Утверждение феодальных отношений. Государство Гуптов.
Предпосылки феодализма в Индии появились еще в древности. Период вызревания феодальных отношений относится примерно к I—V вв. н. э. В VI—VII вв. феодальные отношения стали господствующими.
На огромном индийском субконтиненте в первые века нашей эры проживало, по приблизительным подсчетам, около 50 млн. человек. Население Индии состояло из многочисленных племен и народов, находившихся на разном уровне социально-экономического развития. У некоторых из этих племен еще сохранялся первобытнообщинный строй, другие находились на стадии зарождения классового общества. В то же время в долинах Ганга, Инда, ряда других рек и в приморских районах Декана жили народы, у которых уже в древности возникли классовые отношения и развилась государственность. Центрами порой могущественных, хотя и относительно недолговечных государственных образований неизменно оказывались районы, наиболее благоприятные для земледелия. Географическая и этническая разобщенность индийских народов, особенно севера страны, где проживали народности, говорящие преимущественно на индоарийских языках, и юга, где преобладали дравидские народы, приводила к тому, что Южная и Северная Индия, как правило, входили в разные политические объединения. Но в то же время на протяжении всего средневекового периода существовало и понятие единства всей Индии, основой которого служило единое культурное наследие древности, базирующееся прежде всегона индуизме и санскрите. Санскрит был для средневековой Индии всеиндийским средством общения, как латынь для Европы. Значительный вклад в единую индийскую культуру внесли и дравидские народы Южной Индии.
В Северной Индии районом, вокруг которого складывались крупные государственные образования, неоднократно становилась Магадха (современный южный Бихар). В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель и несколько избыточном количестве осадков, что позволяло выращивать такую урожайную и влаголюбивую культуру, как рис. Кроме того, здесь были богатые залежи полезных ископаемых, в частности, металлов. В начале IV в. Магадха стала центром крупного политического объединения — империи Гуптов. В период своего наивысшего расцвета империя включала значительную часть Северной Индии от современной западной Бенгалии до Пенджаба и земли на юге до реки Нарбадда. Известны походы Гуптов в Декан, хотя прочной власти в этом районе им установить не удалось. В Декане и Южной Индии в первые века нашей эры также проходили активные процессы классообразования, создавались крупные государства. Укреплялись связи юга с севером. Южные государства (Чера, Пандья, Чола и др.) имели непосредственные сношения с Римом, основавшим на юге Индии свои торговые фактории.
В IV—VI вв. был достигнут значительный прогресс в земледелии. Расчищались новые земельные участки, осушались болота. Государство поощряло освоение необработанных земель, лесных массивов. Широкое распространение получили железные земледельческие орудия, в частности плуг с железным лемехом. Развивалась ирригация: проводились отводные оросительные каналы на малых реках, появилось так называемое «персидское колесо» (водоподъемная машина, приводимая в действие быками), строились водоемы, колодцы для орошения. В Индии было распространено как суходольное, так и орошаемое земледелие. Орошение осуществлялось, как правило, за счет мелких ирригационных сооружений. В крупных оросительных системах, сооружение которых требовало бы мобилизации сил в масштабах всей страны, как в Египте, Месопотамии, Китае, здесь надобности не было. Строительство небольших оросительных сооружений было под силу отдельным сельским общинам.
Государства Индии распоряжались всеми землями подвластных им территорий, облагая проживающее на них население налогами в свою пользу. Отдельные земельные участки жаловались государствами частным лицам. В первые века нашей эры число таких пожалований увеличилось. Право новых владельцев на эти пожалования объявлялось вечным, «пока светит солнце и луна». Дарственные записывались на специальных медных пластинах. Так начало складываться частное землевладение. В эпоху Гуптов появились грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли, что свидетельствовало о дальнейшем развитии процесса сосредоточения земли в частных руках, хотя государство и продолжало еще держать основной земельный фонд под своим контролем.
В первые века нашей эры стала распространяться практика «дарения деревень». Земля при этом не переходила в другие руки. Она оставалась в распоряжении тех же крестьян, но налоги с подаренных деревень шли теперь не государству, а тем лицам, которые получали «дарения». Свободые общинники постепенно попадали в частную зависимость. Итак, если вначале в частные руки жаловалась только земля, то в IV—VI вв. стало обычным, что вместе с землей передавались и люди, обрабатывавшие ее.
Происходили изменения и в общине. Отдельные ее члены, особенно принадлежавшие к управленческой верхушке, собирали в своих руках значительные земельные владения. Ведая раскладкой податей в деревне, для себя лично они добивались от государей освобождения от налогов и иммунитетных привилегий.
Изменялось положение рабов. Были введены ограничения для обращения в рабство свободного населения страны, практиковался выкуп рабов. Получило распространение наделение рабов землей для ведения ими собственного хозяйства. Источники сообщают об имуществе, принадлежащем рабам, о семьях рабов, что свидетельствовало о перерождении самого института рабства. Встречаются и рекомендации правителей о целесообразности передачи земли, которая находилась в личном распоряжении государя и оставалась необработанной из-за недостатка рабов, тем, кто соглашался обрабатывать ее на условиях уплаты доли урожая.
Все эти факты свидетельствуют о распространении в стране феодального уклада, который к VI—VII вв. стал господствующим.
Нашествие эфталитов. Государство Харши. Внешние вторжения VII—XI вв. Империя Гуптов, просуществовавшая около двух столетий, в VI в. распалась. Окончательный удар ей был нанесен нашествием эфталитов (белых гуннов). Союз эфталит-ских племен, возникший в V в. в Центральной Азии, нанес серьезные поражения Кушанским владетелям, Сасанидскому Ирану и обрушился на Северо-Западную Индию.
Первое нашествие в середине V в. Гупты отразили, но в начале VI в. эфталитам удалось завоевать не только Западную Индию, но и значительную часть Джамно-Гангской долины. Завоевание сопровождалось большими разрушениями и кровопролитием. Союз эфталитских племен был непрочным и не смог надолго сохранить господство над индийскими областями, но последствия этого завоевания были весьма важными.
В Северной Индии появилось множество соперничавших княжеств. Наибольшую силу в первой половине VII в. приобрело государство, которое возглавлял Харша (точнее, Харшавардхана). За шесть лет войны, когда, по словам хрониста, «со слонов не снимали сбрую, а с воинов шлем», он сумел овладеть фактически всей Северной Индией. Империя Харши просуществовала около 30 лет (616—647). После смерти Харши государство распалось, и в течение нескольких столетий территория Индии представляла собой конгломерат эфемерных политических объединений, которые непрерывно враждовали, заключали союзы и вновь нападали друг на друга.
Эфталиты и пришедшие одновременно с ними племена гуджа-ров слились с местным населением Северо-Западной и Западной Индии, образовав новую общность племен, так называемых рад-жпутов, которые создали свои княжества.
В Декане и Южной Индии также существовало несколько государств, иногда довольно крупных (государства Западных Ча-лукьев, Паллавов, Чолов и др.), которые возвышались, подчиняли себе значительные территории, но ни одно из них не было достаточно сильным, чтобы объединить весь юг страны.
