ГЛАВА 5 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX — XI ВВ.

 

Набеги арабов, венгров и норманнов. В IX — XI вв. западноевропейские страны подвергались нападениям арабов с юга, норманнов — с севера и венгров — с востока.

Захватившие Северную Африку и Испанию арабы, или, как их тогда называли, сарацины, устраивали постоянные пиратские набеги на средиземноморские страны. В IX в. они утвердились на Кипре, в Сицилии, Сардинии, на Корсике, захватили Апулию, грабили Неаполь и Рим. Создав базу в Провансе, арабы проникали вверх по Роне в Альпы и грабили торговые караваны в альпийских проходах. Постоянным арабским нападениям подвергалось также население южнофранцузских областей.

С востока наступали кочевники венгры (мадьяры). Теснимые печенегами, они продвинулись за Карпаты и заняли земли между Тисой и Дунаем. В 906 г. венгры нанесли поражение Великоморавскому государству, захватив Паннонию, населенную славянами, и восточную часть Моравии. В первой половине Х в. венгры устраивали опустошительные набеги на страны Западной и Южной Европы. Их легкая конница проникала на Балканы и вторгалась в глубь Византии, устраивала походы за Рейн и Рону, появлялась у Парижа. Много раз они грабили Италию, достигая даже юга страны. Чаще всего венгры нападали на Германию, захватывали огромную добычу и уводили в неволю пленников. Только после поражения в битве на Лехе (955 г.) венгерские вторжения стали повторяться реже и с переходом венгров к прочной оседлости в конце Х в. совсем прекратились.

Наиболее угрожающими были пиратские экспедиции норманнов, которые начались с конца VIII в. и продолжались до середины XI в. Норманны («северные люди») — это германские народности: датчане, норвежцы, шведы. В те времена они еще значительно отставали в своем общественном развитии от западноевропейских народов. Основными их занятиями были скотоводство, охота, морские промыслы, рыболовство. Земледелие развивалось слабо. Избыточное население уходило в морские экспедиции. Воинственная знать — викинги — со своими дружинниками отправлялась в далекие морские походы на больших беспалубных ладьях, украшенных изображениями дракона. Захваченную добычу, в том числе и невольников, морские разбойники сбывали, нередко в тех же местах, где грабили.

Западные норманны — норвежцы и датчане — проникали в страны североморского и атлантического побережий. Норвежцы опустошали берега Шотландии и Ирландии, основали колонии в Исландии и Гренландии. Около 1000 г. они достигли побережья Северной Америки. Датчане захватили значительную часть Англии, грабили побережья Франции и Германии.

Норманны от грабежей переходили к захвату земель. В начале Х в. они обосновались в устье Сены и создали там герцогство Нормандию. В XI в. норманны захватили большую часть Южной Италии и Сицилию, вытеснив арабов. В XII в. норманнский герцог принял титул короля, основав «Сицилийское королевство». Под его властью находились вся [Южная Италия и Сицилия.

Шведы, известные в византийских и русских источникахкакваряги, совершали торгово-грабительские экспедиции в восточноевропейские страны. Они проникали в верховья рек Волги и Днепра, стремясь к Каспию и Черному морю, вели грабительскую торговлю с арабскими купцами и Византией. Славяне отражали варяжские вторжения, нередко прогоняли варягов за море. Варяги иногда нанимались в дружины киевских князей, частично оседали и ассимилировались древнерусской народностью.

Следует отметить, что набеги и вторжения всех этих завоевателей, особенно норманнов, сопровождавшиеся грабежами и уводом людей в рабство, тяжело отражались на социально-экономическом и политическом развитии европейских народов.

 

Франция в IX—XI вв.

Территория и население. Западнофранкское королевство, как называли Францию до Х в., занимало далеко не всю территорию современной Франции. На западе независимым оставалось кельтское герцогство Бретань, на востоке граница проходила по Шельде, Маасу, Соне и несколько западнее Роны. Но и в этих пределах оно не являлось этнически однородным. Север с центром в Париже отличался в этническом отношении от юга, население прилегающей к Пиренеям Гаскони было этнически близким к пиренейским баскам.

