Принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость
Этот принцип конституционно-правового статуса человека и гражданина отражен в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Основными правами и свободами являются те, которые наиболее полно соответствуют природе человека и гражданина, выражают его положение в системе социально-общественных связей и закреплены в конституции (основном законе) государства. Следовательно, основными считаются права и свободы, необходимые человеку и гражданину для жизнедеятельности. Если некоторые из них по каким-то причинам не попали в конституцию или же сформировались после ее принятия, то они закрепляются в текущем законе, но надо стремиться к их последующему конституционному оформлению. На этот случай Конституция РФ предусмотрела следующее: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55).
Конституционная формулировка о принадлежности человеку основных прав и свобод от рождения должна пониматься таким образом, что все люди юридически равны и при рождении обретают тот объем прав и свобод, который существует в законодательстве соответствующей страны.
В истории человечества извечен вопрос: есть ли у личности какой- то круг прав и свобод, не зависящих ни от системы, ни от строя, ни от вкусов законодателей? Французским мыслителям XVIII в. принадлежит теория так называемых естественных прав, согласно которой люди рождаются свободными и в силу этого обладают определенным набором прав, без которых они не могут существовать (право на жизнь, на достоинство личности, свобода и неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и др.).
При данном подходе к числу основных прав и свобод относятся те, которые характеризуют в каждой личности естественно-природные начала (отсюда характеристика их как естественных).
В научных исследованиях и учебной литературе по вопросам статуса личности и прав человека появилась теория так называемых поколений прав и свобод человека и гражданина — как отражения их исторической эволюции.
К первому поколению относят прежде всего отраженные в законах ряда государств естественные права личности, а также идеи равенства перед законом и права на участие в делах государства, иначе говоря, личные и публично-политические права.
Права второго поколения сложились по мере борьбы трудящихся за свое экономическое и социальное положение, а также за обеспечение своих культурно-духовных притязаний. В международно-правовых документах, а также в законодательстве различных государств они обозначены как экономические, социальные и культурные права. В научной литературе при их характеристике используется также понятие «позитивные права».
К третьему поколению стали относить права народов, которые реализуются отдельной личностью в составе общности и которые трудно реализовать в отношении отдельного человека, — право на самоопределение народов, права национальных меньшинств, право на здоровую окружающую среду, на безопасную жизнь и т. д.
Появилось суждение о правах четвертого поколения, которые связываются с правом личности пользоваться достижениями научно- технического прогресса, с внегосударственным использованием информационного пространства (прежде всего речь идет об использовании возможностей Интернета для общения, изложения своих взглядов, получения информации, изложения инициатив, объединения сторонников и т. п.); постепенно зарождаются права граждан, обращенные к органам публичной власти, и их соответствующие обязанности (право на доступ к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, соответственно обязанности последних не только размещать такую информацию в своих помещениях, но и заводить интернет-порталы; право граждан получать государственные и муниципальные услуги не только при личном обращении, но и через Интернет, обязанности органов обеспечивать осуществление такого права).
Теория поколений прав и свобод человека может быть принята с известной мерой условности, поскольку по мере развития цивилизации каждая группа прав, свобод и обязанностей личности не остается неизменной и пополняется новыми категориями.
В итоге сегодня к числу неотъемлемых прав и свобод относят не только естественные права и свободы, но и многие позже появившиеся права и свободы, в том числе характерные для личности как не только индивида, но и гражданина, оказывающего то или иное воздействие на развитие общества и государства.
В наши дни правильнее говорить о том, что круг необходимых каждому индивиду главнейших прав и свобод зависит не только от его естественно-природных качеств, но и от того, что каждый живет в обществе, государстве и должен иметь права и свободы, позволяющие ему быть свободным и реализовать свои потребности в обществе и государстве, а при желании и участвовать в их жизни. Целостный набор всех таких основных прав и свобод формируется мировым сообществом и отражается в международных документах. Следовательно, чисто абстрактную постановку вопроса — что относить к числу естественных, или неотъемлемых, прав и свобод человека и гражданина — следует заменить более конкретной: какие из них мировое сообщество на основе коллективного опыта признало самыми главными.
Но сколько бы мы ни рассуждали о естественных и неотъемлемых основных правах и свободах, в каждой стране человек обладает таким их объемом, который закреплен правом. Таким образом, в условиях Российской Федерации рассматриваемый принцип означает принадлежность человеку от рождения и неотчуждаемость таких основных прав и свобод, которые зафиксированы в Конституции РФ и текущем законодательстве.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 625;