Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений в Римской империи
ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как например в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались тольконаоснове разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.
Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений в Римской империи
Упадок рабовладельческого хозяйства. В Римской империи были значительно развиты земледелие, ремесла и торговля. Крупное рабовладельческое хозяйство приобрело товарный характер. Получили широкое развитие внешнеторговые связи в бассейне Средиземного моря. Но уже в III в. заметно обнаружился хозяйственный застой, а затем и упадок. Сокращалась торговля, замирала городская жизнь. Причины этого упадка коренились в общем кризисе рабовладельческого способа производства.
При рабовладельческом строе экономика имела весьма ограниченные возможности для своего развития. Раб не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодным только при наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от тяжелой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. Однако упадок военной мощи Римской империи, связанный с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позволял пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним, рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.
Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей. Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов.
Колонат. Мелкое крестьянское землевладение в Римской империи не в состоянии было противостоять крупной земельной собственности рабовладельцев. Крестьяне разорялись под тяжестью государственных повинностей, попадали в неоплатные долги и теряли собственность на свои участки. Им приходилось или превратиться в бездомных бродяг, или оставаться на своих участках в качестве вечнонаследственных арендаторов-прекарис-тов. Так и поступали многие разорившиеся крестьяне. Безземельные люди могли получить участки в свободную аренду на правах колоната. Именно эта форма земельного держания стала наиболее распространенной в поздней Римской империи. Она позволяла крупным землевладельцам наиболее выгодно использовать оставшиеся без возделывателей земли, привлекая на них арендаторов из числа разорившихся крестьян. Земельный собственник нередко предоставлял поселенцу (колону) инвентарь и даже посевной материал, что, естественно, было связано с увеличением повинностей. Первоначально колон был свободным человеком и, выполнив повинности, мог покинуть участок. Но уже в IV в. колоны были прикреплены к земле и превратились в наследственных держателей. На помощь земельным собственникам пришло рабовладельческое государство, которое было заинтересовано в заселении пустующих земель и получении налогов с их возделывателей. Указом Константина I от 332 г. все арендаторы навечно прикреплялись к земле. Беглых колонов надлежало, согласно указу, «заковывать в кандалы, как рабов, чтобы в наказание заставить их рабским способом выполнять обязанности, приличествующие свободным людям». Колоны потеряли гражданские права, не могли занимать государственные должности и принимать духовное звание. Так они фактически опускались до положения посаженных на землю рабов, и римское право в ряде случаев ставило их в один ряд с рабами. Но все же в хозяйственном отношении колоны были самостоятельнее рабов, их повинности нормировались. Колоны платили государственные налоги, привлекались к военной службе, их нельзя было продавать без земли. Таким образом, положение колонов было двойственно: с одной стороны, они напоминали рабов, так как были лишены права владеть неограниченной собственностью, а с другой стороны, — считались юридически свободными и являлись государственными подданными, обязанными выполнять публичные повинности. Их эксплуатировали и землевладельцы, и государственная власть. Прикрепленные к земле колоны походили уже на феодально зависимых крестьян средневековья. Ф. Энгельс считал их предшественниками средневековых крепостных *. Колоны были наделены средствами производства, и их прибавочный продукт отчуждался с помощью внеэкономического принуждения. В поздней Римской империи колоны представляли основную категорию земледельческого населения, их состав пополнялся за счет обезземеленных крестьян, вольноотпущенников и несвободных варваров.
Если колоны опускались в известном смысле до положения рабов, то рабы, посаженные на землю, наоборот, поднимались в хозяйственном отношении до положения колонов. С переходом к феодализму обе эти категории непосредственных производителей стали одним из главных источников формирования крепостного и зависимого крестьянства на территории бывшей Римской империи.
Кроме колоната, в поздней Римской империи были и другие формы земельных держаний, близкие к феодальным: прекарий и эмфитевзис. Мелкие прекаристы получали земельные участки на различных условиях, большей частью за чинш. Срок держания устанавливался земельным собственником, но позднее прекарий стали долгосрочными, и прекаристы мало отличались от колонов. Эмфитевзис напоминал до некоторой степени средневековые условные держания. Его держатели ежегодно вносили земельным собственникам фиксированные платежи и пользовались обширными правами на свои владения — могли сдавать их в аренду, продавать, передавать по наследству. Собственник мог отнять владение только в случае неуплаты эмфитевтом положенных платежей в течение трех лет или после смерти держателя при отсутствии наследников, а также по истечении срока владения.
Изменения в государственном строе. Разложение рабовладельческого строя вызвало значительные изменения в политическом устройстве. Перед лицом усилившихся классовых и внутриполитических противоречий, роста сепаратистских тенденций в провинциях и возросшего натиска варваров господствующий рабовладельческий класс шел на укрепление своей диктатуры в форме домината. Управление государством было сосредоточено в руках императора и подчиненного ему бюрократического аппарата. Сенат потерял всякое значение. Была ликвидирована автономия городских муниципиев. Увеличилась численность армии, состоявшей большей частью из наемников-варваров. Для содержания разросшегося бюрократического аппарата и армии требовались огромные средства, которые правительство пыталось добыть за счет увеличения налогов. С этой целью разные категории населения прикреплялись к государственному тяглу, устанавливалась круговая порука за выполнение повинностей. Согласно эдикту императора Диоклетиана от 293 г., ремесленники и торговцы прикреплялись к своим коллегиям, которые отвечали перед государством за выполнение натуральных повинностей. На куриалов (членов городских курий) была возложена ответственность за поступление налогов в муниципальных округах. За недоимки они отвечали собственным имуществом. Им запрещалось под угрозой наказания оставлять свой город. В сословие куриалов насильственно включали всех городских землевладельцев, имевших не менее 25 югеров земли. Чтобы избавиться от тяжелых повинностей, куриалы укрывались в лесах и горных ущельях, уходили в монастыри, становились колонами.
