Лекция 3. Педагогическая мысль и система образования Западной цивилизаций.
Педагогика античности.
В эпоху античности происходит формирование основ европейской культуры, в т.ч. и образовательной.
Территория и временные границы античного мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке зародилась древнегреческая культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с т.н. варварским миром, христианством и породил культуру средневековья. Территориально античный мир охватывал земли 3-х материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.
Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера. А именно образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами.
Грек архаического периода должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах есть его характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой», «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца.
Образование занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на получение образования был одной из форм наказания человека.
Древняя Греция.
В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.
Образовательная система Спарты.
В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором.
Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.
Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п.
Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции).
Особенности спартанского образования
1. Сословный характер:
- истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;
- периэки («живущие рядом») – смешанное население с личной свободой, но без политических прав;
- илоты – порабощенные население, подчиненной государству.
Обучение – право истинных спартиатов.
2. Приоритет военного обучения.
3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться».
4. Основной тип образовательных учреждений – школы-общежития (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью).
5. Этапы обучения:
1) 7-15 лет – воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях («агелах», возглавлял агел один из мальчиков, отличающийся силой, ловкостью и умом). Цель – закалка, укрепление физической выносливости. Физические упражнения, основы военного искусства, элементарные основы чтения, письма, счета. Пение, танцы.
Физическое воспитание в Спарте: гимнастика (бег, прыжки, игра в мяч, охота, верховая езда, единоборство) и орхеистика (военные танцы: пластические движения, имитирующие действия во время борьбы, а также хоровые упражнения).
2) 15-20 лет – юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Основы эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Военное обучение. Участие в учебных сражениях, походах. Криптии – военные походы молодежи, во время которых они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из илотов.
3) 20-30 лет – обучение и воспитание в том же направлении. В итоге юноши становятся полноправными членами полиса.
Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым.
Образовательная система Афин.
Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.
Особенности афинского образования:
1. Сословный характер. Образование касалось правящего сословия – эвпатридов.
2. Учителя назывались дидаскалами и не принадлежали к жреческой касте. Статус учителя приравнивался к ремесленнику, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы. На одного дидаскала было 20-50 учеников.
3. Школы частные, платные.
4. Ступени обучения:
С рождения дети получали традиционное семейное воспитание. Цель – развить физически силы, чувство красоты и нравственные установки.
1) 7-12 лет. Мусические школы. Они разделялись на грамматические и кифаристические.
Грамматические школы – давали навыки письма (на восковых табличках («церах») костяной палочкой («стилем»); дети иногда соскребали воск и лепили игрушки, за что наказывались), чтения (заучивались басни Эзопа, поэмы Гомера и т.п., мифы, гимны). Имелись учебные пособия – модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на 4 правила арифметики, «абаки», наподобие счетов. Кифаристические школы давали музыкальное образование (игра на музыкальных инструментах – лира, флейта – пение). По мнению греческих мыслителей обучение музыке сохраняет и приумножает полисные традиции.
2) 12-16 лет. Палестры. Давали общее физическое воспитание и элементарную военную подготовку. Легкая атлетика, танцы, плавание, верховая езда, управление колесницами.
3) 16-18 лет. Гимнасии. Это были государственные философские школы. Среди академий и гимнасий наиболее популярными были:
- стоическая (Зенон), эпикурейская (Эпикур) гимнасии;
- Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку около храма мифического Аполлона Ликейского, Платон – у бассейна, при этом занятие у него начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, сконструированного им самим. Академия Платона располагалась у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, подарившему людям письменность.
4) С 18 лет юноши должны были состоять в «эфебии», государственной организации для подготовки свободнорожденных к военной и государственной службе (в течение 2 лет, на государственном обеспечении). После 1-го года обучения они приносили клятву верности Афинам.
Также были софисты (учителя мудрости). Они собирали вокруг себя группы юношей и передавали ЗУН, опыт. Это были первые платные учителя в Афинах. Прежде всего, они обучали красноречию и логике. Способы – рассказ, беседа, дискуссия, развернутое доказательство.
Именно в Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.
Древний Рим.
По преданию основан в 752 г. до н.э. С 31 г. до н.э. Рим в ходе захватнических войн превратился в столицу огромной империи. Рим во многом заимствовал традиции греческой культуры. Распространенным было семейное воспитание и обучение.
Традиционно большая роль отводилась домашнему воспитанию. При этом семейное устройство было патриархальным. Отец имел право даже убить младенца или продать сына. За воспитание детей отец нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали также и приемных детей.
Особенности римского образования:
1. Состоятельные граждане имели возможность к 12 годам (до 16 лет) отправлять детей в грамматические школы. Это были частные учебные заведения повышенного типа. Остальные же римляне посылали детей на форумы (общественные собрания), в тривиальные («перекресток»), которые находились прямо на улицах или в ремесленных мастерских. За 2 года обучения дети научались писать, читать, считать, усваивали латынь, греческий язык, основы римского права, риторику.
2. В римском образовании были исключены все «изящные науки» (музыка, пение, танцы, спорт, т.к. «они побуждают больше мечтать, чем действовать»).