Во второй половине VII- начале VIII в. в Северо-Западную Индию неоднократно вторгались войска Арабского халифата. Результатом этого явилось создание самостоятельного мусульманского государства в низовьях Инда (области Синд), которое, однако, в истории Индии последующих веков особой роли не играло.
Начиная с XI в. на индийскую территорию стали совершать набеги тюркские завоеватели-мусульмане. К этому времени обстановка на северо-западных границах Индии изменилась. Было создано государство Газневидов, подчинившее себе современный Афганистан, Пенджаб, Синд, часть Ирана и Средней Азии. Махмуд Газневид (998—1030) начал завоевательные походы в Северную Индию под лозунгом «священной войны» мусульман с неверными. Эту же политику продолжали преемники Газневидов Гу-риды.
Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.Главной особенностью социальной организации индийского общества в период средневековья был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия, — брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земле-дельцш-общинники) и шудры (эта варна возникла позже других и включала в себя различные категории зависимого населения, вплоть до рабов). Уже в гуптский период и даже раньше наблюдались значительные изменения в сословном делении. Если раньше положение человека в обществе определялось его происхождением, то теперь все большее значение приобретало имущественное положение. Многие брахманские и кшатрийские роды разорялись. Среди вайшьев шел процесс расслоения. Положение варны шудров несколько улучшилось.
Традиционное сословное (варновое) деление общества теряло свое прежнее значение. Каждая варна стала делиться на множество каст (по-индийски «джати»). Происхождение многих из них связано с процессом разделения труда и специализацией. Другие же касты были по существу племенами, включенными в кастовую систему и обязанными выполнять определенные социальные функции. Касты существовали как отдельный от варн институт. Однако последние служили как бы ступенями классификации каст по социальному уровню. В раннее средневековье эта классификация не была столь жесткой, как в более позднее время. В ряде случаев касты меняли свои традиционные профессии и даже социальный статус.
В процессе формирования феодальных отношений изменялся социальный характер старых варн. Среди брахманов теперь появились землевладельцы, чиновники, военачальники. В состав кшатриев включались раджпуты, которые были не только воинами,нои землевладельцами. Сами раджпуты по традиции считали зазорным прикасаться к плугу и обработку земли поручали зависимым от них крестьянам (джатам).
На юге страны военно-земледельческие касты формировались из шудр. Вайшьями становились купцы и богатые ремесленники.
Начиная с гуптского периода развивались особые касты, стоящие вне варновой системы, — неприкасаемые, которые занимали самое низкое социальное положение и выполняли грязную, иногда считавшуюся позорной работу (мусорщики, уборщики на кладбищах, мясники и т. п.). К ним были отнесены и некоторые отсталые племена.
На определенном уровне экономического развития профессиональные касты играли положительную роль, так как, будучи наследственными организациями, помогали накоплению производственного опыта. Они являлись по сути дела своеобразной формой общественного разделения труда. Однако в дальнейшем касты превратились в тормоз общественного развития, поскольку их чрезмерно суровая регламентация и разобщенность групп производителей сковывали инициативу и мешали каким-либо дальнейшим усовершенствованиям производства. Касты изолировали отдельные группы людей друг от друга. Население городов и даже небольших деревень принадлежало к различным обособленным группам, привязанным уже своим происхождением к определенному роду занятий. Совершенно исключался переход из одной касты в другую, равно как и браки между представителями разных каст.
Кастовая система в целом соответствовала классовому делению общества. Она сглаживала социальные конфликты, утверждая взаимную необходимость каст друг для друга и неизбежность, «святость» неравенства. Все это способствовало замедлению социально-экономического развития Индии.
Община. Другой особенностью социальной структуры индийского общества являлось длительное сохранение замкнутых крестьянских общин, которые были унаследованы от древности, но в дальнейшем развивались под воздействием феодальных отношений. В раннее средневековье общины играли значительную политическую роль. На севере Индии они включали по нескольку деревень, а на юге отдельные общины иногда объединяли целые области. Общины вели ирригационные работы, организовывали необходимую взаимопомощь и оборону деревень. Постановления общин нередко высекались на каменных плитах, вмурованных в стены храмов.
Феодал в дела общины не вмешивался, он выступал лишь как получатель феодальной ренты с территории, занятой общиной.
Община базировалась на индивидуальном крестьянском хозяйстве. Общинник владел своим участком земли, передавал его по наследству, мог продавать и покупать землю, хотя община и сохраняла право контроля за отчуждением земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. В деревне, кроме полноправных общинников, были также неполноправные земледельцы, которых, однако, в раннее средневековье было немного. Начиная с XI—XII вв. из общей массы деревенского населения начали выделяться сельские ремесленники, которые обслуживали общину и получали от нее содержание.
Большую роль в общине играли общинный совет и деревенский староста. Отдельные представители этой категории сельского населения фактически превратились в феодалов. Правящая династия одного из государств того времени, происходившая из сельской верхушки, сделала свой общинный титул — раштракуты названием династии.
Сельская община выполняла определенные организационные функции и использовалась государственной властью в качестве административной фискальной единицы.
Формы феодальной собственности на землю и феодальная рента. Природно-географические условия земледелия и преимущественное распространение децентрализованной системы орошения явилось причиной относительно раннего развития индивидуальных прав на землю. Земля как объект хозяйства находилась в собственности общины и отдельных общинников.
В то же время на землю как территорию с подвластным населением имели право собственности правители государства, собиравшие налоги с населения, и отдельные феодалы, которые получали от правителей государства право собирать в свою пользу государственные налоги с определенной территории. В этих случаях государственный налог выступал в виде ренты-налога.
В раннее средневековье государственная собственность на землю преобладала над частнофеодальной. В дальнейшем в результате дарений и пожалований, а также присвоения земли общинной верхушкой образовалась крупная феодальная собственность на землю. Значительные земельные угодья сосредоточились у индусских храмов и монастырей. Хотя в дарственных грамотах говорилось, что земли брахманам, храмам и другим феодальным владетелям передавались на «вечные времена», фактически эти дарения часто перераспределялись, конфисковывались, особенноприсменах династий и завоеваниях.
Землевладелец, как правило, не вел своего домениального хозяйства, и отработочная рента была поэтому мало распространена. Она встречалась лишь на строительстве оросительных сооружений, дорог, крепостей. Преобладала продуктовая рента. Норма ее была очень высока. В Индии, как и в других тропических странах, существовала возможность за счет незначительного личного потребления производителя свести необходимый продукт до минимума. Это лишало крестьянина возможности расширенного воспроизводства, а у феодалов не вызывало стимула к вложению средств в земледелие.
Торговля, ремесло, город. Особенностью Индии в раннее средневековье было также сравнительно высокое развитие городов и I торговли. Прибрежные районы Индии издавна вели морскую торговлю со странами Ближнего Востока (а через них с Европой) и с Юго-Восточной Азией.
Постоянные торговые пути, связывавшие отдельные части Индийского полуострова, существовали уже в древности. Наиболее удобной торговой артерией в Северной Индии был Ганг и его притоки. Из долины Ганга караванные пути вели к портам западного побережья и в Южную Индию. Значительное развитие имело каботажное и речное судоходство. Объектами караванной внутренней, межобластной торговли были металлические изделия, соль, лошади, предметы роскоши. Окрестные деревни снабжали города продуктами питания. Широко были распространены деревенские рынки и ярмарки.
