Я-Ты, осознавание и парадоксальное изменение

В отличие от названных выше авторов Перлз, Хефферлин и Гудмен (1993) ставили в центр диалогических отношений осоз­навание, в то время как сам контакт оставался в фоне. Тем не менее все три позиции – диалог, контакт и осознавание – тес­но связаны. Контакт, диалог как специфическая форма контак­та и осознавание совместимы аспектами единой целостности, когда они рассматриваются из феноменологической перспек­тивы.

В гештальт-терапии осознавание используется для восстанов­ления осознавания, именно для этого и создается диалогичес­кий контекст, облегчающий это восстановление. В этом же кон­тексте контакт используется для восстановления контакта. Те­рапевтическая встреча с пациентом в диалогических отношениях становится моделью восстановления контакта и осознавания, а следовательно, и возможностей роста. Гештальт-терапия рас­сматривается как «дисциплина роста», исцеление и рост через восстановления осознавания является выражением трансцедентальных возможностей человеческого существования.

Поскольку концепция контакта гештальт-терапии пригод-ii.i для естественных биологических ритмов всех организмов, "Я-Ты» отношения переводят контакт в область специфичес­ки человеческую — межличностные отношения и их развитие. Ьолее того, процесс осознавания косвенно является предвари­тельным условием диалога, предполагающим способность те-1>.шевта к присутствию в терапевтических отношениях (Yontef, .'000). Пурселл-Ли в своей статье «Диалог и бытие» (2000) под­черкивает важность буберовского акцента на том, что «огра­ничение возможности диалога есть ограничение осознавания». Исходя из перспективы феноменологического подхода, мож­но сказать, что каждый индивидуум двигается в континууме осознавания к интегративному моменту осознавания, где опыт «Я-Оно» может послужить фоном для появления «Я-Ты» мо­мента. В этом смысле интеграция вырастает из процесса сле­дования континууму осознавания и у терапевта, и у клиента. 11рактикуя феноменологический подход, терапевты и пациен­ты отставляют в сторону рассуждения о том, какое именно су­ществование является релевантным, и позволяют себе иссле­довать то, что открывают их собственные сенсорные процес­сы. Феноменологический подход обеспечивает дисциплину осознавания (Yontef, 1976).

Феноменологическая позиция предполагает принятие. Воспитанники, которые могут принимать себя, не имеют потребности осуждать себя, давать себе оценку или отрицать свой опыт. В педагогическом процессе принятие со стороны педагога создает фон для развития способности ученика к самопринятию.

У терапевта (педагога), практикующего феноменологический подход и осознавание, нет желания изменять клиента (воспитанника). Он не будет соблаз­нен помогать «беспомощному пациенту» и делать что-то за него, он будет свободен в конфликте с пациентом и т. п. Осознавание и рост происходят путем погружения себя в опыт, при отсутствии требований измениться и рассуждений о том, что «не должно быть таким как есть». Принятие «Я-Ты» отношений позволяет углубить осознавание, и одно с другим интегративно связано.

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 320;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.