3. Идеал римского образования – прагматический (т.е. с извлечением конкретной пользы). Получение образования являлось необходимым условием для военной или политической карьеры.
4. Школьный канон – «семь свободный искусств» (тривиум и квадриум). Науки предложил римский писатель и ученый Варрон. Разделил на тривиум и квадриум римский философ и автор школьных учебников Боэций.
Тривиум – риторика, диалектика, грамматика.
Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Из первоначального варианта были исключены медицина и архитектура.
5. Типы школ:
1) Риторские (ораторские) школы. Осуществляли подготовку общественных деятелей.
2) Коллегии юношества – образовательные центры для высшей знати. Готовили правящую элиту. Юноши путешествовали в центры эллинистической культуры и просвещения – Афины, Пергам, Александрию.
3) Легионы и школы всадников – военная подготовка.
6. Создание и использование первых учебников и руководств к преподаванию (в их качестве выступали авторские философские и риторские трактаты).
Виднейшие античные мыслители-педагоги:
1) Пифагор – школа («Пифагорейское братство») должна строить свою деятельность на гармонии мышления, чувств, желаний. Предметы те, что связаны с понятиями меры, гармонии и которые можно изложить в виде различных чисел, формул, знаков (музыка, математика, медицина, философия). Даже в основу возрастной периодизации была положена цифра – 7 – в первое 7-летие выпадают зубы, во второе 7-летие наступает половая зрелость, в третье – отрастает борода. Все это способствовало порядку и дисциплине, как в учении, так и в жизни. Обучение и воспитание следует организовывать соответственно возрасту.ъ
2) Демокрит – ценил роль семейного воспитания, положительного примера родителей, т.к. «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Воспитание – вторая природа человека. Основной мотив развития - детская любознательность, значит, учитель должен побуждать этот мотив, путем убеждения.
3) Сократ – цель – развить внутреннюю природу личности, способности. 1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения, 2 ступень – изучение практических профессиональных вопросов. Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
4) Платон – ученик Сократа. «Поучение» осуществляется на основе припоминания душой того, что она видела в мире идей. Ребенка нужно окружать образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе воспоминания об идеальном мире. Идеи общественного воспитания (прообразы детских садов). Необходимо создать систему государственных школ. Новорожденных сначала следует вскармливать общественным кормилицам в государственных воспитательных домах. С 3 до 6 лет – обучение осуществляется специальным воспитателем на специально оборудованных площадках вблизи храмов (в основном, игры). С 7 лет – посещение государственных школ, палестр, гимнасий, эфебий.
5) Аристотель – ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Обучение следует начинать с азбучных основ, затем делать упор на передачу реальных знаний о мире (природоведение, астрономия, философия и др.), затем привитие нравственных норм и законов в семье и полисе и заканчивать передачей ЗУН для профессиональной и творческой деятельности (риторика, поэтика и др.). В отличие от Платона, у Аристотеля основа познания – сенсорное восприятие. Воспитание должно быть разным – рабы должны готовиться к труду, а дети свободных – должны иметь досуг для развития ума и тела. На развитие человека влияют:
- внешний мир
- внутренние силы
- социальный заказ
Обучение должно опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию, т.е. с использованием повторения, следования образцу. Это доставляет ребенку удовольствие и радость. Упражнения должны быть частыми и хорошо продуманными.
Педагогика средневековья.
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи – зарождением феодального общества, оплотом которого явилось христианство.
Средние века охватывают около 12 веков:
1) 5-10 вв. – раннее средневековье
2) 11-13 вв. – высокое средневековье
3) 14-16 вв. – позднее средневековье (эпоха Возрождения).
Культурное наследие богато – великолепные образцы иконописи, появление готического и романского стилей в архитектуре, шедевры живописи Л. Да Винчи, Микеланджело и др., поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века оформляется категория профессиональных ученых.
В 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникают раннехристианские общины, выражающие надежду наиболее угнетенных слоев на приход мессии, спасителя. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, уважали труд, не признавали императоров, за что подвергались гонениям.
В 313 г. христианство было признано равноправной религией, и христианские учителя получили право преподавать в тривиальных и грамматических школах, где они трактовали разнообразные науки с позиций новой религии.
Основной метод обучения – устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов и т.п. Особое значение придавалось созданию внутреннего настроя эмоциональной приподнятости. Содержание образования ориентировалось на Библию – Ветхий и Новый заветы. Основные педагогические идеи здесь – учение о любви ко всем людям как путь спасения и самосовершенствование на пути к христианскому идеалу. В начале 7 в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы при монастырях. Содержание образования опиралось на сочинения Аврелия Августина и Платона как наиболее соответствующего из античных мыслителей идеалам христианства.
Особенности образования:
1. Содержание образования имело религиозную направленность.
2. Цель – дисциплина свободной воли и рассудка, приведение человека к вере, к постижению, почитанию и служению Богу.
3. Содержание образования имело эмоционально-символический характер. На фоне соответствующего эмоционального настроя дети постигали символы. Символ – это видимая форма невидимой сущности. С помощью символов можно проникнуть в божественную мудрость. Примеры символов:
- символ человеческой жизни – греческая буква «ипсилон» (вначале жизни прямая дорога, затем человек делает выбор – слева широкая удобная дорога греха, а справа – тернистый путь праведника).
