Происхождение человека

Вопросы о происхождении и эволюции человека занимают центральное место в антропологии и определяют основные мировоззренческие подходы. В основе данных проблем лежат самые различные концепции. Рассмотрим основные из них.

Концепция божественного сотворения людей. Согласно этой концепции, люди произошли от богов. Так, в греческих мифах многие герои, родившиеся от связи Зевса или другого олимпийского бога с женскими богосуществами - наядами.

В мировых религиях человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.

Концепция человека как продукта нематериальных сил предусматривает сотворение человека не Богом, а мировым разумом. Это решение объединяет ученых, которые не согласны с религиозной позицией и в тоже время отрицают возникновение человека в ходе естественной эволюции. Появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Эти числа нереальны. Отсюда Ж. Моно сделал вывод о то, что человек - явление уникальное, возникшее вопреки развитию природы. Эти идеи развивал и французский биолог Э. Марке (1978 г.). Он считал, что поскольку в материальной природе отсутствует сознательное начало, то толчок в эволюции человека был вызван вхождением в предковый зоологический вид особого «оператора» как проявления мирового разума.

Нематериальный характер сил, породивших человека, утверждает телеология (от греч. telos - цель). Еще Аристотель писал о целевых причинах, заложенных в живые организмы и устремляющих их развиваться к человеку. К этой точку зрения близка гипотеза номогенеза (от греч. nomos - закон, genesis - происхождение). Сторонники этой точки зрения (К. Бэр, Л. С. Берг и др.) полагали, что целенаправленность как изначальное свойство ведет жизнь к человеку.

Древняя натурфилософия рассматривала формирование человека естественным путем. Ее истоки связаны с мифами. Предки человеческих родов усматривались в тех или иных разновидностях растительного и животного мира (тотемизм). В качестве исходных существ человек получал рыбоподобных (Анаксимандр, милетская школа) или конеподобных организмов (даос Чжуан - цзы). Были и такие мыслители, которые прямо выво­дили человека из неживой природы. Так, древнекитайский натура­лист Ян Чжу полагал, что первые люди образовались из сочетания пяти стихий: воды, огня, земли, дерева и металла.

Научный натурализм. В XIX в. ведущие ученые-биологи стали углублять и развивать древний натурализм. В 1809 г. в книге «Фи­лософия зоологии» Ламарк высказал догадку о том, что человек мог произойти от такой наиболее совершенной обезьяны как шимпан­зе. В 1863 г., выступая с публичной лекцией и про­пагандируя дарвинизм, английский биолог Т. Гексли поднял тему животного происхождения человека. В 1871 г. вышла книга Ч. Дар­вина «Происхождение человека и половой отбор», где человек вы­водится от обезьяноподобных прародителей.

Концепция Дарвина о происхождения человека от высокоразви­тых предков современных обезьян господствует в науке с XIX века. В XX веке она получила генетическое подтверждение, поскольку из всех жи­вотных по генетическому сходству ближе всего к человеку ока­зались человекообразные обезьяны. Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.

Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходст­во с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция жи­вотного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные ор­ганы, которые выполняли важные функции у животных и со­хранились у человека, хотя уже не нужны ему.

Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек является естественным созданием.

Однако и отличия человека от животных значительны.

Во-первых, даже высшие животные не об­ладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах. Мышление животных всегда конкретно, а мышление человека мо­жет быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятий­ным, логическим.

Вторым главным отличием является то, что человек обла­дает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отли­чается от сообщества других животных.

Третье фундаментальное отличие человека от животных - способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, созда­вать орудия труда. Именно с этим отличием связано утвержде­ние, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.

Эти фундаментальные отличия человека от животных: по­нятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по кото­рым шло обособление человека от природы.

Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечно­стей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, огра­ниченную плодовитость и некоторые другие.

Бельгийский антрополог Л. Больк обратил внимание на то, что человек по ряду признаков сходен не со взрослыми человекообразными обезьянами, а с их детенышами. Взрослый человек и детеныш обезьяны имеют следующие общие признаки:

1. 1. почти полное отсутствие волосяного покрова на теле,

2. 2. обилие волос на голове;

3. 3. слабое развитие лицевого отдела черепа;

4. 4. сильное развитие подбородка, носа;

5. 5. слабое развитие органов движения;

6. 6. сильная степень развития социального инстинкта (интерес и терпимость другим особям).

 

В постэмбриональном развитии у человека усиливаются те стадии, которые у обезьяны заканчиваются при рождении. После рождения у человека идет интенсивный рост мозга, удлиняются нижние конечности, период усиления костно-мышечной системы сокращается. На основании этих доводов Больк выдвинул теорию омоложения предков человека в эволюции.