Во Франции раньше, чем в других странах, воцарилась феодальная раздробленность. Существовавшая во времена Карла Великого территориальная организация государственной власти распалась уже при Карле Лысом. Согласно Кьерсийскому капитулярию от 877 г., полученные от короля бенефиции, равно кар и должность графа, беспрепятственно наследовались. Государство уже к концу IX в. раздробилось на ряд крупных и множество мелких феодальных владений. Побережье Ла-Манша и земли, расположенные вверх по Сене, занимало герцогство Нормандия, образовавшееся в результате захвата норманнами французской территории. Завоеватели ассимилировались в северофранцузской народности, восприняв ее язык и заимствовав феодальные порядки. По среднему и нижнему течению Луары располагались более мелкие феодальные владения — графства Блуа, Турень, Анжу, южнее Луары — Пуату. На юго-западе находилось большое герцогство Аквитания и у самых Пиренеев — Гасконь. За Пиренеями на территории бывшей Испанской марки было расположено графство Барселонское. На юге у Средиземноморского побережья простиралось большое графство Тулузское. Северо-восточнее его находились графство Овернь и герцогство Бургундия. На восток от Парижа до границы с Германией располагалось графство Шампань. На северо-западе — графство Фландрия, находившееся в двойной вассальной зависимости — от французского и германского королей. Каждое из этих больших владений превосходило по своим размерам домен Каролингов и только формально подчинялось королевской власти. Однако все эти герцогства и графства были не менее раздроблены, чем само Французское королевство. Они состояли из множества отдельных шателенств, ви-конств, баронств и разных других сеньорий, в которых полными господами являлись их непосредственные владетели. В конечном счете власть над населением осуществлял тот феодал, который его непосредственно эксплуатировал.

Королевская власть. В этих условиях королевская власть потеряла значение центрального государственного органа, располагающего юрисдикцией над всей страной, и превратилась в ограниченный сюзеренитет в многоступенчатой вассально-ленной иерархии. Реальную власть король, как и всякий феодальный владетель, сохранил только в пределах своих домениальных владений. На остальной территории, где властвовали королевские вассалы — герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты, король пользовался только формальным правом предоставлять инвеституру (вручать символический знак на владение) и требовать выполнения вассальных повинностей — военной службы в установленный обычаем срок и денежного взноса (рельеф) при вступлении в наследство. Однако при слабости королевской власти выполнение этих повинностей всецело зависело от воли могущественных князей. Если дело касалось обороны их владений от внешних завоевателей, они обычно соглашались на совместные военные предприятия, в которых король выступал в качестве верховного предводителя. Крупные феодалы нуждались также в короле как верховном арбитре для улаживания постоянных конфликтов между ними.

Таким образом, несмотря на упадок королевской власти и потерю ею многих прежних прерогатив, она и в условиях феодальной раздробленности оставалась необходимым верховным органом государственной организации в стране. С появлением предпосылок для политического сплочения ее роль непреклонно возрастала.

Реальная сила королевской власти зависела в тех условиях прежде всего от домениальных владений. Царствовавшая во Франции династия Каролингов располагала лишь незначительными фамильными владениями, которые непрестанно сокращались. Последние Каролинги, как когда-то их предшественники Меровинги, теряли власть над могущественными магнатами и с трудом сохраняли номинальный королевский титул, оспариваемый соперничавшим с ними семейством Робертинов. Последние владели Парижем и окружавшим его графством Парижским. Они проводили энергичную политику по сколачиванию своих фамильных владений и пользовались в стране значительным авторитетом в связи с успешным отражением норманнских нашествий. Несколько раз им удавалось (при формально царствовавших Каролингах) присвоить королевский титул. Современники наделили их такими возвышенными эпитетами, как Роберт Сильный, Гуго Великий, в то время как царствовавших Каролингов унизительно прозывали — Людовик Заика, Карл Простой и т. п. Когда в 987 г. со смертью Людовика Ленивого окончилась династия Каролингов, магнаты Франции без колебаний избрали королем внука Гуго Великого — Гуго Капета, основавшего династию Ка-петингов, которая царствовала вместе с ее боковыми линиями вплоть до французской революции.

