Лекция 6 Теории социального контроля общества над экономикой и несовершенного рынка
Традиционная теория потребительского поведения. . . Обязана иметься отвергнута в выгоду широкойсоциально- экономической теории употребления.
Сразличной ступенью страстностиэтот родкритики вновьивновьзвучит со сторонки приверженцев южноамериканской институциональной школы, не разговаривая теснее о марксистах. Поставьте монополиста в положение мальчугана для битья (в экономическом смысле), и вы уввдите, как живо способные предприниматели опять обретут вкус к конкуренции. Нарубеже XIX и XX вв.
Сложились непосредственно-исторические обстоятельства, под воздействием тот или другой США перевоплотился в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Конкретно в США в первый раз в более острой форме проявились трудности, связанные со всеобъятным действием перехода от экономики вольной конкуренции к в большей степени монополистической экономике. Это появилось одной из обстоятельств того, что США замерзли пионером антимонопольных мер, тот или другой администрация данной страны апробировала еще в баста XIX в.
Перманентный нрав таковых мер стал потом естественным для целых правительств развитых стран мира. В начале XX в. Ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и помогая антитрестовской политике своей страны, обрели статус фаворитов концепций общественного контроля над экономикой, исполняемого различными способами. Их теории положили начало новенькому направлению экономической идеи, тот или другой сейчас принято именовать социально-институциональным либо легко инс-титуционализмом. Однаковначале XX в.
Процесс модификации экономики вольной конкуренции в монополистическую существенно ускорился и на Европейскомконтиненте, гдеидеи экономического либерализма, провозглашающие полную свободу торговли (фритредерст-во) и базаров, и остальные положения о невмешательстве страны в экономику закончили, так же как и в США, подходить настоящей реальности. Следствиемусилившейся монополистическойорганизации бизнеса и хозяйственной жизни стал длившийся в процесс 19291933 гг. Мировой экономический кризис. В этих критериях всесильный законрынков Ж. Б. Сэя, на тот или другой наиболее сто лет опирались представители незапятанной экономической теории сначала классики, а потом маржиналисты утратил близкое незыблемое значение.
Несовершенная конкурентнсть прямо за институционалистами с т а-ла предметом исследования и у неоклассиков. При этом, как выяснилось потом, трудности неидеального базара, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субъектов, из числа представителей неоклассической. Экономической идеи практически сразу разглядели в собственных службах доктор Гарвардского института Э. Чемберлин и доктор Кембриджского института Дж. Робинсон.
Их теории замерзли, непременно, принципиальным фуррором ученых-экономистов XX в. Институционализм это в определенном смысле кандидатура неоклассическому направлению экономической теории. Ежели неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются незапятанной экономической науки, то институци-оналисты движущей насильно экономики вместе с материальными факторами считают также духовные, нравственные, правовые и остальные причины, осматриваемые в историческом контексте. Иными словами, институционализм в качестве предмета собственного анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические трудности социально-экономического развития. При всем этом объекты исследованияинституты не разделяются на первичные либо вторичные и не противопоставляются друг дружке.
Американскийэкономист иисторикэкономическоймысли Роберт Литр. . Хайлбронер рассуждая о том, что современная финансовая теория перевоплотился в королеву соц наук и стала единственной отраслью соц исследований, по тот или другой присуждаетсяНобелевская премия, иговоря, что экономическая наука в конце концов вышла за узенькие границы ее бывшего королевства королевства производства и распределения и может сейчас заявить близкие права на необъятную местность, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до муниципального права ^ обладает, конечно, в облика награды конкретно институцио-нализма. Нечто схожее мы лицезреем у Мтр. Блауга, тот или другой считает, что рвение институционалистов расширить поле исследования экономической науки обусловило не так давно появившийся энтузиазм к кибернетике, исследованию операций, теории управления, теории организации и корпоративной теории порядков.
В областиметодологии институционализм, по воззрению почти всех исследователей, обладает максимум корпоративного с исторической школой Германии. К примеру, В. Леонтьев строчит, что выдающиеся представители южноамериканской экономической идеи, обладая в облика Т. Веблена и У. К. Митчелла, в собственной критике количественных аналитических способов в экономической науке продолжили корпоративную линию германской исторической школы.
Отчасти это можнож разъяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков воздействие германской школы в США имелось настолько же крупно, а может быть, и наиболее существенно, чем воздействие британской. Идет, но, отметить, что историзм иучет причин социальной среды для обоснования путей экономического роста, желая и свидетельствует о схожести методологических принципов институ-ционализма и исторической школы Германии, но никак не значит полной и безоговорочной преемственности традиций крайней. И обстоятельств тут немного. Во-главных, находясь под теоретическим воздействием А. Смита, германские создатели 2-ой половины XIX в.
