Кое-что о Светлой седмице.
В завершении пасхальной ночной службы традиционно освящается в церквях хлеб, именуемый греческим словом a[rto" [артос] – квасной хлеб, выпекаемый сегодня, как правило, в виде просфоры. Одно из преданий о происхождении артоса засвидетельствованное у Семеона Солунского (+1429) гласит, что «Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя часть хлеба, который в конце трапезы поднимали со словами: «Христос воскресе!».[51] Артос обычно носят на крестных ходах всю седмицу после Пасхи. В соответствии с древним преданием вся эта седмица именуется Светлой.
Смысл крестного хода совершаемого на практике каждый день после Литургии всю Светлую седмицу несет собой лишь характер свидетельства вне храма вести о Воскресении Иисуса Христа. На протяжении Светлой седмицы в древности вновь крещенным на Пасху давались литургические наставления и преподавались «тайноводственные» поучения, могли продолжать совершать крещения тех, кого не успели по каким-либо причинам крестить за пасхальным бдением. Всю седмицу сегодня в храмах остаются открытыми царские врата, общий характер отправления богослужений в эти дни сохраняется максимально праздничный.
В первый день Пасхи совершается особым образом богослужение пасхальной Вечерни с чтением Евангелия, в котором повествуется о явлении ученикам Воскресшего Христа в Иерусалиме в первый день воскресения (Ин. 20: 19–25). Предстоятель, согласно установившейся традиции, совершает эту службу в полном облачении.
На Светлой седмице особым образом отмечена в календаре пятница – это день воспоминания иконы Божией матери «Живоносный источник». Но исторически этот день выделен совсем по иному поводу. Воспоминание об иконе, довольно позднего происхождения, лишь налажилось на более древние воспоминания этого дня, который был связан с освящением храма Богородицы на том месте, где в 450г. в окрестностях Константинополя был открыт источник, названный живоносным.[52] В этот день по традиции Церкви в храмах и на источниках совершается освящение воды с пением стихир Пасхи.
В субботу Светлой седмицы по окончании Литургии после прочтение особой молитвы раздробляется пасхальный Артос и раздается верующим. Народная традиция склонна видеть в этом хлебе особую целительную силу и частицы этого хлеба стараются бережно сохранять в течение года.
Светлая седмица завершается воскресным днем с воспоминанием о сомненииапостола Фомы по поводу факта воскресения Иисуса Христа. Этот воскресный день, именуемый Неделей Антипасхи (т.е. напротив Пасхи находящейся), имеет особый порядок совершения богослужения по Цветной Триоди с пением величания Христу, «нас ради во ад сшедшему и с собой вся воскресившему». Последующие воскресные дни имеют следующие воспоминания: Неделя Жен-мироносиц; Неделя о самарянке; Неделя о расслабленном; Неделя о слепом; Неделя святых отцов I Вселенского собора.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 227;