Упражнение № 6. Негаданная радость
(для детей 5-6 лет)
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
— Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения.
1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться.
2. Смех, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
Упражнение № 7. Хорошее настроение (для детей 5-6 лет)
Мама послала сына в булочную: “Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад”. Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения. Походка:
быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.
Мимика. Улыбка.
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца “Хорошее настроение”.
Упражнение № 8. Соленый чай
(для детей 5-6 лет)
Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.
Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.
Упражнение № 9. Грязная бумажка
(для детей 5-6 лет) На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив... Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора.
Упражнение № 10. Собака принюхивается
(для детей 6- 7 лет)
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Выразительные движения:
Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика. Уверенный взгляд.
Упражнения для заикающихся подростков и взрослых (О К. Романенко Практическая гештальттерапия М . 1995)
Упражнение № 1.
Описание. Сосредоточение на своих мышцах. Определение напряженных мышц. Выражение состояния партнеру невербально. Участники свободно двигаются.
Инструкция: “Свободно перемещаясь в пространстве, определите, какие мышцы напряжены больше, меньше или как-то иначе ощущаются. Сосредоточьтесь на них. Представьте, что вы есть эти мышцы и от их имени выразите свои мышечные ощущения. Что мышцы могли сказать, если бы говорили? Выразите эти чувства-мысли в движении. Продолжая движение, найдите партнера, вам приятного. и расскажите ему о своих мышечных ощущениях. Рассказывать можно с помощью рук, головы, ног, перемещениями в пространстве и др. Дайте свободу своему телу, слушайте свое тело, забудьте, как вы двигаетесь ежедневно. Представьте, что вы в невесомости и ваши движения одинаково равновероятны. Партнер внимательно “слушает” ваше сообщение, чувствует его и пытается вторить вашим движениям, какими бы странным они ему ни казались. Затем вы меняетесь ролями. Ваш партнер рассказывает о себе, а вы “слушаете” его тело и пытаетесь понять его переживания. Затем вы вновь двигаетесь в пространстве в любом выбранном вами направлении. Все, что вы делаете, диктуется импульсами вашего тела. Найдите другого партнера, выразите ему свои чувства после того, как вы определили другую группу мышечных проблем. Поиск партнера для общения совершается импульсивно в ходе движения, когда вы. проходя мимо него. чувствуете, что с ним можно говорить о том, что с вами происходит сейчас”.
Замечания ведущему. Помогайте участникам сосредоточиваться на ощущениях внутренней зоны. Обратите внимание на тех, чьи движения особенно скованы. Помогите им, манипулируя их телом. Поддерживайте любое телесное проявление.
Упражнение № 2
Описание. Работа с чувствами и состояниями. Выражение состояний. Развитие невербальной экспрессии.
Инструкция. “Сосредоточьтесь на своих эмоциональных состояниях в данный момент. Попробуйте определить их для себя. Найдите партнера так же, как и в предыдущем упражнении. Выразите эмоции партнеру с помощью языка тела. Работайте мышцами лица, руками, ногами, используйте своего партнера для передачи ваших эмоций. Партнер внимательно “слушает” ваши чувства, затем показывает вам, kjk он их понял. Вы определяете насколько точно вас поняли. Затем меняетесь ролями. Следующий шаг: вспомните ваше состояние сегодня утром. Расскажите о нем выбранному вами человеку. Вспомните, что было вчера, расскажите. Представьте, как вы хотите себя чувствовать завтра, при разговоре с начальством, во время диалога по телефону с другом, с незнакомым человеком, с родителями, и поделитесь своими ощущениями с партнером. Можно вначале представить, как вы
делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас правильно поняли”.
Замечания ведущему. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнеры не договорятся. В трудных случаях побуждайте участника искать нового партнера или станьте его партнером сами. Здесь важно продемонстрировать им возможности их тела, научить пользоваться пространством, партнером и снять оценочные установки. Упражнение выполняется в зависимости от способностей участников, как угодно долго.
Упражнение № 3
Описание. Изображение движений животных. Участники образуют круг. Пересекают его, изображая животных.
Инструкция: “Останьтесь в большом кругу. Представьте себя каким-либо животным и воспроизведите его пластику. Войдите в образ и поживите в нем. Двигайтесь так, как вы чувствуете себя в образе. Что дал вам образ задуманного животного, что можно заимствовать в его движениях? Теперь выберите образ, как вам кажется, близкий вам. Поживите в нем. Что вы чувствуете? Выберите образ животного, противоположного вам по характеру. Поживите в нем. Если это ваш “враг”, поищите его сильные и слабые стороны. Прочувствуйте их. Найдите другие образы”.