Укрепление военно-бюрократического аппарата и усиление власти над провинциями не могли задержать распада Римской державы. Император Диоклетиан разделил империю между четырьмя соправителями. Рим потерял свое былое значение и фактически перестал быть столицей империи. А в 395 г. империя окончательно была разделена на Восточную и Западную, хотя формально обе части продолжали называться Римской империей.
В Западной Римской империи обострялся кризис рабовладельческой системы, возрастало могущество землевладельческой знати и усилились сепаратистские тенденции в провинциях. Правительство не в состоянии было прежними методами удерживать власть над населением и вынуждено было обращаться за помощью к магнатам, располагавшим частной властью над зависимыми людьми. На крупных земельных собственников была возложена ответственность за выполнение колонами государственных (налоговых и военных) повинностей. Землевладельцы создавали свой аппарат судебно-административной власти и содержали собственные военные дружины. Так началось разложение государственной бюрократической системы и оформление частной власти магнатов. Вместе с тем происходила децентрализация политической власти. Управление провинциями, которое раньше осуществляли чиновники от лица центральной власти, переходило в руки местной сенаторской знати. Все большую самостоятельность приобретали высшие военачальники, располагавшие отрядами дружинников. Все это свидетельствовало о начавшейся феодализации римского рабовладельческого государства.
Христианская церковь. Средневековая Европа унаследовала от Римской империи христианскую церковь. Христианство, представлявшее первоначально религию угнетенных, постепенно изменило свой характер и превратилось в IV в. в официальную религию, служившую интересам господствующего класса. К тому времени христианство уже распространилось на всей территории империи и охватило большую часть населения. Прежняя демократическая организация христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную иерархию. В своих проповедях христианское духовенство призывало к повиновению властям и смирению перед угнетателями. Это заставило римские власти изменить отношение к христианству и от гонений перейти к признанию и поддержке новой религии. Христианство с его монотеизмом могло лучше, чем различные языческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи, а централизованная церковная организация — дополнить государственную бюрократическую систему. Именно такую роль и начала играть христианская церковь после ее признания Константином (Миланский эдикт 313 г.). Вскоре христианство стало в империи господствующей религией и церковь превратилась в крупную экономическую, политическую и идеологическую силу. Епископы не только управляли церковными диоцезами (округами), но и располагали судебно-административной властью в своих владениях.
Превращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви в орудие угнетения вызвало раскол среди верующих. Несогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию выдвигали свои особые еретические (несогласные с официальной религией) вероучения. Так появились богословские ереси, в которых находила свое выражение оппозиция угнетенных масс против господствующего строя и церковной иерархии. Уже на Никейском соборе в 325 г. было осуждено распространившееся в восточных провинциях империи арианство, отрицавшее божественную природу «второго лица троицы» — Христа, а следовательно, ставившее под сомнение учение о божественности христианской церкви. Арианство проникло в среду варваров, враждебно относившихся к Римской империи. В V в. на востоке империи распространилось еретическое вероучение «монофизитов», утверждавших, что Христос имеет только божественную природу и поэтому духовенство должно отказаться от всех «мирских благ» и жить в бедности. В Римской Африке широкую популярность получило учение донатистов и агонистиков (левое направление в донатиз-ме), требовавшее реформы церкви, освобождения ее от всякой зависимости от государства. Агонистики проповедовали первоначальное христианское равенство и призывали к общности имуществ. Еретиков жестоко преследовали, однако это не могло остановить распространение ересей, в которых находило свое выражение недовольство существующим рабовладельческим строем.
Народные восстания. Обострение социальных противоречий, налоговый гнет и вымогательства чиновников, усиление эксплуатации колонов и ремесленников вызывали массовое сопротивление как в пассивной форме (бегство, отказ выполнять повинности), так и в форме народных восстаний. В Галлии и Испании в первой половине V в. широко развернулось движение багаудов (борцы), в котором главную роль играли крестьяне. В ряде районов восставшие создали независимые общины, не признававшие римских властей. В Северной Африке вспыхнуло восстание агонистиков («борющиеся»), основную роль в котором играли рабы и колоны. Восставшие громили имения крупных землевладельцев, освобождали рабов, расправлялись с римско-христианским духовенством. Это народное восстание было жестоко подавлено местными властями.
Восстания народных масс нередко совпадали с вторжениями варваров, и восставшие искали у них поддержки. Но эти надежды не всегда оправдывались, так как варварские предводители преследовали грабительские, завоевательные цели. В некоторых случаях народные массы оборонялись от грабительских вторжений варваров, а боровшиеся за власть группировки рабовладельческой знати приглашали в страну полчища варваров.
Народные восстания расшатывали пораженную кризисом рабовладельческую империю. Но они не могли ее уничтожить. Римская империя была завоевана варварами, и на ее развалинах образовались варварские государства, в которых развился более прогрессивный для той поры феодальный строй. Важнейшие элементы для его формирования появились уже в экономике поздней Римской империи.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1522;