В первые века новой эры велась оживленная торговля Индии со странами Средиземноморья. Особым спросом на Западе пользовались индийские пряности, благовония, редкие породы дерева, ткани, а также диковинные птицы и звери. Торговля велась как морскими, так и сухопутными караванными путями.
В VII в. большую роль в западной торговле Индии начали играть арабские купцы и мореходы.
Широкое развитие внешней торговли Индии способствовало развитию в земледелии товарного производства (пряности, красители, хлопок и т. д.). Уже тогда наметилась товарная специализация Малабарского побережья — одного из главных районов производства перца и других пряностей. Значительных успехов достигло ремесленное производство. Особенно славились ткачество, обработка железа, ювелирное производство.
В раннее средневековье города Южной Индии, особенно портовые, пользовались широкой автономией. Городское самоуправление находилось в руках городских собраний, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, обычно купеческих, реже ремесленных. Это собрание следило за порядком в городе, разрешало тяжбы и даже собирало в свою пользу рыночные пошлины и налоги с ремесленников. Существовали в городах и мощные купеческие корпорации, контролировавшие целые торговые регионы. Такой, например, была купеческая организация с центром в нынешней Керале. Район ее действия охватывал не только Индию, но и индийские торговые фактории в Египте, Аравии и Юго-Восточной Азии. Купеческие гильдии и городские общины возникли на ранней ступени феодализма. Постепенно с развитием феодальных отношений город терял свою автономию. Пошлины стали собирать государственные чиновники, купеческие корпорации потеряли политическое значение. Правители стали жаловать города отдельным феодалам.
Религия и культура Индии в раннее средневековье. В первые века нашей эры в Индии наблюдается упадок буддизма. На юге Индии в VIII в., а на севере к XII в. буддизм сменился индуизмом.
Индуизм не представляет собой единой религии. Это совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, связанных с культами трех основных индийских богов — Брахмы, Вишну и Шивы. В индуизме существовало множество сект и направлений, различающихся как выбором бога, которому поклонялись верующие, так и религиозными обрядами и обычаями. Но все эти направления мирно уживались между собой, так как их объединяли некоторые общие представления: дхарма, карма и ахимса.
Дхарма (долг) означала неукоснительное соблюдение кастовых обязанностей и правил поведения, свойственных данной касте. Индуизм учит, что деление на касты является божественным установлением. Принадлежность человека к той или иной касте определяется его поведением в предшествующем рождении. По учению индуизма, душа не умирает, а после смерти переходит в какое-то другое существо. Какое это будет существо, зависит от кармы (дел, поступков, т.е. всего того, что человек совершил при жизни доброго и дурного). Если человек вел добродетельную жизнь, в следующем рождении его кастовый статус повысится, если порочную, то он может родиться неприкасаемым или какой-либо мерзкой тварью. Поэтому, проповедует индуизм, все в мире справедливо. Если даже хороший человек терпит всякие беды, то это ему наказание за дурное поведение в прошлом рождении. Ахимса — это непричинение вреда живому существу. Согласно этому догмату, нельзя причинять вреда живым существам, поскольку в них могут быть души умерших людей. С этим связано и поклонение некоторым животным, в первую очередь корове, почитаемой всеми индусами.
Итак, индуизм оправдывает кастовую систему и существующий социальный строй в целом, проповедует покорность, исключает стремление к насильственному изменению своего положения.
Победа феодализма в Индии знаменовалась в идеологической сфере укреплением позиций индуизма. Особенностью индийского феодализма на ранней стадии развития была его неразрывная связь с кастовой системой. Буддизм, не признававший деления людей на касты, к XI—XII вв. был вытеснен индуизмом.
В VI в. в Южной Индии начало распространяться учение бхакти, выдвигавшее на первый план всеобъемлющую любовь к богу, в сравнении с которой теряют значение обрядность, аскетизм, брахманская ортодоксия. В антибрахманских проповедях бхакти отражались настроения социального протеста.
С религиозными взглядами и представлениями была связана и философская мысль средневековой Индии. В V-Х вв. оформились классические брахманские системы философии — ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта. Этим ортодоксальным школам противостояли буддийские и материалистические школы. Появились первые обзоры философских систем. Развивалась логика.
Особых успехов достигли математика, астрономия и медицина. Средневековая Индия дала целую плеяду знаменитых математиков, открытия которых предвосхитили многие научные достижения нового времени. Так, Арьбхата вычислил значение л, равное 3,1416. Индийские математики знали теорему, называемую у нас теоремой Пифагора, предложили решение целой серии уравнений, оперировали понятиями синус и косинус. Применение тригонометрических функций и введение системы десятичного счета оказали влияние на все последующее развитие математической мысли. Высокого уровня достигла астрономическая наука. Были усовершенствованы методы вычисления положения планет, периода вращения звезд, измерения времени. Арьбхата высказал смелую по тем временам мысль о видимом вращении небесной сферы, являющемся результатом действительного вращения Земли.
Значительные знания были накоплены в области медицины. При лечении болезней большое значение придавалось водным процедурам, применению трав, диете. Источники свидетельствуют о таких сложных операциях, как трепанация черепа, удаление катаракты, камнесечение, наложение внутренних швов и др. В медицинских трактатах большое внимание уделялось описанию болезней и систематизации их симптомов.
В раннее средневековье параллельно с литературой на санскрите зародилась литература на новоиндийских языках. В период Гуптов жил и работал известный поэт и драматург, классик санскритской литературы Калидаса (конец IV — первая половина V в.). В основе всех его произведений — человек, его переживания, заботы, радости и печали. С конца XVIII в. переводы произведений Калидасы появились в Европе. В России перевод драмы Калидасы «Узнанная по кольцу Шакунтала» был сделан Н. М. Карамзиным.
В средние века санскритская литература продолжала развиваться, но она приобретала нарочито изысканный, придворный характер. Развивалась литература на местных языках, прежде всего поэзия. С санскрита на эти языки стали переводиться классические произведения эпического жанра.
В VIII—IX вв. получила распространение поэзия бхакти, воспевающая мистическое соединение человека с богом под видом любви юноши и девушки. Гимны проповедников бхакти отличались большой лиричностью и распевались как народные песни.
Значительного расцвета достигли архитектура и скульптура. В VI—VIII вв. строились пещерные храмы и храмы, высеченные из монолита (в Эллоре, Элефанте, Аджанте и др.), которые славились своими барельефами, скульптурой, росписью. С IX в. началось строительство культовых сооружений из тесаных камней. Внутренние помещения этих храмов были низкими и темными. Доступ туда был разрешен лишь служителям культа. Наибольший интерес представляет внешнее убранство. Во дворе храма и в нишах стен устанавливались скульптуры, изображающие бога, которому был посвящен храм, или сцены из эпоса. Таких скульптурных фигур было так много, что сам храм воспринимался лишь как постамент для них. В дальнейшем, однако, наблюдается упадок монументальной скульптуры, исчезли ее живость и разнообразие.