Ученые высказывают различные предположения о причинах, способствовавших особой направленности эволюции человека, но основной причиной считается увеличение частоты мутаций. В становлении человека как особой разновидности жизни учас­твовал широкий комплекс природных факторов:

· · Влияние ближнего космоса и солнечной активности. В 30-е годы. А. Л. Чижевс­кий доказал зависимость земных процессов от характера и степе­ни солнечной активности. Оказалось, что периодические и эпизо­дические колебания магнитного поля Солнца непосредственно воз­действуют на нервную систему и особенно на центр блуждающего нерва, который регулирует сердечную деятельность. Как теперь показывает генетика, такого рода влияния могли вызвать мутации древнего вида обезьян.

· · Смена полярности геомагнитного поля Земли, что приводило к увеличению интенсивности ионизирующей радиации космоса и увеличению в два раза частоты мутаций. Российский археолог Г. Н. Матюшкин выявил совпадение датировки многочисленных находок останков гоминидов в Африке с периодами смены полярности геомагнитного поля.

· · Влияние радиации снизу. Оказалось, что стоянки гоминидов территориально привязаны к зоне Великих Восточно-Африканских разломов, где 20 млн. лет назад шло интенсивное образование тре­щин земной коры. Эти тектонические сдвиги привели к появлению на поверхности залежей урановых руд, действие которых было весьма интенсивным в пещерах, где жили приматы. Так, француз­ские ученые открыли в Окле (Африка) естественный атомный ре­актор, образовавшийся миллионы лет назад. Различные источники радиации безусловно вызывали мутации наследственных структур. Таким образом Восточную Африку можно считать колыбелью человечества.

· · «Синдром Бьюси - Клювера». Естественная радиоактивность наносила повреждение одному из трех соединенных друг с другом участков мозга: миндалевидному ядру, поясной извилине или моз­говому своду. В результате изменялась структура больших полуша­рий головного мозга обезьян. Это вызывало огрубление и сокра­щение хватательных функций задних конечностей, что способство­вало их новой специализации - быть средством передвижения по земле. На этом цепь изменений не заканчивалась. У высших при­матов преобразовались правила жизни: начинали размываться се­зонные половые циклы и появлялась способность к деторождению в течение всего года, ослабевала слепая власть животных инстинк­тов и т.п.

· · Генетические мутации. Мутации сократили количество хромосом: от 78—54 у низших обезьян до 48 у высших и до 46 у человека. Итальянский генетик Б. Кларелли высказал ги­потезу о слиянии у далекого предка двух пар хромосом, в результа­те чего «окрепли» именно те, которые определяют развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что н соматических клетках отдельных людей встречается ано­мальный набор хромосом (XXУ- у женщин и ХУУ - у мужчин). Он сопровождается более частыми случаями умственного отставания и ростом агрессивности. Налицо явление генетического атавизма. Американский исследователь Б. Бьюлак обнаружил связь между наличием «лишней» хромосомы и снижением серотонинового обмена - важного компонента работы мозга. Оказалось, что серотониновые нейроны образуют основу антиагрессивной систе­мы мозга.

· · Психоэмоциональные стрессы. В 60-е гг. выяснилось, что ис­точником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс (англ. stress - напряжение). Канадский исследователь Г. Селье установил, что последний представляет собой острую гор­мональную реакцию организма на ситуацию резкого расхождения между потребным результатом и наличными условиями жизни. Такое противоречие вызывает интенсивные отрицательные эмо­ции (вспышки страха и т.п.). Палеопсихологи предполагают, что в далекие времена катастрофические из­менения климата резко сократили объем жизненных ресурсов в саваннах Африки. Частый голод вызывал постоянные стрессы гоминидов, в ходе которых биохимические гормоны выводили из сбалансированности весь организм, расшатывая иммунную систему и наслед­ственность.

 

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило ряд особенностей его строения, которые явились основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и пры­гающих с помощью хватательных движений, необходимо было соответствующее строение органов: противопоставленность первого пальца кисти остальным, развитый плечевой пояс, становится широкая и уплощенная груд­ная клетка. Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точно­го определения расстояния при прыжках обусловило сближе­ние глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала огра­ничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось заботой о потомстве, а жизнь в ста­де обеспечивала защиту от врагов.

После наступления ледникового периода обезьянам, не от­ступившим к экватору вместе с тропическими лесами и пере­шедшим к жизни на земле, пришлось приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.

Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать, настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от передвижения рук. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.

Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке как рамапитек жил па территории от Индии до Африки примерно 14 млн. лет назад. Около 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга - сивапитек. Он остался в Азии, где и сейчас живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африкан­ском континенте. Именно там обнаружены древнейшие орудия труда (возраст 2,5 млн. лет) и древнейшие остатки жилищ (возраст 1,75 млн. лет). Там же найдены останки Ноmо fаbеr (человека умелого) - зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал такими чисто человеческими признаками, как прямохождение, заметная развитость кисти руки. Приставка «умелый» дана ему за умение изготавливать и применять ка­менные орудия труда.

Естественный отбор шел в направлении сохранения при­знаков, содействовавших развитию стадности, что в свою оче­редь влияло на совершенствование руки и на развитие высшей нервной деятельности, прежде всего способности к обучению. Все эти особенности обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн. лет назад к широкому расселению их по Африке, Средиземноморью и Азии. Использование орудий, стадный образ жизни активно способствовали развитию мозга и возникновению речи.

Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Речь древних люден была очень примитивной, но она выражала качественное от­личие высшей нервной деятельности человека от высшей нерв­ной деятельности животных. Слово, обозначающее действие. трудовые операции, предметы, а затем и общие понятия, стало важнейшим средством общения между людьми.

Речь способствовала более эффективному взаимодейст­вию членов первобытного стада в трудовых процессах, пере­даче накопленного опыта от поколения к поколению, то есть обучению. В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботить­ся о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделяющихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедаемые сопле­менниками при нехватке пищи, стали ценными членами обще­ства как носители знаний. Речь также содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.

Считают, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появившимся около 200 тыс. лет назад) и далее к кромань­онцу - современному человеку, возникшему 40 - 50 тыс. лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и по­пыткам отражения окружающей действительности в художест­венных образах - наскальных рисунках, резьбе по дереву и кости, а также к появлению примитивных религий. После это­го эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Вышеперечисленные доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для утверждений о каких-то иных возможностях появления разума на Земле. Можно констатировать, что данные генетики также дают доказательства преемственности между низкоор­ганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95 % генов унаследовано от наших обезьяноподобных пред­ков, 60-70 % генов принадлежат примитивным насе­комоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Эти современные данные убеди­тельно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющий ряд прими­тивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших.

Таким образом, появление человека стало закономерным результатом развития биосферы Земли. Более того, как гово­рил В. И. Вернадский, человек не есть случайное, независимое от окружающего явление. Он составляет неизбежное проявле­ние большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет. Именно столь­ко времени в биосфере шел процесс цефализации (развития мозга), и он никогда не обнаруживал движения вспять. В ходе этого процесса сформировался мозг, материальная основа ра­зума.

Появление разума следует рассматривать как важную бифур­кацию в истории биосферы. После этого проявилась способ­ность материи познавать себя, что стало возможным с рожде­нием человека и человечества.

 

Сущность человека

Научное изучение человека имеет древние истоки. По мере развития антропологии (от греч. anthropos - человек) она разделилась на множество отдельных дисциплин - медицину, физиологию, анатомию, психологию и т. д. Такой большой спектр наук обусловлен чрезвычайной сложностью человека как феномена жизни.

Основ­ные черты строения и эмбрионального развития человека чет­ко определяют его систематику: тип хордовых, под­тип позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян, семейство узконосых обезьян, род человек, вид человек разумный (Homo sapiens). Подвидами этого вида являются человеческие расы.

Обращает на себя внимание и биологическое своеобразие человека. Биология человека по целому ряду параметров отличается от биологии животных:

1. 1. Не распадаясь на новые виды, человечество оказалось очень изменчивым в большинстве своих признаков, как биологических, так и социальных. У человека выделяются специфические формы изменчивости (по внешнему виду, жилищу, питанию и т. д.).

2. 2. Среди наземных млекопитающих человек принадлежит к категории сравнительно крупных, но развивается очень медленно, достигая зрелости только к 13-18 годам, в то время , как большинство животных, равных по массе человеку, быстро достигают зрелости и приспособленности к окружающей среде (к 2-3 годам).

3. 3. Ни одно млекопитающее не отличается таким долголетием, как человек, кроме китов и слонов.

4. 4. У человека необычайно ослаблено действие естественного отбора практически по всем признакам.

5. 5. У человека иные, чем у животных, отношения со средой обитания. Человек активно приспосабливает окружающую среду к своим особенностям. Жизнь в искусственной среде имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, человек ограничивает влияние на себя неблагоприятных факторов среды, а с другой, разрушает естественную среду, подрывая этим и условия своего существования. При чем, эти изменения носят глобальный характер. Ни одно животное не может влиять на окружающую среду в таком масштабе, доведя ее до экологического кризиса.

6. 6. Ни одно животное не имеет такой развитой центральной нервной системы, как человек. Правда у некоторых животных (китов, слонов и т. д.) абсолютная масса мозга больше, чем у человека, но развитие центральной нервной системы больше определяется относительными параметрами. Показателем, характеризующим «интеллектуальность» животного, является коэффициент цефализации:

 

где kc - коэффициент цефализации; m - масса мозга; М - масса тела.

 

По этому показателю человек стоит гораздо выше всех животных (дельфинов, китов, приматов. Высокий показатель имеет коэффициент цефализации у дельфинов, но он в 2 раза ниже, чем у человека.

Преимущество человека перед другими высшими живот­ными закреплено в материальном носителе ра­зума - мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга его ближайших родственников - приматов? Выделить эти отли­чия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутом в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фикси­рованными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функци­ей организма.

