с церковных владений, духовенство получало с населения церковную десятину и другие поборы, связанные с отправлением культа.

Все это вызывало массовый протест в стране, прежде всего среди городского населения, требовавшего дешевой церкви. Антицерковная оппозиция в условиях Чехии приобрела ярко выраженный национальный характер, так как значительная часть привилегированного духовенства рекрутировалась из немцев. Призыв провести церковную реформу и избавиться от чужеземного засилья находил широкую поддержку в среде крестьянства и

городской бедноты. Крестьяне, подвергавшиеся жестокой эксплуатации со стороны церковных и светских феодалов, связывали борьбу за церковную реформу с освобождением от феодального гнета. Городские низы придавали борьбе за реформу церкви еще более радикальный характер, требуя избавления от всякого угнетения и установления юридического и имущественного равенства.

Идея церковной реформы нашла энергичную поддержку в среде чешского дворянства и панов, жаждавших поживиться за счет секуляризации церковного землевладения. К этому стремилась и королевская власть. Таким образом, подавляющая часть чешского населения была по разным причинам заинтересована в проведении реформации и создании национальной чешской; церкви. Однако этот широкий антика топический фронт раздирался | глубокими внутренними противоречиями. Народные массы боролись не только против церковных, но и против светских феодалов, добиваясь освобождения от чрезмерных повинностей, в то время как рыцарство и паны стремились только к ликвидации привилегий духовенства и секуляризации церковного землевладения.

Оппозиция против католической церкви раньше всего возникла в среде низшего чешского духовенства и магистров Пражского университета. Ян Милич, выступавший с пламенными проповедями на чешском языке, обличал пороки католического духовенства и требовал секуляризации церковных богатств. Еще дальше в своих проповедях пошел Матвей из Янова. Он не только критиковал католическую церковь, но и Ветхий завет и призывал к переустройству церкви в духе раннего христианства.

В 1391 г. в Праге была основана Вифлиемская часовня, в которой богослужение проводилось на чешском языке, что привлекало туда массу пражского населения.

Ян Гус и гуситское движение. В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г.-ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения

жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Ян Гус перевел на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать ее верующим. Этот перевод и другие труды Гуса (в частности, его работы по чешской грамматике) заложили основы литературного чешского языка.

У Гуса были талантливые ученики и последователи, которые выдвигали еще более радикальные реформационные идеи. Крупный ученый и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе с католическим духовенством. Он отвергал иконы, мощи и все католические обряды. Другой проповедник — Николай из Дрездена, по происхождению немец, требовал полной свободы проповеди и лишения духовенства мирских благ.

Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав IV, заинтересованный в проведении церковной реформы и секуляризации церковной собственности в пользу государства, ограничился только временным удалением Гуса из Праги.

В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения, как признанного проповедника-реформатора. Но на соборе его не стали выслушивать, а потребовали отречься от своих «еретических заблуждений». 6 июля 1415 г. по приговору собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце. Такая же участь вскоре постигла и Иероним а Пражского.

Начало гуситских войн. В ответ на расправу над Гусом и Иеронимом Пражским по всей Чехии начались массовые народные выступления. Чешские дворяне направили протест Констанц-скому собору. Крестьяне и городское население нападали на церкви, изгоняли духовенство, уничтожали предметы культа, захватывали церковные земли. Народные проповедники давали учению Гуса радикальное революционное толкование. Огромные толпы людей шли слушать проповеди на чешском языке. На горе Фавор (Табор) собралось 42 тыс. крестьян. Летом 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс- во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания охватили Пльзень и другие города. Но в некоторых

 

Гуситские войны.

городах верх взяли сторонники католической церкви. В Кутной Горе пронемецкий патрициат устроил жестокую расправу над гуситами, побросав в затопленные шахты тысячи своих противников.

После смерти короля Вацлава IV наследником чешского престола был объявлен его младший брат император Сигизмунд. Но чешские гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, выдавшего Гуса на расправу, своим королем. В конце 1419 г. по всей стране поднялась новая волна восстаний.

Весной 1420 г. папа объявил крестовый поход против гуситов, в главе которого встал император Сигизмунд. В Чехию вторглось около 100 тыс. крестоносцев, большей частью немцев, которые были уверены в легкой победе. Но чешский народ, поднявшись на защиту своей родины, дал решительный отпор крестоносной армии, разгромив врага у Витковой горы, в окрестностях Праги. Большая заслуга в победе над крестоносцами принадлежала выдающемуся гуситскому полководцу Яну Жижке, в честь которого Виткова гора была переименована в гору Жижки.

Собравшийся летом 1421 г. в Чеславе сейм лишил Сигизмунда чешской короны и избрал республиканское правительство из 20 владаржей, в число которых вошел и Ян Жижка. Однако умеренные гуситы настояли на том, чтобы пригласить на чешский престол польского короля Владислава-Ягайло.