В IX—XII вв. в Тамиланде развивалось искусство мелкого бронзового литья. Одна из статуэток-танцующий Шива (Шива Натараджа) — получила известность во всей Индии.
Развивалось также искусство классического танца и пения, центрами которого были храмы. Классический театр Калидасы постепенно приходил в упадок и к IX в. почти исчез. Однако народный театр, представления мистериального типа и храмовый театр продолжали развиваться.
ГЛАВА 8
КИТАЙ В III-X вв.
Становление и развитие феодальных отношений в Китае в III-VI вв. В политической истории Китая начало средневековья знаменовалось крушением (в 220 г.) империи Хань, крупнейшего государства древнего мира, просуществовавшего более 400 лет. Империя Хань пала в результате мощного народного движения конца II — начала III в. Борьба крестьян, рабов, выступления отдельных некитайских племен и народов были ярким выражением глубокого социального кризиса Ханьской державы. Правительственные войска и центральная власть не смогли справиться с восстанием. Им на помощь пришли дружины так называемых «сильных домов», крупнейших собственников земли и рабов. После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская династия была свергнута, между «сильными домами» началась борьба за власть. Эти события нанесли решительный удар устоям рабовладельческого общества: распалась сложная бюрократическая централизованная система государственной власти, стоявшей на страже прежнего способа производства. В новых условиях быстро развивались элементы феодального строя.
Феодальный уклад возник в Китае в первые века нашей эры. Хотя сфера применения рабского труда была довольно широка, в том числе и в сельском хозяйстве (у крупных землевладельцев сотни, а то и тысячи рабов трудились на полях), основными производителями материальных благ и налогоплательщиками государства оставались свободные общинники, владевшие небольшими земельными наделами. Феодальный уклад формировался в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и появлением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Зависимое крестьянство возникло в результате имущественной дифференциации в патронимической китайской общине. Крупные землевладельцы — главы патронимии — подчиняли себе малоимущих сородичей, добиваясь того, чтобы зависимые от них крестьяне не значились в государственных подворных списках. Общинники, попавшие в зависимость к богатым землевладельцам, переставали платить налоги государству и отбывать воинскую повинность. Долгое время труд зависимых крестьян использовался наряду с трудом рабов, которых все чаще стали отпускать на волю и сажать на землю. Огромные владения «сильных домов» превращались в самодовлеющие хозяйственные единицы, что явилось экономической причиной распада единого централизованного государства.
Уровень материальной и духовной культуры Китая в раннее средневековье был весьма высок. Успешно развивалось сельское хозяйство, которое во многих районах страны велось на основе искусственного орошения. Существовала сложная и разветвленная система ирригации, использовались удобрения, высока была культура обработки почвы. В Китае умели производить высокосортное железо. Китайский народ изобрел шелкоткачество, бумагу (в начале нашей эры). Значительны были успехи и в других видах ремесленного производства, особенно славились изделия из белой керамики, лака, бамбука, предметы роскоши. Высокого уровня достигли естественные науки, литература, искусство.
Однако в период междоусобиц III в., после падения Ханьской империи, наметился явный хозяйственный и культурный упадок. Страна обезлюдела, поля лежали невозделанными, нарушилась сложная ирригационная система, требовавшая постоянного внимания и труда. Источники сообщают о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, голоде. Даже по тогдашним официальным данным, явно неполным, население страны сократилось с 56,5 млн. человек в 157 г. до 17 млн. в 280 г. В этих условиях затянувшиеся внутренние усобицы грозили подорвать экономику и вызвать вспышку новых социальных движений. Появилась потребность в воссоздании государственного единства.
Империя Цзинь. Введение государственной надельной системы.В ходе борьбы «сильных домов» выдвинулся род Сыма, основавший новую императорскую династию Цзинь (265—420), под руководством которой Китай вновь был объединен.
В III в. наблюдалась борьба двух тенденций в развитии феодальных отношений в Китае. С одной стороны, росло могущество «сильных домов», которые захватили огромные пространства пустовавшей земли. Соперничая между собой, «сильные дома» похищали земледельцев, устраивали охоту за людьми. Солдатам своих военных подразделений и домашней страже они предоставляли маленькие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых превращали в землепашцев. Эти люди попадали в личную зависимость от «сильных домов», а казна не получала от них никаких доходов.
С другой стороны, укреплялась государственная собственность на землю, что диктовалось необходимостью организовать в крупном масштабе общественные работы по ирригационному и дорожному строительству. В 280 г. был издан специальный указ цзинь-ского императора Сыма Яня, по которому все земли провозглашались принадлежащими государству в лице его верховного главы — императора, а население (и крестьяне, и феодалы) — держателями государственных наделов.
В III в. в стране было много заброшенных и пустующих земель. Это облегчало задачу создания общегосударственной собственности. По указу Сыма Яня полноправному крестьянину в возрасте от 16 до 60 лет предоставлялся участок земли в 120 му (му равен 6,6 а). С 70 му этого участка крестьянин собирал урожай в свою пользу, а с 50 му, которые он также обязан был обрабатывать своими орудиями труда, урожай шел государству. Кроме этого, крестьянин должен был вносить государству подати (обычно пряжей и тканью) и 20 дней в году отрабатывать на казенных работах. Эти заранее фиксированные повинности создавали стимул роста производительности крестьянского труда и способствовали заселению заброшенных земель и расширению посевных площадей.
Реформа была проведена в жизнь в крайне незначительных масштабах, но все же она способствовала тому, что к концу III в. количество государственных налогоплательщиков возросло вдвое.
Государственная надельная система стала определяющим фактором аграрного строя Китая в период всего раннего средневековья. Однако она никогда не господствовала безраздельно по всей стране. Так, одновременно с введением надельной системы было признано право «сильных домов» захватывать незанятые казенные земли и пустующие крестьянские участки, а также иметь лично зависимых людей. Тогда же цзиньское правительство начало раздавать чиновникам наделы земли с посаженными на них крестьянами как вознаграждение за службу. Чиновничество, получая условные владения типа бенефиция, включалось в феодальную систему землепользования.
Введение государственной собственности на землю вызвало сопротивление «сильных домов». В стране начались смуты.
Нашествие кочевников. Внутренние неурядицы ослабили охрану государственных границ империи и облегчили соседям-кочевникам вторжение в страну. Северные и северо-западные пограничные районы страны населяли различные некитайские этнические группы, переживавшие период разложения первобытнообщинного строя и начало становления классового общества. Первыми вторглись в Китай гунны, затем муюн, цян, жужане, тоба и тибетские племена. На протяжении IV—VI вв. Северный Китай был ареной непрерывных войн. Завоеватели создавали многочисленные государственные образования, которые быстро распадались под ударами новых завоевателей.