Эволюция мозга, его усложнение объясняется не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ан­самблей, так и центров, объединяющих отдельные функции и сложные поведенческие реакции. Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пла­стах, так и клетки более молодых образований, располагаю­щихся над этими пластами. Количественное увеличение ан­самблей происходит главным образом за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведаю­щие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реак­ции ног и тела. и многими другими, практически не различа­ются между собой. Существенные отличия выявлены в разме­рах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека ре­чью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые, согласно сло­жившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие ре­акции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животно­го мира относительная площадь лобных долей мозга, она дос­тигает 25 %.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возмож­ность их последующего приобретения. Генетические возмож­ности реализуются только при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в понятном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными, а затем их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не смогут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Поэто­му история про Маугли - не более, чем красивая сказка. Гене­тический потенциал ограничен во времени жесткими возрас­тными рамками. Если сроки упущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

У человека в процессе антропогенеза сокра­щалось значение древнейшей части головного мозга - лимбической системы - и значительно возросла роль лобных долей больших полушарий. Соответственно менялся их удель­ный вес: у низших обезьян лобные доли занимают 10% объема коры, у высших — менее 15%, у человека — 25%. Если брать кору полушарий большого мозга, то новая кора занимает 95—96% общей площади и только 4—5% приходится на долю древней и старой коры.

Кора растет при жизни. Исследования индивидуального разви­тия современного человека показывают, что в эмбриональный пе­риод формируются древние отделы мозга, а процесс роста и диф­ференциации новой коры происходит уже после рождения ребен­ка под влиянием социальных факторов. Новая мозговая кора по своему строению имеет 600 млн. вертикально организованных групп нейронов (мини-колонки). Всех нейронов насчитывается около 50 млрд. Мини-колонки организуются в макро-колонки, что и составляет распределительную систему мозга. Ведущая роль ос­тается за лобными долями мозга, которые являются центрами уп­равления социальным поведением.

В конце 50-х гг. начались ис­следования асимметрии большого мозга. В 70-х гг. П. Линдсей и Д. Норман создали вполне обоснованную теорию. Оказалось, что при разрушении любой половины мозга у правой теряется целе­направленность действий, меняется содержание представлений о настоящем и будущем. Будущее для больного начинается с того со­бытия, которое давно прошло, но случайно всплыло в памяти. На­рушение целостности правой половины мозга приводит к расстрой­ствам чувственной и эмоциональной сфер человеческой деятельнос­ти, теряется способность к выполнению практических действий.

Между правым и левым полушариями идет непрерывный обмен информа­цией, ибо каждое полушарие имеет определенную специализацию. Правополушарная информация отличается яркой эмоциональной образностью, чувственность здесь доминирует над словесными формами и явления внешнего мира воспринимаются интуитивно, с мгновенным отражением множества признаков. Левое же полу­шарие предпочитает заниматься абстрактными схемами и словес­ными понятиями. Здесь реализуется «пошаговое», логическое мыш­ление, где выстраивается цепочка рациональных образов. Взаимо­действие полушарий обеспечивает стиль дополнительности: чув­ственные восприятия корректируются абстрактными схемами и наоборот. Такое функционирование мозга дало человеку большие преимущества.

Асимметрия формируется после рождения. Становление функциональной асимметрии мозга гоминидов подтверждается иссле­дованием этапов развития млекопитающих и ребенка. Оба полу­шария мозга млекопитающих работают по принципу катамарана, т. е. дублируют и страхуют друг друга. Получение и обработка ин­формации осуществляются ими в зеркально-перекрестном режи­ме: левое полушарие воспринимает мир справа, а правое - слева. Оба полушария по своей структуре однородны и потому функцио­нально взаимозаменяемы. Такая же картина наблюдается у ново­рожденного, Вначале речевые области твердо не фиксированы и начинают развиваться одновременно в обоих полушариях. Однако по мере развития ребенка речевые центры как бы мигрируют из правого полушария в левое, которое становится доминантным, а места их первичной дислокации приобретают иное функциональное значение. Левое полушарие берет на себя функции речи и ло­гического мышления, а правое - управление координацией дви­жения и фиксацию геометрических связей объектов.

Сложная структура и функционирование человеческого мозга определяют сложный характер социального поведения. В процессе жизни человек овладевает богатым опытом, накопленным обществом. Человек - биосоциальное существо. Он обладает как индивидуально-биологическими характеристиками, так и социально-личностными, следовательно, он не только человек, но и личность.

Личность - это социальная сущность человека, это человек как субъект активной деятельности, преобразующей мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания. Характеристическая черта личности - способность к познанию и преобразованию, способность к творчеству.

Ядром личности выступает самосознание как осознанное отношение человека к своим мотивам поведения, переживаниям и мыслям. С моральной стороны системообразующим фактором личности является ее отношение к другому человеку.

Источником активности, движущей «пружиной» действий человека является его потребность, переживаемая в виде желаний и влечений. Потребность, проходя через сознание и самосознание, становится мотивом его поведения и деятельности. Ведущей потребностью личности является потребность в саморазвитии.

Человеку свойственна моральность, т. е. совестливость, стремление к добру и способность делать добро. Жизнь человека - беспрерывное принятие поведенческих решений, так как человек обладает свободой морального выбора. Свобода выбора, в свою очередь, неизбежно требует личной ответственности за свое поведение и деятельность. Вместе с тем быть человеком - значит чувствовать свою ответственность за жизнь и благополучие других людей.