- «1» - символ единого Бога, «2» - дуалистичность Христа (божественное + человеческое), «3» - Святая Троица и т.д.
4. Содержание обучения - 7 свободных искусств:
- латинская грамматика – для понимания и чтения Священного Писания.
- риторика и диалектика – для правильного чтения и логического мышления, умения дискутировать во избежание заблуждений в вероучении.
- арифметика – «божественный космос основан на числах
- геометрия – окружающий мир состоит из чисел
- музыка – приводит к гармонии небесную и земную сферы
- астрономия – занимается вычислением церковных праздников, постов.
Также изучали философию (венец обучения, ведет к постижению теологии), теологию и богословие.
Обучение велось на латинском языке (с момента перевода Библии на латынь). В течение 5 лет дети заучивали наизусть Псалтырь (т.к. знание и повторение псалмов отводят человека от суетных мыслей), учились читать и писать. Далее обучались 7 свободным искусствам, философии, теологии и богословию.
5.Словесные методы.
6. Педагогический стиль – авторитаризм. Необходимо воспитывать в «страхе Божьем», т.к. это развивает Разум, Веру, что способствует постижению Истины, Мудрости, а также уничтожает гордыню, мешающую почитанию Господа.
7. Типы образовательных учреждений:
7.1. Церковные. Учителя – монахи, священнослужители.
1) Приходская школа – элементарная школа при церкви 3-10 учеников. Религия, церковное песнопение, чтение на латыни, иногда счет и письмо.
2) Монастырская и епископальная школы – добавляются риторика, философия, грамматика. Переписывание книг приводит к созданию при монастырях библиотек.
3) Соборная и кафедральная школы – располагались в крупных церковных центрах. Обучение всем 7 свободным искусствам. Воспитывали священнослужителей (в закрытых общежитиях) и образовывали мирян (в открытых общежитиях).
7.2. Светские (придворные)
Придворная школа (11-14 вв.) – религиозные + светские науки (составление деловых бумаг, например). Возникновение этих школ вызвано разделением населения на 3 сословия - священнослужителей, мирян (рыцарей, князей) и профанный народ (крестьян, ремесленников).
7.3. Ремесленные.
Ученичество у мастера. 1-2 ученика за оплату. Обучение 2-6 лет. Затем ученик становился подмастерьем. Заработав денег на открытие собственной мастерской, ученик становился мастером.
7.4. Рыцарские.
Мальчиков 11-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Выполняя роль пажа, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник обучал грамоте и духовно воспитывал. В 14-16 лет паж становился оруженосцем. В 18 лет его торжественно посвящали в рыцари.
Следует отметить, что в средние века не совсем исчезла тяга к изучению античного наследия. Это происходит в период правления Карла Великого (франкского короля) в 9 в., т.н. Каролингский Ренессанс. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона и др. Это был период культурного подъема. Ко двору были привлечены ученые, объединившиеся в Академию, возглавил которую Альбин Алкуин (англо-саксонский ученый).
Но последние правители династии Каролингов перестали уделять должное внимание школам, и они стали приходить в упадок. В 11-13 вв. идет процесс централизации власти в руках монархов, что вызывало протест духовенства. В таких условиях зарождается новый вид религиозной философии – схоластика (scholasticus – «школьный, ученый»), основанный на формальной логике Аристотеля и абстрактном богословии. Фома Аквинский пытался придать вероучению форму научного знания, рационально обосновать вероучение. Появление схоластики во многом меняет содержание обучения (например, грамматика и риторика уступают место логике и латинскому языку). Также появляются новые сообщества учителей и учеников - университеты
Университет – учебное заведение поздней схоластики. Были престижными. В университетах были факультеты (fakultas – «способность»), преподаватели были докторами или магистрами. Руководил факультетом декан (dekanus – «начальник 10-ти человек»). Прокуратор (curo – «забочусь»), ректор (rector – «управитель»). Факультеты:
А) младший факультет – «артистический». Изучали 7 свободных искусств. Выходили бакалаврами.
Б) старший факультет – юридический, медицинский, богословский. Выходили докторами.
Летом были каникулы (canicula – «собака, щенок», т.к. эти дни совпадали с появлением созвездия Малого Пса).
Проводились лекции, еженедельные диспуты. Преподаватели составляли сборники конспектов «Суммы», напоминающие хрестоматии, что помогало студентам готовиться.
Начиная с 13 в. в связи с экономическими изменениями образование оказалось в сложном положении – античная литература практически исчезла из его содержания. Осталось зазубривание поэм, сочинений назидательного характера. Распространяются телесные наказания. Постепенно образование свелось к элементарному обучению со сроком 2-3 года, что снизило качество образования. Единственные заведения, сохранившие лицо, были университеты.
Педагогика эпохи Возрождения
В эпоху средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. И в соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план выступает проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности.
Эпохе Возрождения человечество обязано вновь признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Это веяние трактовалось как освобождение от идеологических и политических оков феодализма. Т.е. можно сказать, что эти перемены детерминировались социально-экономическим развитием общества. Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием наук, искусства (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан и др.), географическими открытиями (открытие Америки, морского пути в Индию).
Появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Система образования меняет ориентиры на гуманистические. Целью обучения и воспитания становится формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся к преобразованию мира.
Колыбель Возрождения – Италия (в 15 в. турки захватили Константинополь, и часть ученых сбежала с греческими рукописями в Италию, где стала возрождать античный, в основном платоновский, взгляд на мир).
Идеал античности - всесторонне и гармонично развитая личность в новых условиях претерпевал изменения. Например, в Италии главным в формировании гармоничной личности считалось воспитание гражданина (Л. Бруни, Л. Вала, Л. Альберти). Причем очаг этого воспитания – семья как основа общества в целом.
Ряд мыслителей создавали различные модели современного общества с позиций гуманистических идеалов. Например, утописты Т. Мор (модель бесклассового общества с обязательным участием всех граждан в производительном труде в сочетании со всеобщим образованием) и Т. Кампанелла («Город Солнца» – государство на принципах справедливости и гуманизма; упомянул принцип наглядности в обучении – стены «Города Солнца» были расписаны рисунками с достижениями, изобретениями, портретами великих людей).
Особенности образования:
1. Цель - формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся к преобразованию мира.
2. Активные методы обучения, аппелирующие не к памяти, а к логическому мышлению, воображению. М. Монтень: «Знать на память – не значит знать».
3. К 14 в. образование в западной Европе приобретает статус самостоятельной отрасли. Расширяется содержание образования – к «7 свободным искусствам» добавляются литература, история, география, механика.
4. Ступени обучения:
- Элементарные (низшие) школы.
- Учебные заведения повышенного общего образования – городские (латинские) школы, гимназии, коллежи, колледжи.
Прообразом будущих классических гимназий выступили школы нового образца – семейные школы. Например, «Дом радости» Витторино да Фельтре (1373-1446), основанная в 1423 г. в Италии. Основные ориентиры – уважение к ребенку, учет его индивидуальный потребностей, интересов. Использовались наглядные, диалогические методы в обучении, велось непосредственное наблюдение за детьми, организовывались походы, игры. На занятиях царила атмосфера радости процесса познания. Помимо классических языков преподавались математика, геометрия, астрономия, естествознание, история. Большое значение придавалось и физическому и духовному воспитанию.
- Университеты, кружки, академии.
Кружки и академии были нововведениями. Они раньше другие взяли на вооружение принцип гуманизма в образовании. В них активное участие принимали крупные ученые – профессора университетов, государственные деятели, священнослужители, студенты. Проводились беседы, переписки. Основная тема – изучение и распространение в современных условиях классического наследия мыслителей прошлого. Большое внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, этике, праву.
Однако уже в 15 в. стала явный невозможность реально достичь гуманистический идеал. На смену ему приходит идеал делового человека, которому не нужно быть всесторонне, духовно и нравственно развитым, творческим для достижения своих целей. Возникло явление – «филологический гуманизм» на основе приоритетного направления по переводу литературы классиков древности. Гуманистический идеал превращается в формальную литературную образованность.
В кон. 16 в. возникает кризис гуманизма (тяжело переживал его, в частности, Микеланджело, что можно обнаружить в его записках, стихах). Он вытесняется идеологией Реформации и возрождается лишь в Эпоху Просвещения. В основе Реформации (выступала против средневековой католической церкви; М. Лютер, Ж. Кальвин призывали к самостоятельному изучению и осмыслению Библии) – идеал общины, подчиняющей себе личность. Члены «братской общины», не связанной официально с церковью, жили и имели совместное имущество, исповедуя идеалы христианского коммунизма.
С кон. 50-х гг. 16 в. обозначается движение Контрреформации – ответа католической церкви на Реформацию. Она противостояла гуманистической культуре. Основа – иезуитский орден (Игнатий Лойола). Выступал за широко организованную воспитательную деятельность как оплот католицизма – общедоступные бесплатные школы, например, Иезуитские коллежи.
Иезуитские коллежи. Деятельность иезуитов была подчинена цели сохранения господства католической церкви, и поэтому личность учащегося должна была полностью подчинена ее требованиям. Тем самым происходил уклон от идеалов гуманистической педагогики Возрождения. Это был новый тип школ, с усовершенствованной методикой обучения. Наряду с заучиванием использовались новые формы организации учебного процесса – межклассное и внутриклассное соревнования, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, система поощрений и наказаний. Методика бучения была строго продумана и ориентирована на основательность знаний, а не на их объем. С этой целью каждый урок начинался с повторения предыдущего. Учащиеся делились на группы во главе с декурионом (помощником учителя) Происходило повторение и проверка знаний, взаимное обучение. Иезуитский орден большое внимание уделял также подготовке учителей. Учебные предметы – грамматика, философия, риторика, латинский язык при сохранении значительной роли религиозного и физического воспитания.
Учение, и досуг строго регламентировались и контролировались. В том числе и самими воспитанниками: каждый должен был доносить старшим обо всем дурном, что усматривал в своих соучениках. Успех и честолюбие поощрялись в соревнованиях за счет унижения товарищей и т.п.
