Социальная структура и уровни организации общества
Бесконечное множество форм, сторон и связей социальной организации человеческой жизни может быть понято лишь при рассмотрении общества как сложно организованной, структурно упорядоченной, взаимодетерминированной в своих составных частях целостной системы.
Социология исходит из понимания общества как сложно организованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию общей теории систем.
Чтобы разъяснить смысл системного подхода к обществу, нужно уточнить значение термина «система».
Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным свойствам комплекса составляющих ее элементов, т. е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится (пример: сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т. е. определенную экологическую структуру).
Главными признаками социальной структуры являются:
–социальное положение элементов в общественной системе в зависимости от степени обладания властью, доходом и др.;
–взаимосвязь элементов структуры посредством обмена информацией, ресурсами и др.;
– социальная активность элементов структуры в общественной жизни.
Исходя из этогосоциальная система–это упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, объединённые социальными связями и отношениями.
Общество может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество – это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система – нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации, обладает качествами, которых не было у ее элементов, взятых в отдельности.
В чем же состоит специфика социальной системы?
Во-первых, общество как социальная система относится к числу сложно организованных системных объектов. Если специфическим признаком биологических систем является их адаптация к среде, то социальные системы сами преобразуют среду и адаптируют ее для своих потребностей.
Во-вторых, существенным признаком социальной системы является устойчивость, следовательно, долговременность социального взаимодействия.
В третьих,социальные системы способны во взаимодействии со средой изменять свою структуру.
В четвертых, в процессе исторического развития человеческие общества приобретают свою социальную индивидуальность (идентичность) – неповторимое сочетание характерных свойств, которые и отличают социальные системы от других систем.
На основании вышеизложенного становится очевидно, что общество как социальная система не столько статичное образование, сколько динамичное, т. е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.
Само динамическое развитие общества может быть как линейным, так и нелинейным.
Общество–нелинейная система.Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. То есть социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости.
Общество–открытая система.Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций – непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций – разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, это как бы кризисные моменты излома. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.
Принципиально важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Этот состав многокомпонентен, но самыми основными из них являются следующие четыре взаимосвязанные и не просто взаимодействующие друг с другом подсистемы единой системы общества.
Первой такой подсистемой является исторически первичное системообразующее ядро общества – его социальная (в терминологии Т. Парсонса – социетальная) подсистема. В состав этой интегративной в своей сущности подсистемы общества входят: социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики – соотношение мужчин и женщин, детей и взрослых, пожилых и молодых людей, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни.
Второй подсистемой является экономическая подсистема. Она включает в себя: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности.
Третьим важнейшим структурным компонентом целостной системы общества является его политическая подсистема. Она охватывает собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти (монархия, республика и др.), деятельность органов государственной власти, политических партий, а также наличие норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп.
Четвертый важный компонент системы общества составляет социо-культурная система, включающая в себя образование, искусство, мораль, религию, философию, науку и т. д.
Типология обществ
Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В истории социальной мысли неоднократно предпринимались попытки классифицировать общества по тем или иным основаниям. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Собственно социологические типологии существуют со времени возникновения социологии как науки. Основатель социологии О. Контпредложил трехчленную типологию, в основе которой лежит эволюция человеческого разума. Согласно предложенной им идеи, общество в своем развитии последовательно проходит следующие стадии:
1) стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;
2) стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
3) стадия промышленной революции, соответствующая позитивной стадии общественного развития.
Э. Дюркгеймстремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарное общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т. е. осознания индивидами своего единства. Исходя из таких представлений в простых обществах действует «механическая солидарность», потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации – как частицы механического целого. В сложных обществах существуют сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды далеки друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной, а не механической. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах доминирует механическая солидарность, а в современных – органическая.
Типология Ф. Теннисапостроена на искусственном различении общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft). Под общиной (Gemeinschaft) он понимал любую социальную организацию, основанную на эмоциональных и родственных отношениях, объединяющих людей на бессознательном уровне, и на традиционных связях, поддерживаемых и культивируемых сознательно. Это отношения и связи родственников, соседей и духовно и религиозно близких людей. Общество в собственном смысле слова у Ф. Тенниса – это индустриальное общество. Только оно в полной мере соответствует этому понятию, поскольку община – это своего рода социальная предыстория. Общество (Gesellschaft) – это уже крупномасштабная и сложно организованная ассоциация людей, объединенная социальными институтами, общественным разделением труда и профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической иерархией и классовой стратификацией.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерны статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. Каждая стадия характеризовалась ключевым изменением в развитии техники: 1) копье, лук и стрелы, 2) выращивание растений, 3) выплавка металла, 4) появление плуга, 5) применение железных орудий труда и огнестрельного оружия, 6) внедрение новых источников энергии (электричество, энергия атома).
Эти нововведения приводят к образованию семи основных типов общества: 1) простые охотничье-собирательские общества, 2) развитые охотничье-собирательские общества, 3) простые огороднические общества, 4) развитые огороднические общества, 5) простые аграрные общества, 6) развитые аграрные общества, 7) индустриальные общества.
В качестве главных зависимых переменных в своей типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения и общие размеры общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования, социальное неравенство, изменения в системе стратификации.