Сознание и самосознание как интегральное целое составляют личностное «Я». Это некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности, своеобразный центр управления в структуре личности.

Общее свойство сознания - активность, а ее высший уровень - творческая активность, которая проявляется и в знаниях, и в умениях, и в интуиции, и в фантазии, и в убеждениях.

Структура личности многообразна и динамична. В нее входят также способности и характер, воля и убеждения. Все это - предмет изучения психологии личности. Развивая все качества личности, надо опираться на ее стержневые свойства - потребности, сознание и самосознание, направленность, волю.

Ценность личности определяется ее неповторимостью, богатейшим духовным потенциалом, физической и духовной красотой, загадочностью своей природы. Поэтому она во всех прогрессивных учениях является безусловной целью воспитания.

Цели, как известно, могут быть дальние и ближние. Последние выступают как задачи воспитания. Стратегической целью воспитания является воспитание гармонической, всесторонне развитой и гуманной личности. Эта цель конкретизируется потребностями, интересами и возможностями самой личности. Свои коррективы в нее вносят семейные и национальные традиции.

Существуют два основных подхода к целям воспитания: воспитание личности в интересах общества и воспитание личности в интересах самой личности.

Вместе с тем, можно выделить вечные человеческие ценности: добро, красота, чуткость, отзывчивость, благочестие, которые во все времена рассматривались как идеал в становлении человека.

 

 

5.3. Человек, биосфера и космос

 

В системе современного научного мировоззрения понятие биосферы занимает ключевое место во многих науках. Разра­ботка учения о биосфере неразрывно связана с именем В. И. Вернадского, хотя и имеет довольно длинную предысторию, начавшуюся с книги Ж.-Б. Ламарка «Гидрогеология» (1802), в которой содержится одно из первых обоснований идеи о влия­нии живых организмов на геологические процессы. Затем был грандиозный многотомный труд А. Гумбольдта «Космос» (первая книга вышла в 1845 году), в котором было собрано множество фактов, подтверждающих тезис о взаимодействии живых организмов с теми земными оболочками, в которые они проникают. Термин «биосфера» был впервые введен в науку немецким геологом и палеонтологом Э. Зюссом, подразумевавшим под ней самостоятельную, пересекающуюся с другими сферу, в которой на Земле существует жизнь. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ог­раниченной в пространстве и времени и обитающей на по­верхности Земли.

 

Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира в ви­де единого нераздельного целого высказал В. И. Вернадский. Его концепция складывалась постепенно, от первой студенче­ской работы «Об изменении почвы степей грызунами» (1884) к «Живому веществу» (рукопись рубежа 20-х годов), «Биосфере» (1926), «Биогеохимическим очеркам» (1940), а также «Хими­ческому строению биосферы Земли» и «Философским мыслям натуралиста», над которыми он работал в последние десятиле­тия своей жизни.

 

Введя понятие живого вещества как совокупности всех живых организмов планеты, в том числе и человека, Вер­надский тем самым вышел на качественно новый уровень понимания жизни - биосферный. Это дало возмож­ность понимать жизнь как могучую геологическую силу нашей планеты, формирующую облик Земли. Введение этого понятия также позволяло поставить и решить вопрос о механизмах геологической ак­тивности живого вещества, источниках энергии для этого.

 

Геологическая роль живого вещества основана на его гео­химических функциях, которые современная наука классифи­цирует по пяти категориям:

 

1. энергетическая,

 

2. концентрацион­ная,

 

3. деструктивная,

 

4. средообразующая,

 

5. транспортная.

 

Они основаны на том, что живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом, непрерывной сменой поколений порождают грандиозное планетное явление - миграцию химических элементов в биосфере. Это предопре­делило решающую роль живого вещества и биосферы в ста­новлении современного облика Земли ее атмосферы, гидро­сферы, литосферы.

 

Биосфера - это живое вещество планеты и преобразованное им косное вещество (образованное без участия жизни). Это фундаментальное понятие биогеохимии, один из основных структурных компонентов организованно­сти нашей планеты и околоземного космического пространст­ва, сфера, в которой осуществляются биоэнергетические про­цессы и обмен веществ вследствие деятельности жизни.

 

Се­годня принято считать границы биосферы следующими: в атмосфере микробная жизнь име­ет место примерно до высоты 20 - 22 км над земной поверхно­стью, а наличие жизни в глубоких океанических впадинах - до 8 - 11 км ниже уровня моря. Углубле­ние жизни в земную кору много меньше, и микроорганизмы обнаружены при глубинном бурении и в пластовых водах не глубже 2-3 км. Но эта тончайшая пленка покрывает абсо­лютно всю Землю, не оставляя ни одного места на нашей пла­нете (включая пустыни и ледяные пространства Арктики и Антарктики), где бы не было жизни. Количество живого вещества в разных областях биосферы различно. Са­мое большое его содержание в верхних слоях ли­тосферы (почва), гидросферы и нижних слоях атмосферы. По мере углубления в земную кору, океан, выше в атмосферу - ко­личество живого вещества уменьшается, но нет резкой грани­цы между биосферой и окружающими ее земными оболочками.