Замечания ведущему. Упражнение направлено на развитие свободы движений. На осознание своего тела, его особенностей. Принятие
своего физического “Я”. В ходе выполнения не стоит подталкивать нерешительных ) частников, лучше поддерживать всякое проявление активности. Любое изображение принимается. Стоит несколько раз подчеркнуть, что точность изображения не является целью работы. Самое важное на этом этапе: чувствовать и двигаться.
Приложение № 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся ( А И .Лубенская “Аутогенная тренировка в системе логопедических занятии со взрослыми заикающимися” Дисс канд пед наук, 1974)
Эта методика ставит общие задачи, характерные для всех существующих вариантов AT, и частные, характерные только для данной модификации. Решение этих задач направлено на нормализацию речевого поведения взрослых заикающихся. Целью общих задач является снижение мышечного тонуса и эмоционального напряжения Частных — коррекция напряжения артикуляторной и вокальной мускулатуры, регуляция дыхания, преодоление чувства собственной неполноценности и логофобии.
Эти задачи решаются в процессе поэтапного обучения больных приемам саморегуляции, речевых тренировок и бесед психотерапевтического и разъясняющего характера. В модификации AT Лубенской А.И. основными методическими приемами являются“Формула спокойствия” и имаготерапия.
Занятия специального курса AT проводятся по следующей схеме:
1. Расширенная формула спокойствия.
2. Произвольная регуляция мышечного тонуса.
3. Речевая тренировка.
4. Расширенная формула спокойствия.
5. Двигательные упражнения.
6. Самоотчеты больных.
Весь курс AT занимает около 2-х месяцев и делится на 3 этапа:
1 этап — 12-14 коллективных занятий;
2 этап — 18-20 коллективных занятий;
3 этап — 8-10 коллективных занятий.
Это деление происходит вследствие учета постепенного усложнения материала. Например, на втором этапе работы Расширенная формула спокойствия заменяется Сокращенной (“Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание. Сердце. Успокаиваюсь. Отдыхаю”). На последнем этапе работы Сокращенная формула спокойствия и все формулы, направленные на расслабление, заменяются Краткой формулой спокойствия (“Спокоен. Собран. Сосредоточен”). Каждая формула вслед за ведущим повторяется тренирующимися мысленно 3 раза. Все предлагаемые больным упражнения перемежаются самовнушениями. Постепенно изменяются условия работы. Если на первом этапе заикающиеся располагаются в креслах, то в дальнейшем, при автоматизации навыков саморегуляции в процессе речевой деятельности, тренирующиеся работают стоя и в движении.
Эти изменения дают возможность сблизить “обыгрываемые” ситуации с обычными условиями общения.
Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволяют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.
В каждую коллективную тренировку входят также вступительная и заключительная беседы. Во вступительной беседе ведущий сообщает тренирующимся план занятий, в заключительной — подводит итоги, выясняются жалобы и даются задания для самостоятельной работы.
В ходе речевых тренировок заикающиеся постепенно переходят от мысленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от коллективной работы к индивидуальной и от сопряженного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и к публичным выступлениям.
На первом этапе заикающиеся осваивают основные приемы саморегуляции: расширенную формулу спокойствия, навыки релаксации и управления вазовегетативными реакциями (дыханием, ритмом сердечной деятельности, сосудистым тонусом). Больным при этом внушается ощущение тепла в верхних конечностях и в подложечной области. Овладение этими навыками особенно необходимо той группе заикающихся, которые связывают заикание с субъективным ощущением напряжения в груди, с недостаточностью речевого дыхания.
Так, например, первое занятие 1 этапа начинается со вступительной беседы, в которой ведущий рассказывает о содержании “расширенной формулы спокойствия” и о связи речевого, эмоционального и мышечного состояния человека. Затем заикающиеся переходят к тренировке навыков саморегуляции.
Ведущий медленно, негромко произносит расширенную формулу спокойствия:
я успокаиваюсь,
я отдыхаю,
дыхание ровное, спокойное, ритмичное,
сердце бьется ровно, спокойно, ритмично,
я успокаиваюсь,
я отдыхаю.