Смена династии не сказалась сразу на положении французской монархии. Первые Капетинги располагали такой же призрачной властью, как и их предшественники. Но в дальнейшем, когда появились предпосылки для политического сплочения страны, Капетинги смогли укрепить положение королевской власти. Важную роль играл тот факт, что Капетинги владели солидным доменом — герцогством Иль-де-Франс, занимавшим выгодное положение по течению двух больших рек — Сены и Луары — и включавшим города Париж и Орлеан. Проводя удачную домениальную политику, они смогли увеличить свои фамильные владения и сплотить их. Капетинги умело пользовались своими верховными прерогативами, в частности сюзеренитетом над коронными вассалами, который они смогли превратить в конце концов в реальную власть над всей территорией страны.

Положение крестьянства. Подавляющая часть крестьянства уже к концу IX в. находилась в поземельной и личной зависимости от феодалов. Согласно капитулярию Карла Лысого от 847 г., каждый человек обязан был подчиняться власти сеньора, а те, кто не имел сеньора, должны были коммендироваться тому или другому господину, иначе они не пользовались защитой закона.

В Х в. крестьянство делилось на две основные группы — сер-вов и вилланов. Вилланы («жители села») были потомками колонов, прекаристов и свободных общинников; они держали господскую землю и находились под судебной властью своих сеньоров и были обязаны нести разные поземельные повинности — барщинные, оброчные, денежные. Кроме того, сеньор получал с вилланов дополнительные платежи как судебный господин. Как лично свободные люди, вилланы могли уйти от своих господ, отказавшись от держаний или продав эти держания другим крестьянам, обязанным выполнять за них установленные повинности. Это позволяло вилланам переселяться в города или уходить на вновь колонизуемые земли. Однако и на этих землях были фео-дальные господа, которые со временем требовали.таких же повинностей.

Сервы, составлявшие в те времена значительную часть французского крестьянства, были совершенно бесправны. Это потомки рабов, вольноотпущенников и литов. Сервами становились и закабалившие себя свободные. Повинности сервов были связаны не только с земельным держанием, но и с личной зависимостью. Они подвергались поголовному обложению, как регулярному, так и нерегулярному (произвольная талья), платили брачный побор в случае вступления в брак на стороне или с лицом свободного звания, должны были выкупать наследуемое имущество (посмертный побор обычно в виде лучшей головы скота). В качестве поземельных повинностей сервы больше, чем вилланы, несли барщину и были заняты на самых тяжелых работах. Сервы без наделов эксплуатировались как рабы, выполняя разные службы и получая скудное содержание. На сервов еще в большей степени, чем на вилланов, распространялись баналитетные поборы — рыночные, дорожные, мостовые, паромные пошлины, сборы за помол, за пользование прессом для давки винограда и т. д.

Феодалы усиливали эксплуатацию крестьян, вводили новые повинности, лишали крестьян их прежних прав, в частности безвозмездного пользования общинными угодьями и лесами. Жизнь крестьян была очень тяжелой. Частыми явлениями были голодовки и эпидемии.

Бедствия, связанные с закрепощением крестьян и усилением эксплуатации, вызывали массовые народные восстания. В 997 г. вспыхнуло восстание в Нормандии. Крестьяне требовали возврата им общинных угодий, бесплатного пользования лесами и водами. Нормандские феодалы жестоко подавили восстание, перебив и покалечив множество крестьян. В 1024 г. восстали крестьяне во всей Бретани, не имея, по словам хроники, «ни вождей, ни оружия». Крестьян поддержали и некоторые города. Рыцарское войско, посланное против крестьян, с трудом подавило это восстание.

Сопротивление крестьян вынуждало феодалов смягчать эксплуатацию и нормировать повинности. Составлялись записи местного сеньориального права, регулировавшие отношения между крестьянами и их сеньором и устанавливавшие определенную норму крестьянских повинностей. Боясь новых восстаний, феодалы соблюдали записанный «обычай». Для крестьян эти меры имели положительное значение. Появлялся стимул развития их хозяйственной инициативы, что способствовало росту производительности труда и укреплению крестьянского хозяйства.








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.