 

Биосфера открыта космосу, получая из него потоки космической энергии. Используя ее, живое вещество преобразует нашу планету. Само образование биосферы, в том числе и происхождение жизни на Земле, является результатом действия этих космиче­ских сил, важнейшего фактора функционирования биосферы.

 

Космические излучения и прежде всего энергия Солнца оказывают постоянное действие на все явления на Земле. Ос­нователь гелиобиологии А. Л. Чижевский особенно много за­нимался изучением солнечно-земных связей. Он отмечал, что самые разнообразные процессы и явления на Земле протекают под непосредственным воздействием Солнца. Солнце является основным (наряду с космическим излучением и энергией радиоактивного распада в недрах Земли) источни­ком энергии, причиной всего на Земле от атмосферных явлений, роста растений до умственной деятельности человека.

 

Связь между циклами солнечной активности и процессами в биосфере была замечена еще в XVIII веке. Тогда английский астроном В. Гершель обратил внимание на связь между уро­жаями пшеницы и числом солнечных пятен. В конце XIX века профессор Одесского университета Ф. Н. Шведов, изучая срез ствола столетней акации, обнаружил, что толщина годичных колец изменяется каждые 11 лет, как бы повторяя цикличность солнечной активности.

 

Обобщив опыт предшественников, А. Л. Чижевский подвел под эти эмпирические данные научную базу. По его мнению, Солнце определяет ритм большинства биологических процессов на Земле. Когда на нем образуется много пятен, по­являются хромосферные вспышки и усиливается яркость коро­ны, на нашей планете развиваются эпидемии, усиливается рост деревьев, особенно сильно размножаются вредители сельско­го хозяйства и микроорганизмы.

 

Вся живая природа чутко реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, интенсивность солнечного излуче­ния - весной покрываются листвой деревья, осенью листва опадает, затухают обменные процессы, многие животные впа­дают в спячку и т. д. Человек не является исключением. На протяжении года у него меняется интенсивность обмена, со­став клеток, тканей.

 

Состояние солнечной активности влияет на распространение многих заболеваний. Так, в 1957 году, несмотря на проводившуюся, как и в прошлые годы, вакци­нацию населения, неожиданно возросло число заболеваний клещевым энцефалитом и туляремией. В 30-е годы нашего века Чижевский предсказал, что в 1960 - 1962 годах произойдет эпидемическая вспышка холеры, что действительно произош­ло в странах Юго-Восточной Азии. Все жизненные циклы: заболевания, массовые перекочевки, перио­ды бурного размножения млекопитающих, насекомых, виру­сов - протекают синхронно с 11-летними циклами солнечной активности.

 

Люди также подвержены действию космических энергий и солнечной радиации. Так, человеческий организм, так же как организмы других животных, подстраи­вается под ритмы биогеосферы, прежде всего суточные (циркадные) и сезонные, связанные со сменой времен года.

 

Обмен веществ у человека протекает в наследуемом из по­коления в поколение циркадном ритме. В настоящее время считается, что около сорока процессов в человеческом орга­низме подчинено строгому циркадному ритму. Например, еще в 1931 году была установлена цикличность в функционирова­нии печени человека, содержании гемоглобина, калия, натрия, кальция в крови. По суточному графику ра­ботает и вегетативная нервная система. Статистика утвержда­ет, что даже рождение и смерть чаще случаются в темную часть суток, около полуночи.

 

Гематологи пришли к выводу, что в годы максимума сол­нечной активности норма свертывания крови у здоровых лю­дей увеличивается вдвое, поэтому при увеличении сол­нечных пятен учащаются инфаркты, инсульты.

 

Чижевский попы­тался установить взаимосвязь одиннадцатилетних солнечных циклов с насыщенностью историческими событиями разных периодов человеческой истории. В результате своего анализа он сделал вывод, что максимум общественной активности сов­падает с максимумом солнечной активности. Средние точки течения цикла дают максимум массовой деятельности челове­чества, выражающийся в революциях, восстаниях, войнах, по­ходах, переселениях, являются началами новых исторических эпох в истории человечества. В крайних точках течения цикла напряжение общечеловеческой деятельности военного или по­литического характера понижается до минимального преде­ла, уступая место созидательной деятельности и сопровожда­ясь всеобщим упадком политического и военного энтузиазма, миром и спокойной творческой работой в области государст­венного строительства, науки и искусства.