Произнося эти формулы, тренирующиеся сосредоточиваются на тех функциях и ощущениях, о которых идет речь. Затем заикающимся предлагается переключить внимание на правую руку (для левшей — на левую). Ведущим даются формулы:
напрягаю правую руку (1 раз)
напрягаю кисть (3 раза)
напрягаю предплечье (Зраза)
напрягаю плечо (3 раза)
правая рука напряжена (1 раз)
При этом тренирующиеся сжимают пальцы в кулак, напрягают мышцы рук в соответствии с инструкциями, повторяя мысленно за ведущим самовнушение. Связав состояние напряжения с его словесным обозначением, тренирующийся произвольно расслабляет правую руку:
расслабляю правую руку (1 раз)
расслабляю плечо (Зраза)
расслабляю предплечье (3 раза)
расслабляю кисть (Зраза)
правая рука расслаблена (1 раз)
Наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти больного путем соотнесения релаксации со словом. Соотнесение слова с реальным ощущением способствует созданию условно-рефлекторной связи, которая в будущем обеспечит реализацию мышечных реакций в ответ на самовнушение.
Уже на третьем коллективном занятии тренирующиеся вызывают расслабление правой руки при помощи самовнушения. На этом же занятии вызывается ощущение тяжести в правой руке. На четвертом и пятом занятиях те же ощущения вызываются последовательно в правой, а затем в левой руке.
Затем заикающиеся обучаются формулам самовнушения, которые направлены на расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры, а также формулами, обеспечивающими регуляцию сосудистого тонуса.
С этой целью используются следующие самовнушения:
правая рука расслабляется,
мои руки расслабляются,
руки наполняются теплом (отрабатывается на 6-7-ми
коллективных занятиях),
легкое приятное тепло в области
солнечного сплетения (отрабатывается на 8-10-ти
коллективных занятиях),
все тело наполняется теплом,
лоб приятно прохладен (отрабатывается на 5-6-ти
коллективных занятиях),
тепло струится вверх,
грудь наполняется теплом,
мышцы груди и плечевого пояса,
расслабляются (отрабатывается на 11-13-ти коллективных занятиях).
Для усиления яркости вызываемых ощущений больным предлагается представление тех ситуаций, для которых характерно вызываемое ощущение.
Например, при вызывании тепла в руках тренирующимся рекомендуется представить себя греющим руки у костра, на солнце, в теплой воде и т.д. При этом каждому необходимо обращаться к той ситуации, которая для него наиболее привычна.
На первом этапе тренировки часто используются такие формулы внушения: “С каждым днем, с каждым занятием ВАШИ самовнушения реализуются ВСЕ БЫСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ”. “С каждым днем, с каждым занятием ощущения, вызванные ВАШИМ СЛОВОМ, ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ СЛОВОМ, становятся все более четкими, яркими, привычными”.
Функциональные тренировки начинаются с первых занятий, но носят еще пассивный характер.
Речевая работа первого этапа проводится по следующему плану:
1. Работа над темпом и ритмом речи.
2. Работа над мягким вводом в речь и речевым дыханием. Речевым материалом служат вначале формулы самовнушений, которые тренирующиеся повторяют мысленно за ведущим. С 6-7 занятия материалом являются специально подобранные тексты, которые предварительно отрабатываются на логопедических занятиях.
Учитывая, что дыхание человека, находящегося в состоянии релаксации, значительно укорачивается, заикающимся вначале предлагаются стихотворения с длиной строки, не превышающей 4-5 слогов (А.С. Пушкин “Адели”). По мере возрастающей речевой активности и приближения к состоянию клинического бодрствования дыхание их удлиняется, в результате чего они получают возможность проговаривать на одном выдохе стихотворную строку в 7-9 слогов (М. Светлов “Гренада”; Д. Самойлов “Названья зим”).
Полученные на AT навыки закрепляются на логопедических занятиях. Таким образом, речевой материал проходит три ступени обработки:
логопедическое занятие — AT — логопедическое занятие.
Это позволяет полученные навыки сразу же активизировать.
Второй этап является очень важным как в психотерапевтическом, так и в речевом плане.
В процессе тренировок на этом этапе решается одна из частных задач саморегуляции — отработка навыков локальной релаксации групп мышц, в которых возникает судорожность. Работа приобретает характер направленной органотренировки по группе “Речь”.
Занятия на втором этапе строятся по следующему плану:
1. Вступительная беседа.
2. Расширенная формула спокойствия.
3. Расслабление верхних конечностей брюшного пресса и грудной мускулатуры.
4. Формула спокойствия.
5. Гетерогенные внушения, направленные на усиление терапевтического эффекта самовнушений.
6. Представление трудной речевой ситуации.
7. Формула спокойствия.
8. Речевая тренировка.
9. Расширенная формула спокойствия.