В этот период многие жители Северного Китая, древнейшего очага китайской культуры, где находились экономически наиболее развитые и густонаселенные районы страны, бежали на юг. Общее число северян, переместившихся на территории к югу от Янцзы, превысило 900 тыс., или /& всего населения севера. В некоторых провинциях юга на одного местного жителя приходился один переселенец. Это была одна из самых грандиозных миграций в истории феодального Китая. Переселенцы севера принесли с собой более совершенную земледельческую и ремесленную культуру, что ускорило хозяйственное освоение Южного Китая. Шли активные процессы этнического слияния. Местное население, так называемые горные юэ, смешалось с китайцами. В результате ассимиляции местных племен изменились и пришельцы, восприняв от коренного населения некоторые элементы физического облика и языка. На юг бежало значительное число представителей старой знати, «сильных домов», члены императорской семьи. Фонд государственных земель здесь был незначителен. В IV — VI вв. характер аграрного строя Южного Китая существенно изменился. Большинство крестьян находилось в личной зависимости от частных собственников земли. Использовался также труд рабов, хотя их роль и здесь была невелика.
На севере в это время тоже шли активные этнические и социальные процессы. Завоеватели перенимали и осваивали местные формы хозяйства, традиции материальной и духовной культуры Китая. К концу V в. основная масса завоевателей перешла от кочевого образа жизни к оседлости. Их государственный аппарат копировал китайскую администрацию времен Цзинь. Постепенно сложился политический союз иноземных пришельцев и китайских феодалов севера.
Восстановление надельной системы. В конце V в. на севере Китая в государстве Северное Вэй указами 477—485 гг. снова была введена государственная надельная система, причем в более совершенной форме, что свидетельствовало об укреплении феодальных производственных отношений. Теперь земледелец-крестьянин в возрасте от 15 до 70 лет получал надел, состоящий из пахотного, садово-огородного и приусадебного участков. Пахотную землю крестьянин не мог продать, сдать в аренду или на каких-либо условиях передать другому лицу. Земля садово-огородного и приусадебного участков считалась собственностью семьи. Ее можно было продавать и покупать, но под контролем администрации и в пределах определенной нормы. В китайских летописях эта надельная система называлась «системой равных полей» (цзюнь тянь фа). Площадь надела определялась обычно в 120 му. Надел считался достаточным для организации крестьянского хозяйства, которое обеспечило бы крестьянину прожиточный минимум и выполнение государственных налоговых повинностей. Однако полного равенства наделов в действительности не существовало. Владельцы рабов, рабочего скота и многосемейные могли получать дополнительные пахотные участки (на неженатого члена семьи добавлялась 1/4, на раба —1/8, на вола —1/ю часть надела). Такой порядок отвечал интересам феодализиру-ющейся знати и мог обеспечить ей довольно крупные владения. Зависимые, полурабы и рабы составляли значительную прослойку сельского населения. Они считались «подлым людом» в противовес свободному крестьянству — «доброму люду». Им не полагалось надела, но их хозяева получали дополнительные участки земли.
В отличие от аграрного проекта Сыма Яня основной формой ренты в конце V в. стала не барщина, а рента продуктами. Вводилась триада повинностей: зерновой налог, налог на продукцию домашней промышленности (главным образом ткань и пряжа) и, что существовало и раньше, отработки определенного числа дней в году на казенных работах. Надельная система законодательно закрепляла тяглых крестьян за казенной землей, которую им запрещалось покидать. В деревне вводилась новая система управления: пять дворов были объединены в низовую общинную организацию, пять пятидворок — в среднюю общину — ле. Пять ле, т. е. 125 дворов, составляли небольшую деревенскую общину. В основе объединений лежал принцип круговой поруки. Сельские общины управлялись старостами, семьи которых освобождались от повинностей и налогов. Эта система обеспечивала прикрепление крестьян к тяглу и стабильное поступление налога в казну, позволяла привлекать громадные массы населения для выполнения государственных работ, должна была сдерживать антифеодальную борьбу крестьянства.
Надельная система исключала существование частнофеодального землевладения. Владения феодалов также считались наделами. Неограниченными были лишь владения императора, членов его дома и высшей аристократии. Гражданские и военные чиновники имели должностные наделы, которые возвращались в казну при перемене чиновником должности или места службы. Как уже отмечалось, наличие рабов и рабочего скота давало возможность увеличивать и количество земли. В связи с этим в V в. наблюдается расширение рабовладельческого уклада. Рабовладение оставалось для феодалов важным экономическим резервом, обеспечивающим дополнительные источники земли, укрепляло их политическое влияние.
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между севером и югом значительно смягчились. Северные кочевники ассимилировались в массе местного населения. Введение надельной системы способствовало подъему сельского хозяйства. Начался обратный отток населения из южных районов, где усиливались междоусобные войны и гнет феодалов.
Границам Китая угрожала новая опасность — союз тюркских племен — тюркский каганат, сложившийся в Центральной Азии в середине VI в. В этих условиях после трехвековой разобщенности сравнительно быстро было восстановлено государственное единство Китая. Объединение страны было осуществлено военным путем. Полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а основанная им династия получила название Суй.
Всекитайское ран нефеодальное государство Суй (581—618).Политическое объединение разрозненных государств и прекращение междоусобиц способствовали дальнейшему экономическому и культурному подъему страны. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Оживилась торговля, начали заново отстраиваться разрушенные города (во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV—V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены). В период правления династий Суй, в конце V- начале VII в., было предпринято грандиозное строительство так называемого Великого канала, соединившего бассейны крупных рек Хуанхэ и Янцзы. Частично он был построен на базе древних ирригационных сооружений, но четыре канала были прорыты заново, а течение нескольких рек было обращено вспять. Общая протяженность сооружения достигла 1 тыс. км. Обслуживало канал и его шлюзы 80 тыс. человек. Это строительство позволило расширить площадь орошаемых земель, облегчить перевозки зерна и других грузов, переброску войск и военного снаряжения.
Усилению централизованного государства содействовала и надельная система, которая с конца VI в. получила почти повсеместное распространение. Строго осуществлялся учет населения, в результате чего уже при Ян Цзяне было выявлено более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Наметилась тенденция уменьшения размера наделов и увеличения податей, а особенно трудовой повинности. Известно, что на строительство столицы империи Лояна было согнано 2 млн. человек, на строительство Великого канала, восстановление и строительство новых участков Великой китайской стены — по 1 млн. человек.
Центральная власть сумела покончить с сепаратизмом местных сил. Именно при Суйях сложилась та система государственного управления, которая в основных чертах сохранялась на протяжении всего средневековья. Император располагал неограниченной властью и правил страной с помощью бюрократического аппарата. Он считался «сыном неба», т.е. проводником воли высших небесных сил. При нем был совет из виднейших сановников и три палаты. Затем шли шесть ведомств (чинов, финансов, ритуалов, военное, судебных дел и наказаний, общественных работ). Далее следовали управления. Была осуществлена реформа административного деления страны, что позволило усилить централизацию империи.
