Дни поминовения усопших в церковном календаре.
В круге богослужения православной Церкви особый день, выделенный в качестве поминального – это Суббота. Её осмысление в христианской богослужебной практике, не прерывая древней связи этого дня с покоем, наступающим после творения Богом мира (см. п. 4.3), устремляет взор к теме нового преображенного творения и полного успокоения в Боге для усопших. Согласно типикону, богослужение практически любого субботнего дня может нести выраженный характер поминовения усопших. Это относится, в основном, к суточному богослужению Вечерни и, в особенности, Утрени.
Существует 2 варианта отправления субботнего суточного богослужения, именуемого в уставном обиходе как Суббота с «Алиллуия»и Суббота с «Бог Господь». Эти именования связаны с особенностями субботней Утрени, неотъемлемыми элементами которой в случае заупокойной службы являются: особым порядком читаемая 17-я кафизма; пение канона об усопших; наличие заупокоиных поминальных ектиний.
Заупокойная утреня в народе именуется греческим названием парастас(греч.paravstasi" - предстояние, стояние возле). Она может служиться по желанию настоятеля хоть каждую субботу, за исключением дней больших праздников. Максимально заупокойный характер имеют богослужения 2 раза в году:
– Вселенская родительская суббота (за 8 дней до начала Великого поста);
– Троицкая родительская суббота (канун дня Пятицесятницы);
Также особо подчеркиваются ещё несколько суббот в течение года, когда указывается совершать богослужения заупокойного характера:
– Дмитриевская родительская суббота, установленная в русской традиции в одну из суббот октября-ноября, ближайшую перед 8 ноября (26 октября по ст. ст.), в воспоминание, погибших в Куликовской битве 1380г.
– Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста.
В русской богослужебной практике есть один вне субботний день, выделяемый в качестве поминального, – это так называемая Радоница, – поминание усопших во вторник второй седмицы после Пасхи. Эта традиции несколько противоречит уставному порядку богослужения и Типиконом не предусмотрена. В издаваемых сегодня богослужебных указаниях Московского Патриархата о богослужениях этого дня говорится весьма определенно: «По уставу на Радоницу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в этот день совершается по благочестивому обычаю. На вечерни, утрени и литургии бывает всё последование триоди», - а по триоди совсем не предусматривается поминание усопших, - «По литургии идем на кладбище и совершаем панихиды по сродникам», - следовательно, заупокойные службы в храмах вовсе не предусматриваются уставным порядком в этот день.[23]
Помимо парастаса, существуют в повседневной практике Церкви частные случаи служения небольших заупокойных треб – это краткая заупокойная лития и панихада, являющаяся не чем иным как сокращенным вариантом заупокойной утрени. По уставу они могут совершаться, например, после вечерни или утрени с первым часом.
В случае кончины человека над его телом, согласно церковной традиции, совершается отпевание - это особое последование сходное по своей общей схеме с заупокойной утреней, но с добавлением некоторых песнопений, евангельских «Блаженств», чтений из Апостола и Евангелия, и специальной «разрешительной» молитвы, читаемой священником.
В некоторые памятные дни священноначалие Церкви может указывать совершать в храмах панихиды по усопшим. Это такие дни, как например, 9 мая (день Победы в Великой Отечественной войне) или дни каких-либо катастроф, повлекших за собой смерть множества людей и т.п. Эти дни могут вноситься в текущий церковный календарь.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 399;