Иудейские корни и суточный круг христианского богослужения.
Из иудейской традиции известны не менее 3-х служб в течение дня: 1) утреннее благодарение на начинающийся день на восходе солнца; 2) дневная служба после полудня с молитвами о жертвах; 3) вечернее благодарение за прошедший день после захода солнца. В псалмах мы читаем: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой…» (Пс. 54:18).
Воскурение фимиама и зажигание лампад ранним утром и вечером после захода солнца было древнейшим незыблемым религиозным постановлением для Израиля: «Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7-8).Говорится также о необходимости зажигания лампад с вечера до утра: «И сказал Господь Моисею, прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания. Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда - это вечное постановление в роды ваши». (Лев. 24:1-3).
Из книги Деяний ясно, что были традиции молитвы в течении дня. Апостолы были собраны единодушно вместе в третий час дня (см. Деян. 2:1,15) - по нашему счёту этот час указывает на промежуток времени, начиная с 9 утра. «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (см. Деян. 10:9) - по нашему счёту это час сразу после полудня. «Петр и Иоанн шли вместе в храм вчас молитвы девятый»(см. Деян. 3:1) - по нашему счёту это время после 3 часов дня.
На традиционные иудейские часы молитвы апостольского времени наложились определенные новозаветные события. 3-й час знаменовался сошествием Святого Духа на апостолов, в 6-й час совершилось распятие Иисуса Христа, в 9-й – наступила Его крестная смерть (см. Мф. 27:45-51). По иудейской традиции именно в 9-й час дня в храме обычно совершалась служба с воспоминаниями жертвоприношений, посему в Евангелии, весьма не случайно, время крестной смерти Спасителя отмечено рядом знамений, в частности – разодралась церковная завеса в Иерусалимском храме.
Согласно иудейской традиции был один только Храм (единое святилище в Иерусалиме), но в различных городах Римской империи были еврейскиесинагоги - места собрания иудейских общин, что значительно облегчало проповедь апостолам. Судя по книге Деяний, они постоянно посещали синагоги, где по субботам собиралась вся местная община, и можно было обратиться с проповедью о воскресшем Христе. Синагогальная служба, именуемая синаксис, представлена и в Евангелии, - см. Лк. 6:15-21, -Христос приходит в синагогу, читает отрывок из пророка Исайи и комментирует его. В христианской традиции служения литургии сохранилась богослужебная часть, связанная с чтением Священного Писания – вступительная часть к Евхаристии, так называемая Литургия Слова, тождественна в своем общем содержании синагогальному синаксису.
Христианские службы суточного круга имеют сходство в общем порядке суток с богослужениями времени иудейской традиции. Это явление в науке получило название литургический дуализм, возникший на самой заре христианства, когда апостолы соблюдали ещё богослужебные иудейские часы и молились в Иерусалимском Храме, а по домам совершали общие трапезы с Евхаристией. – «И они каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу (т. е. Евхаристию) в веселии и простоте сердца» (Деян. 2: 46). Но после разрушения Иерусалима в 70 году достаточно быстро происходит полный отход от иудейства. Появляются изменения в литургической организации жизни христиан, реакция в противовес иудейству отражена, например, в «Дидахи», письменном памятнике II века: указывается 3 раза в день читать «Отче наш…» в противовес иудейским молитвам и соблюдать пост в среду и пятницу, подчеркнуто не вместе с иудеями. Иудеи тоже постились 2 раза в неделю (см. молитву фарисея у Лк. 18:12), но в другие дни. Трактовки необходимости поста по средам и пятницам в связи с воспоминаниями евангельских событий предательства и распятия Иисуса Христа появляются в христианской традиции несколько позже в кон. III - IVв.
Со стороны Иудеев наблюдалась неприязнь к христианам. Известно, что сам апостол Павел был выходцем из таковых ревнителей ветхозаветной традиции и гнал христиан (см. Деян. 9:20-22). Кроме этого, христианство достаточно прочно встало на путь проповеди язычникам. В столице Римской империи и в крупных городах Малой Азии и Греции сформировались мощные христианские общины. В послании к Римляном уже явно прослеживается отход от иудейства, хотя, в сознании ап. Павла, миvссия Израиля остается архиважной, - «В отношении к благовестию они враги ради вас, а в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцов, ибо дары и призвания Божии непреложны» (Рим. 11:28-29).