Империя Суй существовала в сложной международной обстановке. На северо-западе грозной опасностью был тюркский каганат. Ни войска, ни Великая китайская стена не могли обеспечить надежную защиту от кочевников. Кроме того, Китай и тюрки соперничали из-за господства над Великим шелковым путем, который соединял Китай со странами Ближнего и Среднего Востока. Верная своей традиционной политике «руками варваров подавлять варваров», китайская дипломатия способствовала распаду каганата на две соперничающие между собой части, что дало империи некоторую передышку. Суйской державе удалось также с помощью тюрок разгромить другую сильную державу Центральной Азии — Тогон. Китай вел в это время длительную войну на юге с вьетнамцами. Но самой тяжелой для страны оказалась война с Когурё (одним из трех государств, существовавших в тот период на Корейском полуострове). Против Когурё было предпринято несколько походов, окончившихся бесславно.
Крестьянская война и падение династии Суй. Война с Когурё послужила толчком к взрыву массового недовольства в стране. Весь северо-восток Китая был охвачен восстанием. Особое возмущение населения вызывали государственная барщина, которая при Суйях намного превышала предусмотренные законом сроки, и повышение налогов. В районе Хэбэй — Шаньдун повстанцы пытались даже создать самостоятельное государство, провозгласив своего вождя (бывшего сельского старосту) Доу Цзяндэ государем. Имели место крестьянские выступления и в других районах. Крестьянское восстание подорвало могущество феодально-аристократических домов на севере Китая. В ходе его было освобождено значительное число рабов и лично зависимых крестьян. Династия Суй пала. Однако стремление к единству страны оставалось сильным. Этим воспользовался знатный шансийский феодал Ли Юань, который в 618 г. объявил себя императором, основав династию Тан, которая правила Китаем почти 300 лет (618—907).
Всекитайская империя Тан. Завершение процесса феодализации. Чтобы успокоить крестьянство, Таны отменили податную задолженность за прошлые годы и ограничили сроки государственной барщины. Заметно сократилось число рабов, которым стали предоставлять самостоятельные наделы и тем самым переводить их в разряд податных крестьян. Правда, эти мероприятия касались лишь государственных рабов. Наряду с этим, Таны применяли и репрессивные меры для подавления крестьянских восстаний.
В первой половине VII в., при императорах Ли Юане и Ли Шимине, была окончательно оформлена административная структура империи, которая начала создаваться еще при Суйях. Страна была разделена на провинции, области и «уезды». Низший административной единицей считалась сельская община с ее ядром — пятидворкой. На местах существовал огромный чиновничий аппарат, подчиненный центральным властям. В стране действовал строжайший принцип централизации управления. Начала формироваться наемная армия. Был составлен свод законов.
Аграрная политика Танов была направлена на укрепление государственной земельной собственности. Основой аграрного строя продолжала оставаться надельная система. Внедрение ее повсеместно на огромной территории означало завершение процесса утверждения феодализма в Китае.
В самой надельной системе происходили значительные изменения. Уменьшился средний надел крестьянина, сокращен был возраст, считавшийся трудоспособным, из числа тяглых были исключены женщины. Разрешалась и даже поощрялась уплата зернового и промыслового налога деньгами, что свидетельствовало об определенном росте товарно-денежных отношений. От трудовой повинности также разрешалось откупаться определенным количеством тканей или пряжи. Это свидетельствовало о падении роли отработочной ренты.
Значительно сократилось применение рабского труда. Рабы почти не использовались в земледелии. Главной сферой их использования стало домашнее хозяйство и услужение. Хозяину перестали давать на рабов дополнительные наделы земли.
Оживилась городская жизнь. Торговцы и ремесленники стали создавать своеобразные организации — ханы (цехи-гильдии), которые объединяли мастерские и лавки одного торгово-ремесленного профиля. Основателями ханов, как правило, были купцы, ремесленники играли подчиненную роль. Ханы имели внутреннее самоуправление, но в городском управлении участия не принимали. Городское ремесло рассчитано было преимущественно на обслуживание императорского двора, армии, знати. Оно было регламентировано и находилось под контролем феодального государственного аппарата. Торговые связи развивались слабо.
Важным мероприятием Танов было упорядочение денежной системы. По всей стране распространялись круглые медные монеты с отверстием посередине, чтобы их можно было нанизывать на шелковую нить. Были ликвидированы местные монетные дворы.
Во внешней политике страны главное внимание уделялось обеспечению контроля за Великим шелковым путем. Главными соперниками Китая были здесь тюркские государства. Танская империя одержала ряд побед, в результате которых современный Западный Китай был включен в состав империи. В 751 г. произошло столкновение китайских войск с армией Арабского халифата. Китайцы были разбиты, и это приостановило их дальнейшее продвижение на запад.
Продолжались попытки завоеваний в Корее и Юго-Восточной Азии, были установлены связи с Японией, развивались отношения с Тибетом, начались официальные контакты с Индией. Китай посещали посольства от арабских халифов и византийских императоров.
Усиление внешних контактов Китая в VII—VIII вв. имело большое значение для страны не только в военно-политическом отношении, но и в плане развития торговли и культурных контактов. Танская империя стала одним из наиболее мощных государств средневекового мира.
Социальная иерархия. В феодальном Китае сложилась строгая иерархическая система. Особенностью, отличающей ее от европейской феодальной иерархии, было то, что все считались подданными одного господина — императора. Никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно, через все ступени этой лестницы. В иерархическую систему были включены все социальные группы населения; Каждая иерархическая ступень имела свои правила поведения, этикета, свой тип одежды и т. д. Дробление на ступени было очень мелким.
В Китае существовала наследственная аристократия. Однако даже среди знати не было равенства. Она делилась на девять рангов — титулов. Каждый титул обеспечивался земельным наделом определенного размера.
Очень многочисленной социальной группой являлось чиновничество, которое называют своеобразным личным дворянством феодального Китая. Чиновники не могли передать по наследству свой социальный статус, должность или должностное землевладение. Для занятия должности и включения в эту социальную группу требовался определенный образовательный ценз. Только тот, кто сдал государственный экзамен, мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Положение чиновника менялось только после сдачи экзамена, соответствующего более высокой должности. Система экзаменов возникла в Китае еще во II в. до н. э., но в окончательном виде она оформилась в танский период. Экзамены были трех ступеней. Процедурой руководил начальник местной администрации. На высшую ступень экзамены сдавались при императорском дворе. Наряду с общеобразовательной подготовкой проверялась и благонадежность. Могло быть и движение назад. Поэтому в среде чиновников царила неуверенность в будущем, и это было гарантией полной покорности начальству. Формально система экзаменов делала чиновничество «открытым классом», но на самом деле и здесь существовала преемственность, так как чиновнику было легче, чем представителям других категорий населения, подготовить своих детей и провести через экзаменационные трудности.
Занятие земледелием в Китае считалось почетным. В VII в. большинство крестьян были податными, т.е. принадлежали к так называемому «доброму люду» (лянминь). Формально каждый податной мог сдать экзамен и стать чиновником, а значит, и продвинуться выше по иерархической лестнице. Но на деле такие случаи были редки.