Педагогика Нового времени
В начале 17 в. больших изменений в системе образования не происходило. В школах из-за важности освоения античной литературы (в основном, римской) активно изучали латинский язык. Активно работали иезуитские коллежи.
В содержание повышенного образования включаются постепенно математика, история, естествознание, астрономия, география и др.
Распространяются рыцарские, дворянские академии (изучали французский, итальянский, испанский языки, позже английский, историю, право, мораль, логика, механику, математику, верховую езду, фехтование, танцы, игру в мяч и др.) по причине возвышения дворянского сословия, т.к. городские сословия пришли в упадок в ходе 30-летней войны.
Первая половина 17 в. знаменуется деятельностью Я.А. Коменского (1592 – 1670).
Это был чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют актуальность и научное значение. Коменский придал педагогическому знанию стройную систему, и по праву считается отцом педагогики. Коменский был не просто педагогом, а педагогом-философом, видевшим в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Истоки мировоззрения великого ученого – философия Древнего мира, Богословие, идеи Возрождения, естественные науки.
Многие современные педагогические идеи имеют корни в его трудах: современная школа, всеобщее образование, принцип наглядности в обучении, преимущество родного языка над иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки, чередование занятий и отдыха, сад или игровая площадка при школе и т.д.
Большинство своих трудов Я.А. Коменский написал в изгнании в польском г. Лесино (куда в период 30-летней войны были изгнаны чешские протестанты). Коменский хотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. Так он создал свои великие произведения:
«Великая дидактика», «Материнская школа» (о воспитании детей в семье), «Мир чувственных вещей в картинках (здесь он реализует идею о первичном значении чувственного восприятия мира, т.е. принцип наглядности, а также переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному), «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др. и целый ряд учебников, например, «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».
Педагогические идеи Я.А. Коменского:
1. Цель образования – совершенствование природы человека как разумного существа, достижение гармонии Божественного и естественного в человеке, отсюда формы и задачи обучения и, прежде всего, воспитания:
2. Формы и задачи обучения и воспитания:
1) Нравственное – формирование добродетели (мудрости, умеренности, мужества, справедливости);
2) Умственное – познание себя и мира. Человек должен быть научно образованным (понимать устройство всех вещей);
3) Религиозное. Человек должен стремиться к Богу как своему совершенному прообразу и источнику всех вещей.
Большое значение Коменский придавал нравственному воспитанию: «Надо следить за тем, чтобы академики воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим дурной пример, бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы». Ведь слово «студент» в переводе с латинского означает «усердно занимающийся».
3. Пансофия (всеобщая мудрость) – необходимость овладения общими сведениями из различных областей, т.е. энциклопедичность образования. Таким образом, формируется универсально образованный человек. В основе пансофии – пангармония (органическая связь всего в мире между собой).
4. Универсальность школы образования. Она не ограничена временными или территориальными рамками. Человек должен учиться в течение всей жизни и в соответствии со своим возрастом.
Впервые в истории образования Коменский предлагает стройную систему школ (в основе возрастная периодизация до зрелости (24 г.)). Причем школы в идеале должны воспитывать детей вне класса, пола и т.п.:
1) Материнская школа (0-6) (весна). Воспитание в семье. Физическое развитие, формирование представлений об окружающем мире.
2) Школа родного языка (6-12) (лето). Родной язык – средство укрепления и сохранения нации. Идея создания такой школы была частично реализована Коменским в Венгрии. Развитие речи, чтение, письмо, счет, измерение, пение.
3) Школа латинского языка (гимназия) (12-16) (осень). «7 свободных искусств», а также реальные науки (физика, история, география), этика, латинский и греческий языки, ремесла.
4) Академия (18-20) (зима). Для проявивших особые умственные способности. Здесь также происходит сообщение пансофических (всеобщих) знаний.
5. Классно-урочная система. Это форма организации обучения, составными регулятивными компонентами которой выступают урок и класс. Урок - это единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, учебным планом и учебной программой. Класс – это группа учащихся одного возраста и уровня подготовки.
Важно соблюдать дисциплину, порядок во всем. Но не путем наказания, а путем сознательного соблюдения учащимися школьных законов, норм, своего долга.
Главное – позитивная атмосфера, радость без замечаний, побоев. А для этого необходимо, чтобы учение, хоть оно и должно быть систематическим, но должно отвечать возможностям детей, т.е. быть посильным.
6. Принципы обучения: принципы последовательности, научности, доступности, гуманизма, наглядности, природосообразности (успех в обучении будет в том случае, если каждый посвятит себя тому занятию, к какому предназначила его природа, т.е. в соответствии со способностями).
7. Методы обучения – словесные (пересказ, письмо, чтение), наглядные, практические (рисование). Активные методы, в основе которых моторно-двигательная активность.
8. Формы обучения – игра, соревнование, решение кроссвордов, просмотр нравоучительных пьес, диалог и др.
9. Последовательность этапов обучения:
1. Наблюдение за окружающим миром. Чувственное восприятие, непосредственное или с помощью картин, макетов, моделей и т.п.
2. Раскрытие причинных связей между явлениями через их анализ. Необходимо соблюдать последовательность, переход от простого к сложному, близкого к далекому и т.п.