10. Гетерогенные внушения, фиксирующие речевые достижения тренирующихся и утверждающие возможность их реализации в обычных жизненных ситуациях.
11. Двигательные упражнения.
12. Заключительная беседа.
13. Отчеты больных.
Условие проведения речевых тренировок несколько изменяются: тренирующиеся начинают на втором этапе работать с открытыми глазами.
Основная особенность этого этапа заключается во введении представлений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых тренировок и в закреплении речевых достижений заикающихся путем гетерогенных внушений. Правомерность использования приема представлений для выработки новых форм реагирования на патогенные в прошлом ситуации опирается на положения, которые были высказаны Валуевой М.Н. (1967). А именно: представление эмоционально окрашенных ситуаций способно вызывать у индивида эмоциональные и вегетативные сдвиги, аналогичные возникающим в реальной обстановке.
Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует словесный портрет патогенной речевой ситуации.
Например. Предлагаемая ситуация — посещение магазина. Ведущий обращается к заикающимся: “Ваша задача — пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к другому... Выбираете, что вам нужно купить, и подходите к кассе... Занимаете очередь... Впереди вас два человека. Вы — третий. Очередь продвигается... Вы слышите голос кассира. Она говорит громко, нетерпеливо... Это волнует вас... Вы чувствуете (дается описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситуации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия”.
Как только в самоотчетах появляются записи об успешном преодолении волнения, перед заикающимися ставится задача повышенной сложности: представить ситуацию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.
Например. Ситуация та же. Задача: “Воспользовавшись формулами самовнушения (“спокоен”, “совершенно спокоен” и пр.) обратиться к кассиру, назвав необходимую сумму.
Представления новых форм эмоционального и речевого реагирования вначале закрепляются на логопедических занятиях, а затем актуализируются на функциональных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуациях. Таким образом используется ступенчатая система контроля и подкрепления (представления — логопедические занятия — функциональные тренировки в реальных условиях — представления).0на позволяет добиться постепенного угашения невротических и вазовегетативных реакций, характерных для данной личности, и разрушения патологических условных связей между эмоциональными, речевыми реакциями и патогенными ситуациями.
Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающиеся используют приемы локальной релаксации. Их цель — обеспечить возможность самостоятельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и вокального аппаратов.
При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:
мышцы глотки расслабляются,
язык расслабляется,
нижняя челюсть расслабляется,
чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глотки и в корне языка.
В речевом плане это этап напряженных речевых тренировок различной сложности.
Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT, представления направлены на выработку новых речевых стереотипов, преодоление логофобии.
Во время тренировок заикающиеся постепенно переходят от легкого дремотного состояния к клиническому “бодрствованию”, от мысленного проговаривания — к активной речевой деятельности.
Речевые тренировки второго этапа проходят по следующей схеме:
1. Выработка новых речевых стереотипов (переход от мысленного проговаривания к сопряженно-отраженной и шепотной речи).
2. Закрепление речевых навыков, выработанных на первом занятии AT и на логопедических занятиях (коллективное чтение текстов, шепотная речь, переходящая в громкую).
3. Подготовка к логопедическим занятиям, одновременная работа всех членов группы (речь громкая).
4. Индивидуальные выступления (речь громкая).
Речевой материал постепенно усложняется. Заикающиеся выступают с чтением текстов, отрабатываемых ими для логопедических занятий, участвуют в импровизации по предложенной теме. В конце занятий, в ходе гетерогенных внушений, ведущий обязательно обращает внимание заикающихся на свободу речевого акта.
Для автоматизации навыков саморегуляции на данном этапе вводятся физкультминутки — небольшой комплекс физических упражнений, вызывающий повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыхания и сердечной деятельности.
После зарядки с помощью формул самовнушения тренирующиеся самостоятельно нормализуют свое состояние, обеспечивая возможность речевого общения. Для проведения внушений и самовнушений они вновь погружаются в состояние релаксации.
На третьем этапе в ходе аутогенных тренировок заикающиеся овладевают сокращенными формулами самовнушения, приемами активной регуляции мышечного тонуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.
Расширенная формула спокойствия заменяется короткими формулировками: “Спокоен, собран, сосредоточен”. Формулы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп заменяются короткими самовнушениями: “Живот, грудь, горло, челюсть, губы, язык расслаблены”.
На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.