Для крестьянина, как и для чиновника, существовала строгая регламентация в одежде, манере поведения и даже хозяйственных делах. Например, особыми государственными рескриптами ему предписывалось, какие культуры он должен выращивать на своем наделе. Податной был приписан к наделу и не мог покинуть места приписки. В разряд податных зачислялись и главы родов, старосты, богатей, которые, по сути дела, были непривилегированными помещиками. В их руках скапливалось значительное количество земли, на них работали лично зависимые, «пришлые», рабы. Старосты были обязаны следить за возделыванием полей, уплатой налогов, выполнением трудовой повинности, обеспечением круговой поруки. По всем своим делам крестьянин мог обратиться только к старосте, прямое обращение к государственному чиновнику возбранялось. Ремесленники и купцы тоже облагались податями и повинностями, для них существовала регламентация жизни и деятельности.
Вне иерархической системы находились слуги, рабы, лично зависимые держатели земель у частных лиц, т.е. те, кто не платил налогов и считался бесправным. У них не было возможности рассчитывать на продвижение вверх.
Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности. Утвердившаяся в раннее средневековье надельная система давала определенные гарантии обеспеченности мелкому индивидуальному производству, которое для того времени было наиболее прогрессивной формой хозяйства. В земледелии и ремесле широко применялись железные орудия. Уже к этому времени получил распространение земледельческий инвентарь — плуг с железным лемехом и отвалом, мотыги, сапки и т. п., который в основных чертах сохранялся на протяжении всего средневековья. Совершенствовалась обширная ирригационная система. Расширилась площадь пахотных земель. Стали применяться водонапорные машины, что позволило ввести поливное земледелие на возвышенностях. Получило дальнейшее распространение знаменитое грядковое полеводство, широко практиковалось черезбороздное засевание двух культур (например, проса и бобов), что позволяло получать два урожая в год. Распространялись новые культуры — чай, сахарный тростник, культивировался дубовый шелкопряд и т. д.
Дальнейшее развитие процесса разделения труда способствовало все большей концентрации ремесла в городе. Широкое распространение получило казенное ремесло, которое тормозило и подчиняло частное, хотя и не могло остановить его развитие.
Города в Китае находились в зависимости от феодального государства. Они не имели самоуправления. Государственная власть жестко регламентировала все стороны их жизни. В городах производились не столько предметы первой необходимости, сколько предметы роскоши и товары, предназначенные на экспорт.
В связи с развитием торговли увеличивалась роль денег, в том числе и доля денег в доходах феодалов. В конце Х — начале XI в. были введены в обращение так называемые «летающие деньги» — бумажные векселя, которые обменивались на металлическую монету. Это были первые предшественники бумажных денег.
Система государственного контроля и строгая социальная иерархия препятствовали росту крупного землевладения. Однако в самом аграрном законодательстве крылись возможности подрыва государственной надельной системы. В отдельных случаях крестьянский надел мог быть продан (в случае переезда, при недостаточности средств на обряд похорон и т. п.). Вновь освоенные земли считались собственностью тех, кто поднимал целину. Феодалы, стремившиеся, минуя государство, эксплуатировать крестьян, прибирали к рукам все эти земли. Чтобы захватить надельные земли, они прибегали к различным ухищрениям, а то и к прямому насилию — присваивали землю крестьян, а их самих брали под «покровительство», спасая от многолетних долгов по налогам. В иных случаях феодалы строили дамбы и отводили воду от крестьянских наделов, в результате чего крестьяне были вынуждены или оставлять землю, или становиться лично зависимыми.
Императоры вопреки установленным правилам жаловали земли своим родственникам и высшей знати на правах частной собственности. Подобные же пожалования делались буддийским монастырям.
Феодалы усиливали свои позиции, а слой надельных крестьян сокращался. Это приводило к уменьшению налоговых поступлений в казну. Императорские указы, запрещавшие «занимать поля без ограничений», «скрывать податных», успеха не имели. Сама надельная система к середине VIII в. стала пустым звуком. В стране начала развиваться система феодальных поместий.
Феодалы, захватив значительное количество государственной земли и создав крупные поместья, всеми силами стремились избавиться от опеки бюрократического аппарата. В это же время центральные власти вынуждены были ввести должности окружных военных наместников, что было связано с участившимися набегами кочевых племен. Среди крупных феодалов и особенно военных наместников усиливались сепаратистские настроения. В 50-60-е гг. VIII в. по стране прокатилась волна военно-феодальных мятежей.
Феодальные смуты ослабили Китайскую империю, в результате чего был потерян ряд принадлежавших ей ранее территорий. После битвы с арабами в 751 г. Китай лишился контроля над Великим шелковым путем. Была потеряна Корея. На северо-востоке, в Южной Маньчжурии, обосновались кидане, которые угрожали земледельческим районам Китая. На юго-западе (в Юньнани) было образовано государство Наньчжо, которое вместе с тибетскими племенами в VIII в. начало совершать набеги на китайскую территорию.
В этих условиях государство вынуждено было провести реформу налогообложения. Это было необходимо, так как доходы казны катастрофически упали. Из 53 млн. населения в Китае в 755 г. натуральные и трудовые повинности в пользу казны несли немногим более 8 млн. человек. Реформа, подготовленная рядом частных постановлений предшествовавшего двадцатилетия, была проведена по предложению первого министра Танского правительства Ян Яня в 780 г. Было введено повсеместное взимание налога два раза в год — с летнего и осеннего урожая. Закон допускал замену натурального налога денежным. Налогообложению подлежали все, кто имел земли, в том числе владельцы имений, чиновники и т. д., а также ремесленники и купцы. В результате расширился круг налогоплательщиков и усилилось налогообложение бывших надельных крестьян. Государство не производило больше ежегодных переделов полей, была узаконена свободная купля-продажа земли. Итак, реформа Ян Яня официально признала существование частно-феодальной земельной собственности и предоставила новые возможности для ее концентрации в руках отдельных лиц.
Крестьянская война 874—901 гг. Ломка аграрных отноше ний раннего средневековья происходила крайне болезненно для с крестьянства. Миллионы бывших держателей наделов лишались своей земли, не выдерживая новых тягот налогообложения. Именно они явились участниками антифеодальных разрозненных ^выступлений, которые в 874 г. вылились в крестьянскую войну. Шервоначальный очаг восстания находился в провинциях Хэнань, Хэбай и Шаньдун. Восставшие выдвинули вождей, из которых наиболее популярным стал Хуан Чао. К 876 г. армия восставших (насчитывала более 100 тыс. человек, а район действия охватывал |пять провинций междуречья Хуанхэ и Янцзы. Восставшие совершили грандиозный поход на юг Китая, взяли Гуанчжоу (Кантон), а затем вернулись на север. Они сумели захватить обе столицы империи — Чаньань и — Лоян (880—881). Император бежал |в Сычуань. В 880 г. Хуан Чао провозгласил себя императором. Никакой четкой программы у восставших не было. Повстанцы раздавали бедным людям сокровища и продовольствие из запасов фео—1далов. Самих феодалов и чиновников выше 4-го ранга убивали. |В дальнейшем в лагере восставших началось феодальное перерождение части повстанческой верхушки. В результате были потеряны доверие и поддержка населения, ослабла дисциплина. Совершив длительный поход и уничтожив на своем пути угнетателей, повстанцы не сохранили связей с населением этих территорий. Они не сумели также создать крестьянскую правительственную власть, способную защитить их завоевания и организовать взаимодействие разных районов страны.