10. Учитель у Коменского должен осознавать важность своей профессии, т.к. она является «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Именно учитель как садовник «взращивает молодые деревца, которые впоследствии дадут плоды».
Педагогика эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения (18 в.) – переломный период в развитии европейской цивилизации, связанный со значительными изменениями, реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в Западной Европе и России.
Особенности образования:
1. В 18 в. идет процесс становления национальных государств на основе утверждения рыночных отношений, капиталистических форм ведения хозяйства и развития промышленности. Это оказало существенное влияние на образование, направив его на практическую сферу и освоение реальных знаний (не гуманитарных). Эпоха Просвещения утверждала культ разума и науки в противовес религиозным догматам. Воспитание «новой породы» людей.
2. Именно в 18 в. инициатива открытия учебных заведений постепенно переходит от церкви к государству, и создаются первые законодательные акты (указы и пр.), определяющие особенности образовательного процесса в различных типах учебных заведений, что стало основой процесса централизации школьного дела.
3. Сословное образование сменяется распространением просветительства на различные слои населения. Каждый слой обязан получить определенный образовательный уровень.
Появляются всесословные образовательные учреждения (отличающиеся по программе и организации).
4. Учебные заведения вне зависимости от половой принадлежности учащихся. Начальные школы для девочек.
5. Типы школ:
5.1. В качестве начальных школ выступали народные школы. Они находились в ведении религиозных конфессий (в Великобритании - англиканская церковь, во Франции, Италии – католическая, в Германии – в ведении протестантского духовенства, а также дворянства). Посещение этих школ постепенно становилось гражданской обязанностью. Обучались и девочки, и мальчики, но по отдельности. Они были ориентированы на традиции педагогики эпохи Возрождения и поэтому включали частично и религиозную подготовку и основы первоначального обучения – чтение, письмо, счет на основе изучения религиозных книг (Псалтырь, псалмы и др.). Учитель давал задания и проверял их без учета пола, возраста и индивидуальных особенностей. Были физические наказания. Низкий уровень образования. Физические наказания – затрещины, пощечины, щелканье по носу, таскание за волосы, розги и т.п. Начальные школы часто не имели хороших условий (помещения, например) и в целом сильно не подвергались реформам.
В 18 в. в Великобритании открываются «школы для бедных» для элементарной грамотности. Часто они открывались религиозными обществами и были дешевыми и с низким уровнем качества. С целью удешевления расходов и распространения начального образования в Англии возникают и распространяются по Европе и России белл-ланкастерские школы с методикой взаимного обучения. Один учитель обучает от 100 учащихся и контролирует этот процесс с помощью мониторов – помощников из старших учеников или отличников, выполняющих рекомендации учителя и контролирующих дисциплину. Недостатки этой системы:
- отсутствие индивидуального подхода
- схематичность знаний
- недостаточная теоретическая база
Однако на начальной ступени обучения белл-ланкастерская система была более или менее эффективной.
5.2 На уровне средней школы проявляется особенность педагогики Просвещения – создание национальных образовательных систем. В различных европейских государствах существовали свои типы средних учебных заведений.
Германия.
Школы-гимназии. Для зажиточных сословий (дворяне, мещане). Изучение теологии, латыни, светские дисциплины. Особую роль играли филантрописты. Они открыли школы интернатного типа – филантропины - и создали ряд учебных пособий для учителей и учащихся. Они ориентировались во многом на принципы Я.А. Коменского.
Также в Германии были рыцарские академии (дворяне и представители природного сословия). Изучение иностранных языков, истории, юриспруденции, логики, математики, механики + «рыцарские добродетели» - верховая езда, фехтование, танцы и т.д.
Великобритания.
Грамматические школы (для аристократов и др. элиты). Закрытые, высокооплачиваемые учреждения. Классические академические учебные дисциплины.
Франция.
Образование в руках Иезуитского Ордена. Коллегии (основное внимание уделяли религиозному воспитанию, но также передавались знания из истории, географии, естествознания, математики). Основные языки – латынь (нельзя было пользоваться родным языком).
Все перечисленные национальные государственные дидактические системы имеют общее – это влияние религии, схоластики.
Альтернативные дидактические концепции.
Дидактическая концепция Дж. Локка. Английский философ, общественный деятель и педагог. Автор эмпирико-сенсуалистической концепции образования, во многом повлиявшую на новации в образовании в то время. «Опыт о человеческом разуме».
Знания, идея Бога, нравственные правила не врожденны. Они приобретаются в личном опыте через чувственное восприятие и работу мышления. Все идет из опыта «внешнего» (органы чувств) и «внутреннего» (рефлексия, акт познания). Дети изначально, от природы равны. Имущественное и социальное неравенство возникает вследствие внешних обстоятельств, воспитания. С помощью ассоциаций образы соединяются и формируется человеческий опыт.
В трактате «Мысль о воспитании» Локк предлагает программу воспитания джентльмена (концепция «Воспитание джентльмена»), делового человека новой эпохи и нового общества.
Следует совмещать традиции и новации, т.е. элементы светского воспитания (фехтование, верховая езда, танцы) и элементы «делового» практического обучения (право, этика, история, бухгалтерия, стенография, естественные дисциплины). «Джентльмен» обязательно должен осознавать свою гражданскую ответственность, проявлять интерес к изучению того, в чем он мог бы быть полезен своей стране.