Всецело поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии свободы торговли и остальных принципов экономического либерализма, включая необходимость безграничной вольной конкуренции бизнесменов. Во-вторых, историзм в исследованиях германской школы проявлялся в большей степени в утверждении природного нрава рыночных экономических отношений и поддержке положения о автоматическом установлении равновесия в экономике на целым протяжении развития людского сообщества. И, в-третьих, в произведениях создателей исторической школы Германии не допускались даже какие-или намеки на вероятность реформироавания экономической Хайлбронер Р.
Лекция 7. Неординарные и альтернативные идеи и школы (Й. Шумпетер, К. Викселль, М. Калецки, В. Леонтьев)
Основополагающие и пионерские разработки экономической теории принадлежат экономистам, которых порой трудно отнести к одной научной школе. Весьма существенен и многообразен вклад экономистов, условно относимых к шведской шкале. В их трудах содержится анализ широкого крута проблем. Объединяет же их не столько единство взглядов, сколько органичная связь теоретических разработок с практическими рекомендациями.
По своим теоретическим взглядам Шумпетер не может быть отнесен ни к одной из известных экономических школ. Он занимался многими проблемами, уделив основное внимание разработке целостного представления о механизме функционирования и перспективах развития капиталистической экономики. Одна из его главных работ носит название «Теория экономического развития».
Шумпетер считает, что его теория экономического развития лучше объясняет законы и динамику развития товарно-капиталистического хозяйства, чем аналитический аппарат Маршалла. Он проводит четкое различие между статическим равновесием системы и ее динамическим развитием, преобразующим структуру, взаимосвязи между «новым» и «старым» производством.
Понятие «инновация» ввел в практику австро-американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). Он автор оригинальных работ для которых характерна своеобразная, яркая и сочная манера изложения. Одним из его учителей в Венском университете был Е. Бем-Бавек.
Выдающимися представителями шведской школы являются также Эрик Линдаль (1891 -1960) и Эрик Лундберг (1907-1987). Они разработали и использовали «метод последовательностей», на основе которого анализируются разрывы в ожиданиях (расчетах) участников производства. Выводы из теоретического анализа экономической динамики служили для обоснования политики стабилизации.
У истоков образования шведской школы стоял Кнут Викселль (1851 — 1926). Он заложил ее теоретические основы. Викселля называют одним из наиболее выдающихся теоретиков шведской школы.
Крут научных интересов Викселля был весьма обширен. Прежде всего, его интересовали общие принципы макроэкономического анализа. Он считал, что на основе математических методов можно обеспечить единство и взаимосвязанность экономической теории, ее основных положений и выводов.
К. Викселль ввел в практику анализ кумулятивных изменений, в частности, последствий несовпадений «реальной» и «денежной» процентных ставок. Нарушения в денежной и кредитной сфере взаимоусиливаются, нарастают. По сути, в своих работах он предвосхитил идеи и положения, нашедшие впоследствии более детальную разработку в теоретической концепции Кейнса.
Викселль считал, что развитие рыночной экономики не остается равновесным. Нарушения связаны с колебаниями цен, с характером кредитных операций. Чтобы увеличить свой физический капитал, предприниматели используют кредит, берут денежные ссуды в банках под определенный процент.
По Викселлю, следует различать две ставки процента. «Рыночная» («денежная») процентная ставка зависит от спроса и предложения ссудного капитала. «Естественная» («реальная») ставка - «ожидаемый доход на вновь созданный капитал» (по терминологии Кейнса - «предельная эффективность капитала»).
Обоснования, выводы, модели М. Калецкого обогатили теорию и историю мировой экономической мысли. По ряду вопросов он полемизировал с Кейнсом, развивая и уточняя теорию эффективного спроса. Вместе с английским экономистом Пьеро Сраффой Калецки считается основателем традиционной ветви кембриджской научной школы, органично связанной с концепцией классиков.
Оскар Ланге (1904-1965) - один из крупнейших польских экономистов; он внес заметный вклад в различные разделы экономической науки. Вернувшись после Второй мировой войны в Польшу Ланге обосновал значение гибкости цен и заработной платы как факторов экономического равновесия; рассмотрел варианты соотношения количества денег и уровня цен, что приводило к выводу о случайности поворота к равновесию, а не общей тенденции. Ланге показал, что предпосылкой рационального распределения ресурсов служит формирование цен в соответствии с предельными издержками. Он широко использовал математический аппарат и является одним из создателей теории эконометрии.
Капитальный труд Ланге «Политическая экономия» представляет собой первую и, пожалуй, достаточно успешную попытку систематизированного изложения теории плановой экономики, опирающейся, на достижения мировой экономической мысли.
Выдающийся польский экономист Михаил Калецки (1899-1970) разработал теорию совокупного макроспроса при определяющей роли инвестиций независимо от Дж. Кейнса. Свою работу «Очерки теории экономического цикла» он опубликовал в 1933 г. (за три года до «Общей теории» Кейнса) в Польше, а расширенный вариант на английском - в 1937 году.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 398;