Имея изначальные связи с богослужением времени иудейской традиции, суточное богослужение христиан к концу II - IIIв., обрисовало собой следующие службы дня: Утреня; дневные Часы; Вечерня + Агапа, именуемая «трапезой любви» и совершаемая уже отдельно от Евхаристии. Также в христианской традиции издревле практиковалась молитва ночью. Судя по текстам Евангелия и Деяний Апостолов, молитва ночью не была для христиан чем-то новым (см. Мф. 14:22, Мк. 1:35, Лк. 6:12, Ин. 6:15, Деян. 12:4, Деян. 20:7, Еф. 6:18). Отчасти, традиции ночной молитвы были обусловлены временами гонений и преследований. В суточном ритме жизни Римской империи были 4 стражи дня и ночи. Понятие страж есть и в Евангелии. Когда римляне меняли стражи (т.е. смена караулов), они трубили и били в барабаны. Звуки смены страж могли служить косвенным сигналом и к молитве христиан. Иоанн Кассиан Римлянин (+435) сообщает о традициях ночных монашеских служб в пустынях Палестины и Египта в 4-ю стражу ночи, т.е. начиная с 3-х часов ночи по нашему счету. Общежительные монастыри Кесарии, где, в свое время, подвизался Василий Великий (+379), помимо Утрени, Часов и Вечерни имели также традицию молитвы в полночь. В традициях богослужения известны всенощные бдения(греч. pannuciv" + agripniva).[8] В целом, подобная практика обязана устроению жизни монахов отшельников (анахоретов), которые собирались вместе за богослужением только на бдения, а остальное время проводили в подвиге уединения, занимаясь умной молитвой и рукоделиями. Следует также сказать, что монашеские традиции привнесли в общий порядок традиции молитвы в течение суток свои молитвенные правила и обычаи, примером сему является богослужение Повечерия и Полунощницы, которые в Типиконе и по сей день не являются строго храмово-богослужебными, их можно читать келейно. Итак, традиционный богослужебныйсуточный круг,следуя традиции ветхозаветной древности,начинается с вечера, - «и был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5).
Вечерня рассматривается как молитва, совершаемая после захода солнца с благодарением за прошедший день и благословением вечера с обрядом зажигания светильников, посему одно из названий вечерни: «светильничное благодарение». Повечерие представляет собой молитвы перед сном. Полунощница – служба после непродолжительного сна после полуноци. Утреня - славословие на заре с благодарением и молитвами на предстоящий день. 1-й час по своему смысловому наполнению примыкает к Утрени, являясь молитвой «заутра», т.е. с самого утра. Дневные часы прочно связываются с новозаветными воспоминаниями (см., к примеру, "Каноны Ипполита"): 3-й час - с сошествием Святого Духа на Апостолов, 6-й час - с Распятием, 9-й час - с Крестной смертью Иисуса Христа. Евхаристия (Литургия) занимает особое место, не являясь одной из служб суточного круга (как отмечалось п. 1.3), как бы выходя за рамки времени. Общим итогом развития традиции богослужения времени является следующий порядок в суточном круге богослужения:
Вечер | · Вечерня (18:00-21:00); Ужин (бывш. Агапы); · Повечерие (21:00-00:00; молитвы на сон); |
Ночь | Непродолжительный сон; · Полунощница (00:00-03:00, бытовало славянское название «Петлоглашение», когда служба совершалась ранним утром с пением петухов перед восходом); Возможен ещё непродолжительный сон; |
Утро | · Утреня (03:00-06:00) · 1-й час (06:00-09:00, примыкает к Утрени); |
День | · 3-й час (09:00-12:00); · 6-й час (12:00-15:00); · 9-й час (15:00-18:00; примыкает к богослужению вечера). |
Глава 2. История Типикона Византийской традиции[9]
Устав совершения богослужения в церковной традиции именуется греческим словом Типикон(от греч. Tuvpo"), что может иметь значение - тип, образец, шаблон. Он содержит указания и регламентации к совершению богослужений всего года, имеет также некоторые дисциплинарные заметки (к примеру, о постах в течение года), указания по датам календаря о святых память которых празднуется со специальными знаками, указывающими на степень торжественности в совершении богослужений того или иного дня и некоторые другие богослужебные сведения. По сути своей Типикон, книга монашеская и не приспособлена к условиям обычной жизни, что привносит в церковный обиход некоторые коллизии. Отсюда, не безосновательно, имеет смысл создание различных редакций богослужебных указаний в приложении для приходских храмов и для монастырей (у греков такая практика есть). Временем образования первых Типиконов монастырской традиции обычно считается VI-VIIв.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 483;