В ходе речевых тренировок третьего этапа полученные навыки саморегуляции активно используются в процессе речевой деятельности. С этой целью тренирующимся предлагается вступать в короткие речевые контакты — диалоги вначале с ведущим, позже с товарищами по группе. Заикающиеся отвечают на поставленные вопросы, разыгрывают сценки с предложенным здесь же сюжетом, тренируют речевые навыки на фоне представления патогенных речевых ситуаций, готовятся к публичным выступлениям. При этом они встают, садятся и снова встают, переходят от группы к группе. Осуществление плавной речи на фоне несколько сниженного мышечного тонуса и состояния эмоционального равновесия обычно не вызывают затруднения.
Речевые тренировки проходят по следующему плану:
1. Речевая зарядка (коллективное чтение текстов).
2. Индивидуальная работа — тренировка речевых навыков на фоне представлений трудных речевых ситуаций.
3. Коллективная работа — короткие речевые контакты.
4. Физкультминутка. Использование навыков локальной релаксации.
5. Коллективная работа:
1) беседы, телефонные разговоры;
2) импровизации по теме. Проводимые таким образом тренировки обеспечивают возможность автоматизации навыков саморегуляции эмоционального и речевого поведения заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.
Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( Н.П. Вербовая, О М. Головина, В.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
Упражнение 1
Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.
При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.
Упражнение 2
А) Встать парами: 1 человек—дышит диафрагмой, второй — кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.
Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.
Упражнение 3
Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.
Упражнение 4
Медленный вдох ( В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.) через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу ( “Свеча”, в данном случае, может быть и воображаемой.), которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем сно-
ва сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.
Упражнение 5
Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.
Упражнение 6
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.
Упражнение 7
Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.
Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
Упражнение 8
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.
Упражнение 9
Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.
Упражнение 10
Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.
Упражнение 11
Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствие счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.
Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ( И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, “спрятать” дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.
Правило № 1
“Гарью пахнет! Тревога!” И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.
Самая грубая ошибка — тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило № 2
Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но
лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: “Гарью пахнет! Тревога!” И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило № 3
Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов — 1-3 секунды.
Правило № 4
Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделатьлегко.
Весь комплекс содержит 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага “сотню” вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и
слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда?”
Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: “Ноги накачивают в меня воздух”. Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Движения головы
1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте:
“Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?” Нюхайте воздух.
2. “Ушки”. Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: “Ай-яй-яй, как не стыдно!” Следите, чтобы тело не поворачивалось. Пра-
вое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох. 3. “Малый маятник”. Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?”.
Главные движения
1. “Кошка”. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
2. “Насос”. Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов, это— самое результативное. “Насос” особенно эффективен при заикании.
3. “Обними плечи”. Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу- Темп шагов. Одновременно
с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “Плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
4. “Большой маятник”. Это движение слитное, похожее на маятник: “насос”-“обними плечи”, “насос”-“обними плечи”. Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
5. “Полуприседы”. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.
При выполнении упражнения “насос” на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.
На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке): рир, рур, pep, pap;
лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан;
вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фаф; зиз, зуз, зез, заз;
жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.
Далее следует специальная тренировка “затаенного” дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максималь-
но задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе “восьмерок” увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше “восьмерок”. С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимся “восьмерок” сочетается не только с наклонами, но и с упражнением “полуприседы”. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать “схваченное в кулак” дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, “восьмеркам” на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.
А.Н. Стрельникова указывает, что дети охотно делают эту гимнастику, особенно если она идет в музыкальном сопровождении. Но темп для них должен быть медленнее. Торопить их нельзя. Урок следует превратить в игру. Например, изображать кошку, которая показывает зубки и пытается поймать воробья. И нюхает, нюхает воздух. Пусть они выполняют приседы, танцуя, как дикари вокруг костра. Такие занятия лучше проводить в группе с несколькими детьми.
Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
Упражнение 1
Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.
Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.
Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела;
гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и “ударяется” в верхние передние зубы. Звук должен быть легким
и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.
Упражнение 2
Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.
Упражнение 3
На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.
Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть “распевной интонацией”, так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от “распевной интонации” в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется “речевой интонацией”. “Речевая интонация” отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.
Упражнение 4
Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.
Последовательность упражнения:
а) вдох носом;
б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;
в) вдох носом;
г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.
В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.
Проделать упражнение в различных высотах.
Упражнение 5
Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или “смешанному”, среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.
Упражнение 6
На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.
Упражнение 7
Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.
Упражнение 8
Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:
один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.
Упражнение 9
Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.
Упражнение 10
Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.
Упражнение 11
Произнести фразу “Я вам приказываю” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).
Упражнение 12
В упражнении участвуют два человека. У первого фраза “Накажу!”, у второго “Нет!”. Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.
Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 924;