Распространение культуры в обществе.
Одним из самых существенных моментов в развитии культуры является распространение культурных ценностей и образцов. Технический прогресс и изобретение новых СМИ сыграли важную роль в распространении культуры. Первоначальные образцы культуры не выходили за рамки семьи, рода или племени. Развитие языка и письменности позволило распространять культуру на значительные расстояния, и с этого времени культура начала переходить границы обществ, стран, государств. Изобретения и открытия в области средств массовой коммуникаций создали условия для глобального распространения культуры.
Французский исследователь А. Моль разработал универсальную модель распространения культуры в современном обществе.
Как видно из таблицы, любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе своей умственной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создает новый продукт. При демонстрации культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. Если образец устраивает членов малой группы, он применяется, и это считается первым шагом в распространении культурного образца в микросреде. Вновь созданный образец культуры в случае его полезности, распространяется с помощью средств массовой коммуникации в более крупные социальные общности. В ходе такого распространения культурный элемент изменяется, его можно считать продуктом коллективного творчества людей. Для дальнейшего его распространения, необходимо, чтобы он имел ценность и значимость в пределах большой группы и был доведен до массовой аудитории с помощью СМК. Однако это не означает, каждая идея, распространяемая СМК, станет частью массовой культуры. Если новая культурная норма принимается макросредой как полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, и процесс повторяется.
Таким образом, мы видим, что распространение культуры в обществе представляет собой замкнутый цикл, который начинается с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества.
Гибкость культуры, ее способность изменяться и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависят от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.
Распространение культуры в значительной степени происходит посредством учреждений культуры: библиотек, музеев, театров, кинотеатров, концертных организаций и многих других.
Библиография
1. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – с. 290 -2001.
2. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М., Наука, 1995. – С.106 – 135.
3. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002.- С. 328 – 454.
4. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Об-во “Знание”, 1993. – С. 149 – 210.
5. Концептуальные основы социологического анализа, культурных изменений М., 1991.
6. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992.
7. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры.- М., 1996, гл. 1,2.
9. Харчева В. Основы социологии Москва.Ж Логос, 1999.- С. 146 – 158.
10. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984. – С. 27 – 83., 208 – 295.
11. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М., 2003. – С. 165 – 180.
12. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997. – С. 38 – 68.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1576;