В августе 1421 г. начался второй крестовый поход против гуситской Чехии. Крестоносцы осадили город Жатец, но взять его не смогли. Подоспевшая на выручку осажденного города армия Жижки обратила крестоносцев в бегство. Так же бесславно закончилось новое наступление Сигизмунда, предпринятое с помощью венгеро-австрийских войск и при поддержке некоторых чешских и моравских панов в январе 1422 г. В это время Жижка в результате ранения ослеп, но продолжал успешно руководить военными действиями.

Борьба в лагере гуситов. Чашники и табориты. В 1419 г. в лагере гуситов сложилось два направления — умеренное и революционное. Умеренные — чашники (одним из основных их требований было причащение из чаши для всех, а не только для духовенства, что символизировало упразднение привилегий клира) объединяли значительную часть шляхты, панов и патрицианскую верхушку городов. Программа чашников была изложена в «Четырех пражских статьях» и сводилась к следующему: богослужение должно совершаться на чешском языке; причащение для мирян и духовенства должно быть одинаковым — хлебом и вином; духовенство лишается всяких привилегий; церковные обряды совершаются бесплатно. Эти требования поддержали и табориты, давая им, однако, более широкое и радикальное толкование.

Революционные массы гуситов именовались таборитами — от названия горы Табор, на которой собирался народ в начале движения; в 1420 г. в Южной Чехии был основан город Табор, ставший главным военным лагерем революционных гуситов. Табариты объединяли крестьян, часть бюргерства и городской плебс; к ним примкнули и некоторые обедневшие дворяне. Программа таборитов не ограничивалась реформой церкви, а требовала переустройства всей общественной и политической жизни. Однако решительно отвергая существующий феодальный строй, табориты весьма туманно представляли будущее, видя в нем некое царство равенства в духе библейских сказаний о райской жизни. В этом новом обществе, по их мнению, не должно было быть бедных и богатых, угнетенных и угнетателей, люди должны жить свободно, как братья и сестры. Отвергая эксплуатацию, табориты на практике стремились избавить население от феодального гнета, они запрещали крестьянам платить оброки и выполнять феодальные повинности.

В обстановке непрекращающихся войн, когда в Таборе и других таборитских городах собирались массы людей, которым нужно было дать приют, кормить, одевать и вооружать, руководители таборитов пошли на некоторые радикальные преобразования. Все приходившие в таборитские общины должны были ссыпать свои деньги в общественные кади, чтобы расходовать их на общие нужды. Эта мера, естественно, носила временный характер. 296

Табориты требовали свободного толкования священного писания, уничтожения всех предметов католического культа, разрушения церквей и монастырей и секуляризации церковно-мона-стырской собственности в пользу народа. Они не признавали культа святых и мощей, пышного облачения священнослужителей. По их учению обряд богослужения могли совершать все знающие писание люди, в том числе и женщины, без особого облачения, в обычной одежде.

Поскольку состав таборитов был весьма неоднороден по своему социальному характеру, в их среде появились умеренное и радикально-хилиастическое течения. Хилиасты учили, что в ближайшее время наступит тысячелетнее царство божье на земле и установится полное равенство между людьми. Они отрицали не только собственность, но и семью. В 1421 г. хилиасты были изгнаны из Табора умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Руководители хилиастов Мартин Гуска и другие были сожжены на кострах. Это не только нанесло удар по хилиазму, но и в целом подорвало революционное гуситское движение.

Между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, по временам вспыхивали вооруженные столкновения. Только перед лицом общей угрозы со стороны крестоносцев они объединялись для совместной борьбы. Чашники, стремившиеся к компромиссу с католиками, пытались разгромить революционное крыло гуситского движения, возглавлявшее борьбу угнетенных масс деревни и города против феодальной эксплуатации. Пражским чашникам удалось лишить руководства плебейские массы Праги, убив в 1422 г. Яна Желивского. Но их попытка организовать убийство Яна Жижки закончилась провалом. Жижка жестоко расправился с предателями.

Военные победы гуситов. Походы за пределы Чехии. Уже в первых сражениях с крестоносцами революционная чешская армия показала свои преимущества перед феодальным католическим воинством. В воодушевленной идеями патриотизма и обладавшей большой моральной стойкостью армии гуситов, сражавшейся под командованием выборных военачальников, установилась железная дисциплина, опиравшаяся на революционную сознательность. Гуситская армия была хорошо вооружена и применяла новую тактику ведения боя. Большая заслуга в этом принадлежала Яну Жижке. Пехота быстро передвигалась на боевых повозках, на которых были установлены легкие полевые пушки. При наступлении эти повозки применялись для окружения противника, при обороне из них сооружался укрепленный лагерь (повозки скреплялись цепями, а пространство между ними заполнялось досками). Боевые повозки гуситов с передвигающейся на них пехотой наводили ужас на крестоносцев, и они нередко обращались в бегство, заслышав их стук.

