Становление теократического государства у арабов.
На первом этапе развития, халифат представлял собой относительно централи-зованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако, довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.Стали формироваться и центральные институты власти.Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии – диваны
Шариат — (араб. شريعة— (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.Время и место появления — VII-XII века, Халифат.Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного , семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.
47. Основные черты-принципы феодального права. Для Средневековой Европы характерна рецепция римского права. Для документов средневекового западноевропейского права характерно:фиксация древнегерманских обычаев;влияние римской культуры. В частности, например Эдикт Теодориха (V в.) наиболее подвергся римскому влиянию. В ст. 155 существует ссылка на «старое право», которое «было воспринято» т.е. нормы римского права; влияние церковного права; формирование и урегулирование раннефеодальных отношений. В «правдах» более позднего происхождения (т.е. через 3 и более века позже Салической правды) существует понятие частной собственности, т.е. упоминается наличие аллода отчуждаемой земельной собственности); характерно наличие элементов имущественной дифференциации; отражены внутренние и внешние условия, в которых появились указанные источники и одновременно (ввиду постоянного перемещения, смешивания этнических групп, неустойчивости государств, аналогичных путей развития феодальных институтов) - сходство ранних законодательных актов;отсутствие системы в изложении норм; нормы записаны в виде юридических казусов взятых из практики; наличие подробного описания ритуальных действий и процедур, символов (что подчеркивает их важность в раннефеодальном праве); публичность как самих процедур так и суда; состязательность сторон; в «варварских правдах» личность еще не отделяется от коллектива. Иначе - правоспособность человека определяется его принадлежностью к роду, общине (изгнание из общины - означало отсутствие правовой защиты); ответственность за преступление не только индивида, но и всей общины; противопоставление «своего» т.е. германского населения «чужакам» т.е. римлянам (исключение эдикт Теодориха - действие законов распространяется на всех в равной степени и некоторых других).Наиболее известны: Салическая правда (конец V - начало VI вв.) - при короле Хлодвиге; Рипуарская правда (VI в., дополнен в VIII в.) ~ судебник одного из франкских племен;Вестготская правда (VI - VII вв.) - свод законов короля вестготов Эриха (V в.)Аламанская и Баварская правды - VIII в. Саксонская и Тюрингская правды - IX в. Правда Этельберта VI в. (англосаксонская)
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 918;