 

Социальные конфлик­ты (войны, бунты, революции), по убеждению Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью Солнца. По подсчетам ученого, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль­ных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%. Выводы Чи­жевского подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

 

Эти идеи о связи космоса, человека и биосферы, представ­ленные концепциями Вернадского и Чижевского, легли в осно­ву популярной сегодня гипотезы Л.Н. Гумилева о пассионарном толчке, рождающем к жизни новые этносы. Ключевым понятием концепции этногенеза Гумилева является понятие пассионарности, которое он определяет как повышенное стремление к действию. Появление этого признака у отдельно­го человека является мутацией, затрагивающей энергетические механизмы человеческого тела. Пассионарий (носитель пас­сионарности) становится способным воспринять из окружаю­щей среды больше энергии, чем необходимо для его нормаль­ной жизнедеятельности. Избыток же полученной энергии на­правляется им в любую область человеческой деятельности, выбор которой определяется конкретными историческими ус­ловиями и склонностями самого человека. Пассионарий может стать великим завоевателем (например, Александр Македонский, Напо­леон) или путешественником (Марко Поло, А. Прже­вальский), великим ученым (А. Эйнштейн, И. Гете) или религиозным деятелем (Будда, Христос). Появление свой­ства пассионарности инициируется каким-то специфическим редким космическим излучением (пассионарные толчки проис­ходят 2-3 раза за тысячелетие). Носители пассионарности по­являются в зоне следа от этого излучения - полосы шириной 200 - 300 км, но длиной до половины окружности планеты. Ес­ли в зоне этого излучения окажутся несколько народов, живу­щих в разных ландшафтах, они могут стать зародышем нового этноса. Смена этносов и есть процесс всемирной истории, при­чина прогрессивных перемен в ней.

 

Постепенно представления о связи биосферы и космоса, человека и космоса, общества и космоса вошли в научный оборот, став важной частью современного научного миро­воззрения, характерной чертой современной культуры. Эти взгляды принято называть космизмом, а сам процесс фор­мирования такого мировоззрения - космизацией науки и философии. Основными признаками космического мировоззрения являются:

 

· внедрение в массовое сознание идей о связи Земли и Космоса;

 

· переход от ан­тропоцентризма к биосфероцентризму, ставящему интересы человека и человечества в зависимость от потребностей всей планеты и всего живого на ней.

 

Частью нового космического мировоззрения является рас­ширение предмета многих старых классических наук, выведение их за рамки изучения чисто земных явлений и процессов, появле­ние космического аспекта в научных исследованиях (астрохимия, экобиология, радиационная генетика и т. д.). В связи с выходом человека в космос, как ответ на теоретические и практические проблемы этого шага появилась космонавтика. Вместе с этим люди все больше и больше ставят себе на службу природные силы космического порядка (например, использование ядер­ной энергии).

 

Новое мировоззрение требует введения новой системы цен­ностей, нового решения «вечных» человеческих вопросов о смысле жизни, смерти и бессмертии, добре и зле, которые должны быть ориентированы на осознание человеком косми­ческой значимости его деятельности.

 

Особенно активно формирование нового мировоззрения идет в последние десятилетия, хотя первые идеи космизма воз­никли на заре человеческой истории. Его мож­но определить как своеобразную направленность мышления, умонастроение, в атмосфере которого формировались новые подходы к выработке целостной концепции мироздания, пред­ставления об органическом единстве всего мира и его тесней­шей связи со Вселенной, с космосом. Понимаемый таким обра­зом космизм был изначально присущ культурному самосозна­нию человечества - мифологическое сознание наших предков полностью основывалось на парадигме космизма. Об этом свидетельствуют их интуитивные представления о тесной связи мира и человека, оживотворение мира, а также попытки обна­ружить за грозными природными стихиями некие всеобщие законы, гармонизирующие эти отношения, что отразилось в космологических мифах разных народов. Затем была плато­новская картина мира на основе признания первичности мира идей, присущих материальному бытию. Периодически космизм также оживал в христианизированном платонизме, в натурфилософских разработках Возрождения.

 

Серьезный кризис космизм пережил в Новое время в связи с развитием науки, схематизировавшей реальность и предавшей забвению идеи целостного знания. И, хотя в естест­вознании Нового времени периодически возрождались идеи единства мира, человека и космоса (Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник и др.), они не могли переломить господствующих тенденций развития европейской науки, ее стремления к стро­гому рационализму и аналитизму.

 

Лишь во второй половине XIX века европейская наука и философия проявили тенденции к синтезу знания, хотя и воспринимаемые европейской культурой с большим трудом.

 

Совершенно в иной ситуации была Россия во второй поло­вине XIX века. Наша страна была несколько изолирована от идей, господствовавших в Европе. Русская наука, родившаяся в XVIII в., и русская философия, существующая с XI века основывались на глубинных архетипах русского созна­ния, среди которых был и космизм. Это связано с тем, что в России языческое целостное мироощущение не было уничто­жено христианством. Более того, русское православие также представляло космос как живой организм, находящийся в не­престанном взаимодействии с Творцом.

 

Эти идеи, подспудно хранившиеся в русском сознании, со­единились с осознанием кризиса научного мировоззрения в конце XIX - начале XX века и дали миру феномен русского космизма - характерной черты русской культуры второй по­ловины XIX века - первой половины XX века. В Рос­сии он стал целым пластом культуры, представленным в твор­честве замечательной плеяды ученых, философов и художников. Идеи космизма в России нашли свое выражение в творчестве В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, Н. Г. Холодного, С. П. Ко­ролева, Н. А. Морозова, Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, А. Белого, А. В. Сухово-Кобылина и др.

