Терапевтическое поле как «вместе созданная реальность».
Исследуя то, что происходит из перспективы поля «организм — окружающая среда», гештальт-терапевт сможет рассмотреть и здоровые способы саморегуляции (поддержание динамического равновесия с помощью творческого приспособления к изменяющимся условиям), и способы поддержания невротического баланса — в том случае, если он предпочитает рассматривать происходящее на сессии с точки зрения динамического баланса. Это больше соответствует такой стратегии гештальт-терапевта, как работа с внутренней феноменологией. На контактной границе в это время находятся внутренние феномены: чувства, смыслы, «виртуальные» родственники клиента и отношения с ними, реальное поведение, выбор или не выбор, обеспечивающие здоровый или невротический баланс. Основной задачей терапевта будет поддержание процесса саморегуляции, а именно того, что Ф. Перлз (2001) называл «мудростью организма», и конфронтация со способами поддержания невротического баланса. Поэтому своими интервенциями гештальт-терапевт стимулирует осознавание доминантной потребности и организацию ею функций контакта, то есть «психологическую форму саморегуляции организма».
В другое время гештальт-терапевт может рассматривать то, что происходит и с позиции взаимодействия участников терапевтического процесса, их взаимовлияния (так называемая работа на границе контакта)'. Этот способ адекватен для изучения поля, возникающего при взаимодействии терапевта и клиента («вместе созданной реальности»). При этом на контактной границе клиента находятся не только представления об отношениях (например, с близкими, с терапевтом), но и сами отношения с другим реальным человеком — терапевтом, мысли, чувства и действия клиента по отношению к терапевту. Эти отношения существуют, естественно, в контексте их отношений с миром (даже если мы ограничиваем их ментально термином «терапевтическая система»). Задачей терапевта является Гештальт-терапевт в любом случае работает на границе контакта, только в одном варианте он фокусируется на встрече клиента с внутренними феноменами,
а в другом — с собой, реальным и отличающимся от клиента человеком. побуждение клиента к осознаванию его собственных действий, влияния на другого человека, собственного вклада в организацию ситуации (проблемы). Для этого терапевт должен быть хотя бы на полшага впереди в осознавании особенностей взаимодействия с клиентом. Для того чтобы лучше понять, что происходит в этом процессе, приведем несколько примеров. Допустим, два незнакомых индивидуума сидят рядом в троллейбусе, и хотя они сидят очень близко, даже прикасаясь друг к другу, психологическое пространство между ними не дифференцировано и не сформировано.
Это очень маленькая совместная реальность, общий мир. В лучшем случае такое пространство наполнено разнообразными проекциями (если они, конечно, думают друг о друге), непроверенными предположениями и неосознанными стереотипами. Если они сидят друг напротив друга, появляется некоторый контакт глазами, общими словами или лицевой экспрессией, то это начало коммуникации и связанности, пространство между ними начинает наполняться жизнью. Контакт глазами организует поле и разделяемую реальность и отношения начинают приобретать какую-либо форму.
Итак, когда двое общаются друг с другом, возникает что-то не принадлежащее каждому из них в отдельности, это что-то появляется как функция их двоих вместе (Парлетт, 2003). Это «со-творенная реальность» (co-created reality), которая потенциально включает все, что имеется в поле опыта и жизненном пространстве каждого из них. Но это не два опыта, арифметически прибавленных друг другу. Появляется совместное поле, общая конфигурация (что-то созданное вместе, что нельзя отнести только к одному из участников общения).
Терапевтическая реальность может быть рассмотрена нами как реальность, создаваемая клиентом, включающая терапевта и существующая для определенного ответа терапевта. Следовательно, терапевт может быть отчасти анганжированным кем-то как мучитель или эксперт, помощник или... добрая бабушка. Если терапевт осознает, что происходит, он может избежать конфлуэнции с ролью, навязываемой ему клиентом в терапевтическом поле. Но играет ли он роль, навязываемую клиентом, или не играет, он все равно остается частью общего поля.
Итак, являясь индивидуумами, принадлежащими различным сообществам, мы испытываем на себе двунаправленный процесс — во-первых, создаем отношения и у нас есть результаты этих отношений, а во-вторых, мы сами также затронуты ими. Мы помогаем создать реальность или общее поле, и сами становимся созданными и организованными этим полем. Реципрокные влияния такого рода находят важное применение в профессиональной практике. В связи с этим, существует, может быть, отчасти преувеличенное, провокативное утверждение, что изменения в клиенте могут быть достигнуты только изменениями в терапевте.
С тех пор, как создается поле, связывающее участников взаимодействия, основная функция, которую терапевт выполняет по отношению к клиенту, - это изменения в способах, которыми терапевт, находясь в общем поле (точнее, являясь этим полем), отвечает клиенту, способах, изменяющих это общее поле и имеющих позитивные последствия для клиента.
Поэтому гештальт-терапия - это не то, что мы просто используем, подобно костюму, надевая и снимая его. Это не набор техник или инструментов, которые мы берем для клинических целей, а для других целей берем другой тип оборудования. Если мы выбираем работать в гештальте, этот подход пронизывает всю нашу жизнь и отношения. Способ нашей жизни не может быть искусственно отделен от способа, с помощью которого мы работаем. Все в нашей профессиональной жизни становится частью матрикса, из которого мы создаем поле с другими людьми (Парлетт, 2003). И когда это поле прояснено, число незавершенных дел минимально, имеется хорошая самоподдержка и удовольствие от того, как мы живем, возрастает наша способность к творчеству во взаимодействиях - и профессиональных, и личных. Все это гештальт-терапевт и гештальт-тренер из Вайоминга Сильвия Флеминг Крокер назвала термином «well-lived life» - «хорошо (в смысле счастливо, здорово, благополучно) прожитая жизнь».
ЛИТЕРАТУРА
1. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования (ежегодник). — М.: Наука, 1969.
2. Йонтеф Г. (2001) Гештальт-терапия: введение // Гештальт 2001. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 2001. С. 15 — 24.
3. Капра Ф. Системный взгляд на жизнь // гл. 9 из кн. Поворотный пункт: наука, общество и подъем культуры, гл. 9. — Нижний Новгород: Элис, 1995. - http://www.wplus.ru/pp/Julia/Capra/Chapt9.htm.
4. Келер В. Некоторые задачи гештальт-психологии // Учебная литература для гуманитарных вузов на 40CD ROM.
5. Кестлер А. (1967) Общие свойства открытых иерархических систем. — http: / / www. psychology.ru/yarkor/koestler.htm.
6. Левин К. Теория поля в социальных науках. — С-Пб: Речь, 2000.
7. Парлетт М. Раздумья о теории поля // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, № 1.
8. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.
9. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000.
10. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
11. Резник Р. Гештальт-терапия: принципы, точки зрения и перспективы. Интервью Малкольма Парлетта с Робертом Резником / Пер. М. Занадворова. — http://www.gestalt.ru/reznik.htm.
12. Робин Ж.-М. (1994) Экологическая ниша. - http://www.geslall.iu/robin.htm.
13. Хломов Д., Калитиевская Е. Основные стратегии работы гештальт-терапевта // Гештальт 2000. Сб. материалов Московского гештальтинтитута. - М., 2000. С. 28-37.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1518;