Вначале следует обучать чтению и письму. Затем развивать мелкую моторику руки и наблюдательность (например, через рисование). Затем обучать стенографии, религии, иностранным языкам, а также математике и естественно-научным дисциплинам.
Особое значение Руссо придавал специально подобранной литературе для самостоятельного чтения по различным предметам («Это составляет последний шаг в совершенствовании разума»).
Подчеркивал важность осознанности и самостоятельности приобретения знаний.
Особенности системы Дж. Локка:
1) Целостный подход к обучению и воспитанию ребенка на основе единства его физического и умственного развития.
2) Гуманное отношение к ребенку.
3) Ценность ранней профессионализации
4) Прагматизм в содержании образования, ориентация на социальный заказ.
5) Рационализм, запрограммированность образовательного процесса.
6) Построение обучения на основе пробуждения интереса к предметам, а также на основе стремления детей к свободной и разнообразной деятельности (игра, например).
7) Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
8) Формирование самооценки и привычки к учебе как основы социального и научного прогресса.
9) Развитие нравственного сознания через убеждение, примеры с последующим их повторением.
10) Значение смены интеллектуального и физического труда.
Дидактичекая система Ж.-Ж. Руссо
Руссо предложил концепция свободного, естественного воспитания, которая стала настоящим переворотом в педагогических воззрениях того времени. Трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества. Руссо арестовали, а книгу сожгли.
Руссо не получил систематического образования, но много занимался самообразованием. Он пришел к выводу, что общество в целом аморально, жестоко, эгоистично. Развитие наук и искусства не улучшают при этом нравы людей, а, напротив, ухудшают. Наступила время, когда знание, в котором человек искал спасения, стало обманом:
- науки рождаются из потребности защититься.
- искусства – из честолюбивого желания выделиться.
- философия – из стремления господствовать.
Необходимо менять систему образования, делать ее демократичной, такой, которая будет развивать дарования ребенка, данные ему от природы.
По мнению Руссо, человек рождается с богатыми способностями к знаниям, добрым с врожденной страстью – любовью к самому себе. А общество способно его уродовать. Воспитание должно быть естественным и природосообразным. Воспитание должно создавать человека, а не добропорядочного христианина или гражданина («Нет отечества и граждан, а есть лишь угнетатели и угнетенные»).
Природа – основной фактор развития, но «это не звериное существование, а свобода, естественность. Независимость, трудолюбие».
Учитель должен создавать благоприятные условия, но не предоставлять ребенка самому себе и не навязывать свою волю. Необходимо так предавать знания, чтобы ребенок самостоятельно брал на себя эту задачу, т.е. задача должна затрагивать интересы ребенка, и решал ее.
Ребенок должен быть в позиции исследователя, а учитель – консультанта.
Особое значение в концепции Руссо играет труд. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Использование трудовой деятельности для «развития умственных сил и обеспечения процесса его социализации». «Воспитанник должен работать как крестьянин, и думать, как философ». Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания.
Ступени обучения:
1. 0-2 лет – физическое воспитание (закаливание, постоянные физические упражнения, требовательность со стороны родных).
2. 2-12 лет – воспитание чувств (самостоятельное постижение мира с помощью органов чувств без использования книг).
3. 12-15 лет – умственное воспитание (без программ, учебников и т.п.). Ребенка нужно ставить в условия, когда он постоянно задает вопросы. Полезны география, химия, физика, биология для развития любви к природе. Гуманитарные науки ложны, они искажают представления детей о мире. Из современных книг Руссо рекомендовал «Робинзона Крузо», т.к. он демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствуют человека нравственно.
В этот же период желательна работа в различных мастерских для овладения основами различных ремесел.
4. 15-18 лет – нравственное воспитание. Период «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Следовательно, необходимо нравственное воспитание, а именно вырабатывать:
- добрые чувства
- добрые суждения
- добрую волю
Что касается религии, то с ней ребенка следует знакомить с 18 лет, когда он уже в состоянии понять, что именно он ищет в религии, и самостоятельно выбрать определенную религию.
В целом обучение, по Руссо, должно идти в радости познания и иметь целью формирование личности высоконравственной, активной, самостоятельной, образованной и практичной.
Концепция Руссо легла в основу популярной в кон.19 – нач. 20 вв. концепции свободного воспитания.
Зарубежная педагогика 19-нач. 20 вв.
19 век в истории – период ожесточенной социальной, политической и экономической борьбы. Образование, в том числе стало ареной существенных преобразований в обществе.
Школа стала рассматриваться как залог государственного прогресса и национального процветания. Известный представитель французской школы Ж. Симон писал: «Народ, который имеет лучшие школы – первый народ: если он не таков сегодня, он станет таким завтра».
В целом окончательно завершается переход образования под юрисдикцию государства, школа ориентируется на использование культурных и национальных традиций при организации учебной работы.
Начальные школы были ориентированы прежде всего на практическое обучение.
Великобритания – дайм-скул, школы для оборвышей.