В этих условиях господствующий класс, сознавая смертельную опасность, сумел сплотить свои силы. Для борьбы с повстанцами были привлечены конные отряды кочевников-степняков. Однако восстание продолжалось еще целое десятилетие. Лишь в 901 г. были окончательно рассеяны последние крестьянские отряды.
Крестьянская война потерпела поражение, но она сыграла значительную роль в истории Китая. Могущество феодалов было подорвано, государственный аппарат дезорганизован, династия Тан пала.
Феодальные смуты первой половины Хв. В течение длительного времени (907—960) в стране не удавалось восстановить общегосударственную власть. Шли войны между различными претендентами на трон, возникали и распадались мелкие государства. По китайской традиции, этот период носит название времени «пяти династий и десяти царств».
Кровопролитные междоусобные войны сопровождались большими разрушениями, особенно в Северном Китае. Были разграблены многие города. Оставленная без присмотра ирригационная система разрушалась. Вода затопляла поля, разрушала целые деревни. Активизировались соседи-кочевники, особенно кидани, жившие у северо-восточных окраин Китая и в 916 г. создавшие там свою империю-Ляо обрядность (кидани, или китаи, — от названия этого племени происходит русское наименование страны, которое было воспринято от монголов, — Китай). Правители киданей часто вмешивались в борьбу между китайскими феодалами. Их войско захватило значительные территории Китая к северу от Хуанхэ. В этих условиях в стране началось широкое движение за освобождение захваченных киданями земель и объединение Китая в единое государство. В 960 г. армия, воевавшая против киданей, провозгласила своего командующего Чжао Куаниня императором. С этого времени начался более чем трехсотлетний период правления династии Сун (960—1279). Сунам не удалось восстановить китайское государство в прежних границах. Часть территорий осталась за киданями, северо-западные области были заняты тангутами.
Религии и культура Китая в раннее средневековье.Переход к феодализму знаменовался в Китае распространением буддизма. Именно буддизм явился здесь орудием оформления и укрепления феодального строя. С VI в. он стал государственной религией. Была создана мощная церковная организация. Государственная власть видела в могущественной буддийской церкви помощницу в борьбе за общегосударственную централизацию. Раннее средневековье в Китае было временем наибольшего распространения буддизма, оказавшего влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства. Буддизм способствовал знакомству Китая с культурой Индии, Юго-Восточной и Средней Азии. В Китае буддизм впитал местную религию и культ предков, включил в свой пантеон святых древнейших китайских мудрецов и героев.
Буддизм имел своих приверженцев главным образом в правящем классе. В народе же по-прежнему был распространен даосизм. Как учение, восходящее ко времени первобытнообщинного строя, даосизм сохранял лозунги равенства и осуждения богатства, что привлекало народные массы. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. К этому времени даосское вероучение было значительно пересмотрено в угоду классу феодалов, религия получила официальное признание. Однако отдельные даосские секты продолжали оставаться объединениями трудящихся, не удовлетворенных действительностью и выступающих против своих угнетателей. Даосизм нередко выступал также как идеологическая форма оппозиционных движений тех группировок господствующего класса, которые по той или иной причине оказывались отстраненными от власти.
Между даосизмом и буддизмом шла борьба за влияние на китайское общество. Однако обе эти религии не смогли вытеснить конфуцианство, продолжавшее сохраняться как основа образования, морали, государственного устройства, законодательства. Именно в духе конфуцианства была разработана система обязательных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения государственной должности.
Сосуществование нескольких религий — характерная черта раннефеодального Китая. Конфуцианство, являвшееся в древности господствующей официальной идеологией, постепенно трансформировалось благодаря включению в него ряда элементов даосизма и буддизма. Наметилась тенденция к философскому синкретизму, приведшему в XI—XII вв. к так называемому неоконфуцианству, ставшему мощной идеологической, культурной и политической силой в период развитого феодализма.
Социальные и политические потрясения первых веков средневековья вызвали некоторый упадок китайской культуры, хотя и не нарушили общей линии и преемственности ее развития. В III — VIII вв. в китайской культуре сильнее стало сказываться влияние культуры малых народов, населявших окраины страны, и соседних стран, что явилось благотворным для развития философской мысли, литературы и искусства.
Высокого развития достигла китайская поэзия. Одним из первых блестящих поэтов раннего средневековья был Тао Цянь (365—427), автор знаменитой социальной утопии «Персиковый источник». С VIII в. начался «золотой век» китайской поэзии. Антология поэзии танского периода насчитывает свыше 50 тыс. произведений. В это время творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй (699—761), Ли Бо (699—762), Ду Фу (712—770). Являясь проникновенными лириками, они затрагивали и глубокие общественные мотивы, их волновали судьбы родины, раздираемой междоусобицами, страдания простого народа.
С VII в. зарождается жанр новеллы, описывающей быт и нравы горожан. В городских новеллах явно прослеживалось влияние индийских традиций.
Большое развитие получило историописание, причем занятие это было монополизировано государством. Назначались особые чиновники-историки, существовали историографические канцелярии, собирающие сведения о текущих событиях. В 710 г. Лю Чжицзи составил труд «Проникновение в историю», где критически проанализировал предшествующие исторические труды.
Паломничества к святым местам буддистов способствовали накоплению значительных географических знаний. Особенно интересны сведения, собранные Фа Сянем в 399—415 гг., Сюань Цзяном (606—661). Описания их путешествий являются одним из лучших источников для изучения народов Индии, Юго-Восточной и Средней Азии того времени.
С конца VI в. при императорском дворе возобновилось собирание книг. В VII в. дворцовая библиотека насчитывала около 90 тыс. свитков. Сохранялась традиция собирания частных книжных коллекций.
В распространении научных знаний немалую роль сыграло книгопечатание с резных досок — ксилография, применяемая с VII в. В XI в. был изобретен, хотя и не получил широкого распространения, наборный шрифт.
Развивались математика, астрономия, естествознание. Появились труды по различным отраслям медицины. Китайская медицина славилась знаниями целебных свойств растений. Инженерные и математические знания использовались для строительства городов, крепостных стен, сложных ирригационных сооружений. В Х в. в Китае стал применяться компас. В IX в. был изобретен порох.
В искусстве и архитектуре тесно переплеталось влияние буддизма и местных китайских традиций. Были построены многоэтажные каменные пагоды в Хэнани (VI в.), Шэньси (VII в.) и др. Расписывались монастырские пещеры, например, «Пещера тысячи будд» (близ Дуньхуана) имела фрески общей длиной свыше 25 км. Создавались скульптурные изображения будд. Большим достижением техники был знаменитый 37-метровый арочный мост в Шаньдуне (начало VII в.).
Широкое распространение получила живопись по шелку и бумаге. Изображались главным образом пейзажи, а также цветы и птицы.
Самостоятельной отраслью искусства стала иероглифическая каллиграфия. Знаменитого каллиграфа IV в. Ван Сичжи называли «богом каллиграфии».
Развивались такие отрасли прикладного искусства, как изготовление изделий из фарфора, лака, кости, металлов, художественных тканей и вышивки.
Большое распространение получил театр пантомимы.
ГЛАВА 9
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1151;