Правовое положение национальных «окраин» империи.
В первой половине XIX в. происходит значительное расширение границ Российской Империи.
В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, которая стала именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский Император «Великим князем Финляндским» и соответственно стал там главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а исполнительная – Правительствующему Сенату из двенадцати человек, избираемых Сеймом. Великий князь финляндский (российский Император) утверждал законы, принимаемые Сеймом, назначал членов высших судебных органов, наблюдал за исполнением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях. Сейм созывался через каждые пять лет, он состоял из двух палат, представляющих четыре сословия – рыцарство и дворянство, духовенство, горожан и крестьян. Решение Сейма считалось принятым, если оно принималось тремя палатами. Принятие или вменение основных законов требовало решения всех четырех палат. Сейм имел право законодательной инициативы и право петиций перед Императором, он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без его согласия не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон.
Сенат состоял из двух главных департаментов – хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением страной, второй являлся высшей судебной инстанцией Финляндии. Генерал-губернатор был председателем Сената и представителем «Императора и Великого Князя» в Финляндии, ему подчинялись губернаторы. Министр – статс-секретарь Финляндии – был официальным посредником между высшим местным правительством Финляндии (Сенатом) и Императором. В 1816 г. Сенат был переименован в «Императорский финляндский Сенат». Во главе его находился назначаемый Императором генерал-губернатор, сосредоточивший в своих руках всю фактическую исполнительную власть.
Местное самоуправление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система управления отличалась определенной автономией – Финляндия была разделена на восемь губерний.
В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус Королевства. Император российский стал одновременно «Кролем польским».
С 1818г. стал избираться шляхтой и горожанами законосовещательный Сейм. Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный Совет, который состоял из министерств – военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания, и являлся высшим исполнительным органом, контролируемым наместником. Сейм состоял из двух палат – сенаторской и посольской. В него входили представители знати, пожизненно назначаемые царем. Посольскую палату («избу») составляла шляхта и представители общин («глины»). Депутатов избирали на воеводских «сеймиках», в которых участвовала только шляхта. Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени «Императора и короля», или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал.
Отметим, что после подавления польского восстания 1830 г. был издан «Органический статут», отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью Российской Империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме. Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться Собрания провинциальных чинов. Управление Польшей стал осуществлять Административный совет во главе с наместником Императора. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление.
Также в 1-й половине XIX в. к Российской Империи были присоединены Грузия, Северный Азербайджан, Дагестан и Бессарабия.[4]
В 1822 г. для народов Сибири[5] был издан специальный устав, подготовленный М.М Сперанским, бывшим в 1819–1821 гг. ее генерал-губернатором. Согласно положениям устава все «инородные» (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским, соответственно их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число государственных крестьян).
Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления – стойбище или улус (не менее пятнадцати семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.
Вывод. В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх концентрирует всю государственную власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших органов управления.
Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства, которое получило название Свод законов Российской Империи, и с небольшими изменениями, внесенными в 1885 году, действовало до Октября 1917 года. В недрах феодального строя растет и крепнет новая сила – буржуазные отношения, которые предопределят последующие крупные события в жизни Государства российского.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1932;