Осенью 1422 г. враги гуситов организовали третий крестовый

поход, который закончился полным провалом. После этого с новой силой возобновилась борьба между чашниками и табори-тами. Летом 1424 г. таборитское войско под командованием Жижки нанесло чашникам жестокое поражение. Вскоре после этого Жижка умер от чумы. Его преемником стал Прокоп Большой, под руководством которого гуситское войско одержало много новых блестящих побед. В 1426 г. оно разгромило войска Сигизмунда в битве при Усти. Полным поражением завершился четвертый крестовый поход, объявленный папой в 1427 г. В 1431 г. католики предприняли пятый, последний поход против гуситов. Но огромная крестоносная армия была разбита под Домажли-цами и обратилась в бегство, побросав оружие и знамена. Гуситское войско перешло в наступление и вторглось в Германию, Австрию и Венгрию. В 1433 г. гуситы совершили поход на север, дойдя до побережья Балтийского моря. Идеи чешской Реформации, или «богемский яд», как называли их паписты, проникали далеко за пределы Чехии, поднимая народные массы на выступления в Германии, Венгрии и других странах. В рядах гуситов сражались немцы, венгры, поляки и даже русские. Папа и император убедившись в безнадежности крестовых походов против гуситов, начали искать соглашения с чашниками, чтобы общими силами разгромить революционную таборитскую армию. Созванный в 1431 г. в Базеле собор вступил в переговоры с гуситами и добился в 1433 г. компромиссного соглашения с чашниками («Пражские компактаты»), согласно которому в Чехии разрешалось богослужение на чешском языке и причащение под обоими видами. Ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась совершенная уже секуляризация церковного землевладения.

Табориты не признали «Пражских компактатов». Началась война между таборитами и чашниками, помощь которым оказывали католические силы. В битве у Липан 30 мая 1434 г. табориты потерпели поражение: одной из причин его была измена умеренных таборитов, перешедших в решающий момент боя на сторону противника. В сражении погибли Прокоп Большой и его ближайшие соратники. Однако отдельные отряды таборитов продолжали сопротивляться. Особенно упорное сопротивление -оказывал Сион. В 1437 г. он пал. Захваченный в плен последний таборитский полководец Ян Рогач был казнен.

Сигизмунд, признанный чашниками королем Чехии, занял Прагу. Но он не выполнил своих обещаний. Страна была снова наводнена католическими попами и немцами, которые расправлялись с «еретиками» — гуситами.

Историческое значение гуситского движения. Гуситские войны и революционные подвиги таборитов оказали большое влияние не только на историческую судьбу чешского народа, но и на освободительную борьбу других европейских, и прежде всего славянских, народов. В Словакии, находившейся под гнетом венгерских и немецких феодалов, в 40—50-х гг. XV в. разгоре-

лась народная война под предводительством Петра Аксамита. Восставшие братчики по примеру таборитов создали сильную революционную армию и захватывали феодальные замки и города. Венгерские феодалы с большим трудом подавили это народное восстание.

Основную силу гуситского революционного движения составляли народные массы — крестьянство и городские низы, боровшиеся против феодального гнета и чужеземного порабощения.

Гуситские войны, являвшиеся по своему характеру крестьянскими, на время сплотили широкие слои чешского общества, боровшиеся за национальную независимость страны и реформу католической церкви. Результатом их было национальное возрождение Чехии, хотя народные массы и не добились освобождения от феодального гнета.

Чехия во второй половине XV в. Поражение таборитов означало торжество феодальной реакции. Усилились позиции крупных феодалов, которые обогатились за счет секуляризации церковных земель и захвата королевских владений. Во главе государства ими был поставлен Иржи Подебрад, правивший сперва в качестве регента, а с 1458 г. ставший королем. В 1452 г. он захватил Табор и покончил с таборитским движением. Часть таборитов вошла в общину «Чешских братьев», основанную в 1457 г. «Чешские братья» отказывались от активной борьбы и проповедовали нравственное самосовершенствование.

Иржи Подебрад пытался укрепить свою власть и ограничить произвол панов. С непокорными он жестоко расправлялся. Чтобы увеличить государственные доходы, он покровительствовал; развитию торговли и ремесла, повышал налоги.

' Недовольные политикой Подебрада паны составили Зелено-горскую конфедерацию, которую поддержали папа и венгерский король Матиаш Корвин. Подебрад разгромил панов, но в войне с венгерским королем потерпел поражение. Матиаш Корвин захватил Моравию и Силезию. В приготовлениях к новой войне в 1471 г. Подебрад умер.

Началась борьба за чешский престол между Матиашем Корвином и Владиславом Польским. В 1478 г. был заключен компромиссный договор: королем Чехии признавался Владислав Ягеллон, но венграм отходили Моравия, Силезия и Лужицы. В 1490 г., после смерти Корвина, Владислав стал и венгерским королем. Власть его в Чехии была незначительна, он шел на поводу у могущественных панов. Такое же положение сохранялось и при его преемнике Людовике (1516—1526). Господство панов, сопровождавшееся усилением крепостной зависимости и подавлением городов, подрывало обороноспособность Чешского-государства, которое подвергалось постоянной угрозе со стороны Османской империи. В 1526 г. в битве при Мохаче турки разгромили объединенное чешско-венгерское войско. Погиб король Людовик. На чешский престол был избран Фердинанд

Габсбург, и Чехия вошла в состав многонационального Австрийского государства. Чешский народ на многие столетия потерял свою независимость.

 

 








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.