Долгое время большое значение в отечественной науке имела типология обществ, разработанная К. Марксом,которая исходила из первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, обусловливающей тип общества. Согласно этой типологии человечество в своей истории последовательно пережило четыре формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальнуюикапиталистическую.Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с началом созидания пятого типа общества – коммунистического,считает марксизм, человечество вступает в свою подлинную историю.
Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Бел-ла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, З. Бжезинского, О. Тоффлера и др. создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем историческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграрно-ремесленный, индустриальныйипостиндустриальный.
В обществе аграрно-ремесленного типаземля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных сословий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.
Общество индустриального типахарактеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации.
На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа,его символом становится компьютер. Возникают новые виды производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология. Резко возрастает роль знания, вследствие чего появляется новая социальная группа – «когнитариат». Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникацион-ных средств.
В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.
Итак, мы рассмотрели признаки, особенности, структуру и типы обществ, которые, как мы отметили, подвержены изменениям и развитию. Возникает вопрос: существуют ли в развитии общества определенные тенденции, закономерности или все здесь происходит беспорядочно, случайно, хаотично? В ответ на этот вопрос большинство социологов утверждают, что в общественном развитии существуют определенные тенденции и закономерности.
Во-первых, в развитии общества существует закон ускорения социального развития,который гласит, что каждый последующий его этап проходит более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием (например, аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8–9 тысяч лет, а сменившая ее индустриальная цивилизация реализовала себя за 200–300 лет).
Во-вторых, в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития,вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое общество?
2. Назовите признаки общества.
3. В чем различие между «социальным временем» и «физическим временем»? Как соотносятся между собой «социальное пространство» и «физическое пространство»?
4. Что, по-вашему, позволяет говорить об обществе как о чем-то отдельном, отличном от природы?
5. В чем сходство и различие таких категорий, как «социальная система» и «социальная структура»?
6. Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ.
7. Назовите и охарактеризуйте основные подсистемы общества.
8. Какие типологии обществ вам известны?
9. Назовите характерные черты традиционного и индустриального обществ. Чем они отличаются друг от друга?
10. Что представляет собой информационное общество? Назовите его основные характеристики. Можно ли сказать, что это новый тип общества?
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабосов, Е. М. Социология в текстах: хрестоматия / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 350 с.
2. Базыленок, А. В. Социальные факторы формирования гражданского общества /А. В. Базыленок // Вестн. МГУ им. А. А. Кулешова. – 2006. – № 2–3. – С. 41–46.
3. Березкина, Л. В. Экономика как фактор развития общества / Л. В. Березкина // Социология. – 1999. – № 2. – С. 78–85.
4. Данилов, А. Н. Трансформация: процесс конструирования будущего / А. Н. Да-нилов // Социология. – 1997. – № 1. – С. 4–9.
5. Данилов, А. Н. Системная трансформация в общем процессе глобализации / А. Н. Данилов // Социология. – 1998. – № 1. – С. 71–76.
6. Достанко, Е. А. Проблемы интеграции стран Центральной и Восточной Европы и СНГ / Е. А. Достанко // Социология. – 1997. – № 1. – С. 82–86.
7. Знобищева, Е. А. Субъективная оценка жизни в контексте разных стран и разных систем социального неравенства / Е. А. Знобищева // Социология. – 2002. – № 1. – С. 77–86.
8. Кириенко, В. В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного развития / В. В. Кириенко // Социология. – 1999. – № 1. – С. 35–57.
9. Кириенко, В. В. Временной темпоритм как один из структурообразующих компонентов менталитета белорусов / В. В. Кириенко // Социология. – 2005. – № 1. – С. 43–52.
10. Кириенко, В. В. Менталитет как социологическая категория: предметное поле, структура и функции / В. В. Кириенко // Социология. – 2009. – № 3. – С. 85–98.
11. Колбановский, В. В. Средний класс – социальная реальность, «класс на бумаге» или «обман трудящихся» / В. В. Колбановский // Социс. – 2013. – № 2. – С. 42–57.
12. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для студентов высш. учеб. заведений / А. И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 367 с.
13. Лугвин, С. Б. Рациональность индустриального общества и модель «рациональной бюрократии» М. Вебера / С. Б. Лугвин // Социология. – 2005. – № 2. – С. 55–63.
14. Маркович, Д. Качество жизни в странах переходного периода / Д. Маркович // Социология. – 1998. – № 3. – С. 27–35.
15. Новиков, А. М. Постиндустриальное общество – общество образованных людей / А.М. Новиков // Специалист. – 2008. – № 1. – С. 2–7.
16. Новиков, А. М. Труд и образование в постиндустриальном обществе / А. М. Новиков // Специалист. – 2008. – № 2. – С. 2–5.
17. Новиков, А. М. Понятие «образность» в постиндустриальном обществе / А. М. Новиков // Специалист. – 2008. – № 3. – С. 2–4.
18. Парсонс, Т. Социальные системы (статья из Международной энциклопедии социальных наук) / Т. Парсонс // Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. V. – Вып. 1.–2 (15–16). – С. 169–203.
19. Соколова, Г. Н. Уровень и качество жизни как предпосылки перехода к постиндустриальному обществу / Г. Н. Соколова, Н. Н. Сечко, Е. В. Таранова // Социология. – 2010. – № 4. – С. 42−52.
20. Социология: курс лекций / Ю. Г. Волков [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 509 с.
21. Социология. Основы общей теории / под ред. В. И. Бахмина, Я. М. Бергера [и др.]. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 210;