 

Особый интерес сегодня вызывают идеи Н. Ф. Федорова, который одним из первых создал свою концепцию космизма. Он считал, что рост народонаселения на Земле приведет к освоению других планет, на которых будут расселены люди. В связи с этим он предлагал свой вариант пе­ремещения людей в космическом пространстве. Для этого, по его мнению, нужно будет овладеть электромагнитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в ми­ровом пространстве и превратит Землю в подобие космическо­го корабля. В перспективе человек, по предположению Федо­рова, объединит все миры и станет «планетоводом».

 

Идеи Федорова о расселении людей на другие планеты поддерживал его ученик, один из основателей ракетостроения и теории космических полетов К. Э. Циолковский. На основа­нии своей идеи о всеобщности жизни, везде сущест­вующей в виде вечно живых атомов, Циолковский построил свою «космическую философию».

 

Он полагал, что жизнь и разум на земле не являются един­ственными во Вселенной. Космическое пространство заселено разумными существами различного уровня развития. Во Вселенной есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти «совершенные» пла­неты обладают моральным правом регулировать жизнь на других, пока более примитивных планетах.

 

Циолковский полагал, что нашей планете во Вселенной при­надлежит особая роль. Земля относится к категории молодых планет, «подающих надежды». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие. К их числу относится и Земля. В эволюции планет постепенно будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Задача Земли в этом союзе - внести свой вклад в совершенствование космоса. Для этого землянам необходимо приступить к косми­ческим полетам и начать расселяться на других планетах Все­ленной. В этом и состоит основная идея его «космической фи­лософии»: переселение с Земли и заселение Космоса.

 

В этом заключается новое понимание места и роли человека в мире. Отныне он стал пониматься как вер­шина развития материи на Земле, в Солнечной системе, а мо­жет быть, и во Вселенной. Он становится силой, способной в перспективе осваивать и преобразовывать природу в косми­ческих масштабах. Итогом этих размышлений о роли челове­ка стало формулирование антропного принципа в современ­ной науке.

 

Наука столкнулась с большой группой фак­тов, раздельное рассмотрение которых создает впечатление необъяснимых случайных совпадений, граничащих с чудом. Вероятность каждого подобного совпадения очень мала, а уж их совместное существование и вовсе невероятно. Тогда вполне обоснованной представляется постановка вопроса о существовании пока не познанных закономерностей, которые способны организовать Вселенную определенным образом и следствиями которых мы столкнулись.

 

В этой ситуации был выдвинут и в настоящее время ши­роко обсуждается антропный принцип. В 70-е годы в двух вариантах его сформулировал английский ученый Картер. Первый из них получил наименование слабого антропного принципа: «То, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя». Второй вариант назван сильным антропным принципом: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель».

 

Слабый антропный принцип интерпретируется так, что в ходе эволюции Вселенной могли существовать самые разные условия, но человек-наблюдатель видит мир только на том этапе, на котором реализовались условия, необходимые для его существования. В частности, для появления человека пона­добилось, чтобы в ходе расширения вещества Вселенная про­шла все необходимые стадии. Понятно, что человек не мог наблюдать их, так как физические условия то­гда не обеспечивали его появления. Раз человек есть, то он увидит вполне определен­ным образом устроенный мир, ибо ничего другого ему уви­деть не дано.

 

Более серьезное содержание заложено в сильном антропном принципе. По существу, речь идет о случайном или зако­номерном происхождении «тонкой подстройки» Вселенной. Признание закономерного устройства Вселенной влечет за со­бой признание принципа, организующего ее. Если же считать «тонкую подстройку» случайной, то приходится постулиро­вать множественное рождение вселенных, в каждой из которых случайным образом реализуются случайные значения физиче­ских постоянных. В какой-то из них случайно возникнет «тонкая подстройка», обеспечивающая появление на определенном этапе развития наблюдателя, и он увидит вполне благоустроенный мир, о случайном возникно­вении которого первоначально не будет подозревать. Правда, вероятность этого очень мала.

 

Если же мы признаем «тонкую подстройку» изначально за­ложенной во Вселенной, то линия ее последующего развития предопределена, а появление наблюдателя на соответствую­щем этапе неизбежно. Из этого следует, что в родившейся Все­ленной потенциально было заложено ее будущее, а процесс развития приобретает целенаправленный характер. Появление разума не только заранее «запланировано», но и имеет опреде­ленное предназначение, которое проявит себя в последующем процессе развития.

 

Пока мы еще слишком мало знаем о Вселенной, ведь земная жизнь - это только малая часть гигантского целого. Но мы можем строить любые догадки, если они не противоречат познанным законам природы. И вполне возможно, что если человечество продолжит свое существование, если его способность познавать себя и окружающий мир сохранится, то одной из главных задач будущего научного поиска человече­ства станет осознание своего предназначения во Вселенной.

 








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 532;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.089 сек.