Франция – моноклассы
США – иррегулярные школы.
Россия – церковно-приходские школы.
Средние школы были организованы по двум моделям:
1. Классические (гуманитарное образование):
Великобритания – публичные школы-пансионаты.
Франция – лицеи.
Германия, Россия – классические гимназии.
2. Современные (естественные, социально-политические дисциплины).
Великобритания – грамматические школы.
Франция – коллежи.
Германия – реальные училища, городские школы, школы смешанного типа.
Россия – уездные и реальные училища.
Активно велись исследования в области возрастной и педагогической психологии, что послужило стимулом для создания ряда дидактических концепций. Например, концепции немецкого педагога Й.А. Зиккенгера. Она получила название «мангеймская система» (Зиккенгер реформировал систему начального образования в г. Мангейме).
Зиккенгер пытался решить проблему учета индивидуальных особенностей в процессе обучения. Основной критерий при зачислении учащегося в класс (в концепции Зиккенгера) – это не возраст, а различия в интеллектуальном развитии. Отсюда 4 типа классов:
1. Основные – для детей со средними интеллектуальными способностями (до 8 лет обучения).
2. Поддерживающие – для малоспособных, которые обычно не заканчивают школу (около 4 лет обучения).
3. Вспомогательные – для умственно отсталых детей (около 4 лет обучения).
4. Переходные – для наиболее способных детей (средняя продолжительность обучения).
Уровень умственных способностей определялся по данным психометрических тестов и характеристикам учителей.
Педагогика И.Ф. Гербарта.
19 век в образовании тесно связан с именем И.Ф. Гербарта (1776-1841), родоначальника традиционной, авторитарной педагогики, где учитель является субъектом, а ученик – объектом педагогического воздействия.
Разработал теорию обучения, целью которой является формирование интеллектуальных умений путем систематической передачи учащимся знаний и увязыванием их с развитием их эмоционально-волевой сферы (т.е. обучение приобретает воспитывающий характер).
Основные положения концепции образования Гербарта:
1. Идеал образования – интеллектуально образованный человек.
2. Ступени познания:
По мнению Гербарта «все должны быть любителями в отношении всего и виртуозами в каком-либо одном предмете». Поэтому сначала необходимо осваивать сведения об окружающем мире – «материальное образование», а затем развивать индивидуальные способности учащихся на основе развития их интересов – «формальное образование». Сфера интересов должна охватывать познание природы и познание человечества.
Все предметы связывает религия для передачи духовного опыта поколений, способствующая развитию способностей каждого учащегося, т.к. «сознание определяет поведение».
Этапы познания:
1) «Описание» - наблюдение за миром природы и общества, а также заучивание соответствующего материала. Описательное обучение.
2) «Анализ» - разъяснение, уточнение, исправление выраженных учеником идей. Аналитическое обучение.
3) «Синтез» - применяется в старшем возрасте. Вся информация обобщается и синтезируется. Синтетическое обучение.
Нравственное воспитание – основа развития личности ребенка.
Управление для подавления «дикой резвости». Для этого угрозы надзор, приказания, запреты, авторитет учителя, любовь к нему.
В целом у Гербарта подчеркивается необходимость управления процессом развития личности извне, следовательно учитель играет ведущую роль, активность и самостоятельность учащихся ограничивается.
Подобные концепции были детерминированы потребностями индустриального общества в массовости обучения и, следовательно, в его жесткой регламентации.
На рубеже 19-20 вв рост индустриализации обостряет социальные проблемы (рост городов, рабочего класса и т.п.). Вновь возникает потребность в демократизации педагогики.
Кроме того, недостатки концепции Гербарта – пассивность, отсутствие самостоятельности и творчества со стороны учащихся, пренебрежение индивидуальными особенностями и интересами – побудили к созданию альтернативных теорий.
Трудовые школы.
Начало 20 в. – «золотой век» альтернативного образования (Г. Рерс, В. Флитнер и др.).
Значительное место занимают «школы труда», основанные на признании полезности труда в формировании нравственности. Кроме того, по мнению Г. Шаррельмана («Трудовая школа») здесь:
1) Учителя и ученики образуют интимное сообщество, основанное на взаимном доверии.
2) Ведут свободный, непринужденный разговор.
3) Ученики стремятся самостоятельно решить самостоятельно поставленные цели
4) Все наказания сменяются законами, самостоятельно изданными.
5) Эпизодическое обучение играет большую роль, чем систематическое.
Практическая реализация трудовой школы принадлежит немецкому педагогу Г. Кершенштейнеру: «С раннего возраста ребенок проявляет активность, творчество, но с приходом в школу исчезают дела, охватывающие все детское существо. Предстает чуждый мир с сотней загадок и непонятными целями и требованиями». Следовательно, необходимо осуществлять непрерывное развитие жизненной активности с помощью труда (ручного).
Школа «свободной духовной деятельности» (Д.Дьюи). Главное в обучении – создание условий для развития способностей детей через их личный опыт, практическую деятельность. Поэтому средоточием в это системе, получившей название прогрессивистской, был труд. Принципы обучение по Дьюи:
- учет интересов учащихся.
- учение через деятельность.
- познание через ощущение и преодоление трудности.
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1128;